Статья Обучение первоклассников приёму классификации на начальном этапе обучения математике


lefttopОбучение первоклассников приёму классификации
на начальном этапе обучения математике
Чиркина И. А.
учитель начальных классов
школа-лицей № 62
г. Астана
Одной из задач обучения математике младших школьников является развитие логического мышления. Включение системы логических заданий, является основой для успешного усвоения математических знаний, умений и навыков. Сформированные на уроках математики логические умения являются универсальными и активно используются детьми при изучении других учебных дисциплин и в повседневной жизни. Учителя подбирают из разнообразной методической литературы логические задачи и включают их в урок и во внеклассную работу, начиная с первых шагов ребенка в школе.
Для того, чтобы каждый ученик достиг необходимых для дальнейшего усвоения учебного материала результатов, а также развития логического мышления, необходимо учитывать систему специально подобранных заданий и соблюдать этапность в работе над ними. Рассмотрим обучение младших школьников приёму классификации.
Для выполнения классификации нужно:
уметь выделять признаки объектов;
сравнивать объекты по существенным признакам;
уметь обобщать
Таким образом, на подготовительном этапе обучения приёму классификации выполняются следующие виды упражнений:
1. Задания, в которых требуется дать название, группе объектов, выделив их общее свойство.
2. Задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекты, в неё входящие.
3. Задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы.
4. Задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу («лишний»).
Виды упражнений могут усложняться за счёт изменения самих объектов, увеличения числа объектов в группе, появлении нескольких вариантов решения. В заданиях подобного рода могут использоваться реальные предметы, геометрические фигуры и их модели (числа, ряды чисел, выражения и др.) Они могут содержать большее или меньшее число признаков, иметь разное количество общих и отличительных черт.
Приведу примеры некоторых заданий, различных по мере усложнения:
Первый вид заданий:
1. Как назвать одним словом: воробей, голубь, синица?
2. Какую надпись ты сделаешь на коробочке, в которой лежат фигуры, изображённые на рисунке?
ж
с
к

ч
зк
к
к
к


рис.1 рис.2 рис.3
3.Запиши числа от 6 до 13. Подчеркни первые четыре записанных числа. Объясни, какие числа подчеркнул, не называя их.
Второй вид заданий:
1. Выложи на парту картинки с изображением птиц (цветов, животных, школьных принадлежностей и др.)
2. Положи в ряд три квадрата (фигуры красного цвета, геометрические фигуры).
3. Запиши все числа, большие 3, но меньшие 9 (или однозначные числа, большие 3).
Третий вид заданий:
1. На полочке стоят игрушки: уточка, собачка, котёнок. Какая игрушка больше подходит к ним? (лошадка или медвежонок). Почему?
2. Добавь фигуру, подходящую к изображённой на рисунках№1,2,3, группе фигур.
3. Допиши несколько примеров так, чтобы они были похожи: 3+2; 5+2; 7+2;….
Четвёртый вид заданий:
1. Найди, кто заблудился и пришёл из другой сказки: дед, лягушка, мышка, зайчик, лисичка, медведь?2. Какая фигура на рисунках отличается ото всех остальных? Где это возможно, рассмотри разные варианты решения.




рис.4 рис.5 рис.6
3. Какая величина «лишняя» в данном ряду: 3см, 12 м, 5дм, 2л?
На этапе обучения первоклассников приёмам классификации необходимо построить работу таким образом, чтобы подчеркнуть обязательные условия, которые должны соблюдаться при разбиении множеств. Систему подобных заданий можно разработать по каждой теме и использовать задания на классификацию на разных этапах урока для эффективного закрепления знаний, умений и навыков учащихся, развития логического мышления, а в некоторых случаях и для ознакомления с новым материалом.