Методическая проблема Активизация познавательной и мыслительной деятельности на уроках Основы права с применением ИКТ


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВЫ ПРАВА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Боранбаева К.Б.
преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
Лисаковского технического колледжа
Меняется мир непрерывно, неспешно
Меняется все от концепций до слов
И тот лишь сумеет остаться успешным,
Кто сам вместе с миром меняться готов.
Петр КалитаСегодня образование в нашем государстве не стоит на месте постоянно обновляется, учителю, чтобы идти в ногу со временем и вести за собой подрастающее поколение самому необходимо обновлять свои методы и приемы, внедрять в учебный процесс все новинки науки.
Достижение качества образования, формирование предметных и ключевых компетентностей во многом зависит от использования проектных, исследовательских, игровых технологий; создания ситуации успеха, сотрудничества, самообразования. Неотъемлемой составляющей этих технологий являются информационно-коммуникационные технологии. Соединение образования с информационно-коммуникативными технологиями обладает, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: информационно-коммуникативные технологии способствуют активизации аналитической деятельности учащихся, обеспечивают возможности смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика; расширяют возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и обучающегося; позволяют моделировать различные условия учебного процесса, к которым ребенку необходимо быстро адаптироваться, что способствует развитию и проявлению ключевых компетенций.
Также в процессе использования ИКТ на уроках основы права, формируется умение учащихся самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для учителя новые методические возможности подготовки и проведение уроков, повышает эффективность и качество обучения, позволяет развивать творческую активность, формировать правовую культуру, гражданскую ответственность, и воспитывать патриотизм.
В усилении процесса обучения, особую  роль приобретают приемы активизирующие учебно-познавательную деятельность: проблемно-поисковые ситуации, дискуссии, формы самостоятельной работы, задание творческого характера и др. То есть используются виды работ, связанные не только с запоминанием и воспроизведением, но и  активизирующие учебную деятельность обучающихся, воспитывающие у них активную жизненную позицию, развивающие логическое мышление, познавательные интересы и потребности, побуждающие активно искать решение проблем, находить способы преодоления трудностей.
Учеными давно доказана тесная связь между методом, с помощью которого обучающийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если обучающийся имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Применение средств ИКТ на уроках эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и совершенным.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в  соответствии с которыми:
- четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
- уточняю: где и когда буду использовать информационные технологии;
- согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
- учитываю специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации.
Для реализации поставленных дидактических задач пользуюсь различными формами и методами:
- практический (выполнение упражнений учебника);
- объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
- наглядный (демонстрация);
- эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
- методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, творческий)
Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации: при наличии компьютера, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
При использовании интерактивной доски у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить, как минимум на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить обучающимся. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. С помощью ресурсов интернета выполняют задания:
 
Творческого характера Исследовательского характера
эссе, рисунки, рефераты, сообщения, видеоролики, рекламы (например, оформление презентаций с использованием технологий обработки информации)Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, кластер, выступают в различных ролях (депутаты, журналисты, руководители и т.д.) 
Домашнее задание выдается в творческой форме, где обучающиеся выполняя его используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей обучающихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации обучающимися, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов) активизирует интерес их к усвоению медиа-технологий. Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
При использовании мультимедийных технологий знания лучше усваиваются и запоминаются. Для активизации познавательной деятельности учащихся, постоянное применение ИКТ на уроках не возможно, так как необходимо чередовать разнообразные технологии обучения, можно использовать не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества.
А самое главное пробудить у обучающихся на уроках положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание я уделяю организации познавательной деятельности, которая побуждает обучающихся к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, гражданскую ответственность и казахстанский патриотизм, формирует мыслительные способности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Казахстанская правда. Алматы: 2008, №26, с.21
2. Казахстанская правда. Алматы: 2011, №2
3. Страна и мир: Алматы: 2011, №26-27, с.6
4. Стратегический план 2020: Казахстанский путь к лидерству. Астана: Деловой мир, 2010. – с.159-175.
5. Профессионал Казахстана. Алматы: 2011. - №2 с. 37-41
6.Акиф Л.М. Проблема формирования познавательной активности учащихся// Вестник ТГПУ, 2012 -№5 – с.197-202
7.Анянова И.В. Современная технология учебного занятия. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008, – с.253
8.Буткин Г.А., Володарская И.А., Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся //Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Наука, 1980 – с. 67-87
9.Горшкова О.О. Самостоятельная работа  как фактор формирования познавательной активности студентов// Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2007г.  41 с.31-34