Овладение навыками орфографии путем развития рефлексии


Овладение навыками орфографии путём развития одного из компонентов учебной деятельности-рефлексии на уроках русского языка


Проблема формирования орфографических навыков в начальных классах является одной из ведущей в курсе русского языка. Известно, что орфографическая грамотность в своей основе должна закладываться в младшей школе. Однако у большей части детей, закончивших четвертый класс, орфографическая зоркость не сформирована.
Цель работы:
выявить средства формирования орфографического действия на начальном этапе.
Объект исследования:
образование младшего школьника в процессе освоения учебной деятельности.
Предмет исследования:
условия овладения орфографическим действием.
Гипотеза исследования
Орфографическое действие формируется эффективнее, если будут выполнены следующие педагогические условия:
- определяющую роль в процессе формирования орфографической грамотности играют действия, которыми предстоит овладеть учащимся, полнота теоретических понятий и выделенных способов действия, их разумность, обобщенность и осознанность; - если в процессе обучения удаётся создать ориентировочную основу того или иного действия, то количество упражнений, необходимых для овладения ими сначала на уровне умения, а затем навыка, существенно уменьшается;
В школьной практике учителя дают новое содержание традиционными способами, то есть действует старая модель урока, в которой выделяются повторение, изучение нового, закрепление, обобщение.
Мы же в своей работе стараемся избежать этого. Невозможно пересказать понятия, изложить общие принципы большого круга типовых задач, поэтому ведущим становится овладение способами решения задач, но не факт овладения самим материалом.
Предметом совместной работы учителя и ученика является не материал, а учебная деятельность, которая представляет собой форму активности ученика, направленную на его самоизменение как субъекта.
Учитель, организующий учебную деятельность, должен знать, как она устроена, так как моделирование каждого занятия зависит напрямую от организации учебной деятельности, что и определяет формирующий тип мышления – теоретического, системного, диалектического.
Таким образом, мы при моделировании каждого занятия стараемся предопределить следующее:
Ученик – субъект учебной деятельности, в ходе – обучения он самосовершенствуется, изменяется, при этом формируется новый тип мышления – творческое. Д.Б. Эльконин по этому поводу писал: “Позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего урока, а позиция человека, совершенствующего самого себя”. Совершенствовать себя – значит учить самого себя.
Для того, чтобы ученик был субъектом обучения, учителю необходимо организовать исследовательскую деятельность учащихся, поставить их в такие условия, какие были у учёного в момент открытия законов. Поэтому учебный процесс необходимо моделировать, как писал Э.В. Ильенко, чтобы оно “в сжатой, сокращённой форме воспроизводило действительный исторический процесс рождения и развития знаний.”
В.В. Давыдов такую деятельность учащихся назвал “квазиисследовательской”: мышление школьников не тождественно мышлению учёных, деятелей искусства, теоретиков морали и права. Школьники не создают понятий, образцов, ценностей и норм, а присваивают их посредством учебной деятельности.
“Такой процесс исследования на занятиях ведёт к новообразованию нового типа мышления – теоретического, которое предполагает анализ содержания учебного материала во всех взаимосвязях, противоречиях, выделяя в нём некоторое сходное общее отношение, обнаруживая, что оно проявляется во многих других частных отношениях, учащиеся тем самым строят содержательную абстракцию изучаемого предмета” (В.В. Давыдов), что ведёт к выявлению способов решения задач.
Пусковым механизмом учебной деятельности учащихся являетсярефлексия, которая позволяет, с одной стороны, обнаружить и установить учащимся границы своего незнания; а с другой стороны, уметь переходить границы своих возможностей, раздвигать их в области мышления и деятельности, тем самым изменяя себя.
Рефлексия помогает обнаружить дефицит знаний, что ведёт к постановке учебной задачи, так как освоенный способ решения большего круга задач больше не действует.
Например, при обучении грамоте первоклассники писали слова, в которых произношение не расходилось с написанием, кроме слов с – жи, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-. Они прекрасно усвоили этот способ написания слов (типа: стол, мама, парта, книга и т.д.), но вот появилась необходимость написать слова типа каравай.
Старый способ перестаёт действовать, так как это слово можно воспроизвести в 4-х вариантах.
Встаёт задача: какой правильный, как узнать?
Идёт совместный поиск решения орфографической задачи, когда в словах есть сильная и слабая позиция.
Таким образом, учебная задача помогает изменить самого действующего субъекта, это заключается в овладении определёнными способами действия. Учебная задача не навязывается учащимся, у них возникает потребность при наличии рефлексии принять задачу, предложенную учителем, либо самим её сформировать.
Найденный способ решения учебных задач рефлексируется, так проводятся оценка и контроль усвоенного способа.
Модель учебного занятия, которой мы придерживаемся на уроках русского языка, можно выстроить так: рефлексивный контроль – учебная задача – цель моделирования новых знаний – овладение новым способом действия – теоретическое понятие – рефлексивный контроль его возможного использования.
Для повышения учебно-познавательного интереса, для формирования у детей действий самоконтроля и самооценки мы предложили детям заполнить таблицу “Что я знаю и умею”, в которую были внесены все изучаемые орфограммы. Кружок в соответствующую графу приклеивается только в том случае, если ученик сам осознал, что сможет рассказать про ту или иную орфограмму; приводит примеры, предлагаю задания – ловушки для одноклассников или учителя.
Предлагаем задания, которые мы использовали с целью исследования уровня сформированности действий контроля и оценки.
Задание: написать диктант.
После выполнения работы есть возможность сделать поправки карандашом синего цвета. На следующий день учащемуся предлагается вновь вернуться к тексту и улучшить его с помощью зелёного карандаша. Сопоставление поправок, сделанных по ходу работу ручкой и разноцветными карандашами после работы, в том числе отсроченных, позволяет выявить разные формы самоконтроля, свидетельствуют о потребности ученика в улучшении своей работы.
“Самоконтроль по собственной инициативе”.
Учащемуся даётся время для выполнения задания. После выполнения листки собираются (для оценивания) и копируются. После этого листки раздаются и учащимися предлагается проверить работу ещё раз, если ребенок считает это необходимым. Данный приём позволяет изучить, делают ли учащиеся по собственному почину поправки в своей работе.
“Ищи ошибку”.
Ребёнку предложен текст, в котором он ищет и исправляет ошибки. Он не только ставит перед собой орфографические задачи, но и развивает внимание.
Зимой в лесу
Наступает раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Веточки берез украшены пушистым инеем. Цепочка следов вьётся по лесной опушке. По самому краю полянки пробежал зайка. Весёлая стайка птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке старого дерева. С его ветвей свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей!
Задание для группы учащихся
Математики
Сосчитать, сколько существительных в тексте.
Сколько существительных мужского, женского и среднего рода.
Сколько одушевленных и неодушевленных существительных.
Сколько существительных единственном и множественном числе?
Найти и сосчитать, сколько в тексте существительных, соответствующих схеме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сколько % составляют все существительные от общего количества слов в тексте.
Зимой в лесу
Наступает раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Веточки берез украшены пушистым инеем. Цепочка следов вьётся по лесной опушке. По самому краю полянки пробежал зайка. Весёлая стайка птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке старого дерева. С его ветвей свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей!
Задание для группы учащихся
Филологи
Изменить любое предложение в соответствии со схемой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Найти существительное, у которого количество букв и количество звуков не совпадает.
Найти в словаре лексическое значение слов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Зимой в лесу
Наступает раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Веточки берез украшены пушистым инеем. Цепочка следов вьётся по лесной опушке. По самому краю полянки пробежал зайка. Весёлая стайка птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке старого дерева. С его ветвей свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей!
Задание для группы учащихся
Художники
Выбрать 3 существительных единственного числа, женского рода, неодушевленных и нарисовать.
Придумать стихотворение по теме текста.
Составить фонетическую схему любого имени существительного, которое есть в тексте, и сделать аппликации из цветной бумаги.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115