Презентация Овладение навыками письма в начальной школе


Овладение навыком письма в начальной школеЛяхова О. А. Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3 с углубленным изучением английского языка «В чём же дело? Ведь ребёнок старается?» - беспокоятся родители. А причина в недостаточно развитой, как говорят специалисты, ручной ловкости. Это значительно затрудняет овладение навыком письма, а в последующем и совершенствовании его. У детей с неразвитостью мелких мышц руки быстро устаёт рука во время письма, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, им трудно уложиться в общий темп работы.Первая буква, первое слово… Как много усилий порой затрачивает первоклассник, а в тетради появляются лишь каракули. Для успешного овладения школьными навыками необходимо иметь хорошо развитую моторику руки. В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не всё в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Стимуляция мелкой моторики приводит к активизации соответствующих отделов мозга, отвечающих за речь. И. п. – стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Сильно сжать пальцы в кулаки, задержаться в этом положении на 2-3 с, затем разжать, расслабить кисти и встряхнуть ими. Повторить 4-6 раз.И. п. – стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы правой руки сжаты в кулак. Разжать пальцы правой руки и одновременно сжать в кулак пальцы левой руки, вернуться в и. п. Повторить 20 и более раз, постепенно убыстряя темп.И. п. – стоя или сидя, ладони вместе, пальцы переплетены. Попеременно сгибать и разгибать пальцы. Повторить 20 – 30 раз.И. п. – сидя, руки с разведёнными пальцами лежат на ровной горизонтальной поверхности. В течение 30 – 60 с поочерёдно постукивать по опоре пальцами то одной, то другой руки, то обеих рук сразу.Упражнения для развития ручной ловкости И. п. – сидя или стоя, руки согнуты перед собой. Касаться большим пальцем поочерёдно указательного, среднего, безымянного, мизинца. Темп выполнения и сила надавливания постепенно возрастают. Повторить 15 – 20 раз.И. п. – сидя или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены. Сгибать и разгибать кисти в лучезапястных суставах. Повторить 10 -20 раз.И. п. – стоя или сидя, руки вытянуты перед грудью, пальцы разведены. Развернуть ладони наружу, вернуться в и. п. Повторить 15 – 20 раз.И. п. – стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, в стороны, расслабленные кисти свободно опущены. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15 – 20 раз.И. п. – стоя или сидя, руки, согнутые в локтях, перед грудью ладонями кверху. Потряхивая руками, сгибать и разгибать расслабленные кисти. Повторить 15 – 20 раз. Штриховка, обведение по трафарету фигур или предметовОбведение контуров по линиям, не отрывая карандаша от бумагиРисование узоров по клеточкамРисование по опорным точкам, пунктирным линиямРаскрашивание картинок, не выходя за контуры рисункаРазвитие графической моторики. Игра «От дома к дому». Задача ребенка – точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами «От домика к домику».Игра «Кто быстрее – кто ровнее?» - точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2-х групп детей. У каждой команды – доска, на которой рисую мелом две вертикальные линии и соединяю их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей – сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.Для развития точности и уверенности движения руки использую игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении: Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью учащихся. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.Использование физкультминуток (пальчиковая гимнастика) «Дружат добрые зверята»«Колечко»«Прогулка»«В гости» Массаж рукМассаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.Интенсивные движения большого пальца вперёд – назад, вверх – вниз, по кругу.Сгибание – разгибание всех пальцев одновременно.Сгибание – разгибание руки в кистевом суставе.Интенсивное растирание каждого пальца.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, затем вправо. 4-5 раз.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.Поставить локти на стол. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.Пальчиковый тренинг Пальчиковые игры – культурное наследие народа, история существования их исчисляется столетиями. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.Пальчиковые игры «Цветок – корни»«Деревья – птички»«Ворота»«Стол – стул»«Замок»«Кошка и собака» 1. Рисование красками различными способами: кистью, пальцем, свечёй.2.Лепка с использованием природного материала.3.Аппликация 4.Конструирование из бумаги – оригами.5.Шитьё6. Вышивание7. Плетение8. Работа с глиной, солёным тестом, конструктором.Использование элементов творческой деятельности в развитии мелкой моторики. Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, совершенствует мелкую моторику кисти и пальцев рук. Известно, что по почерку человека определяют его характер. Может быть, работая над формированием почерка, мы формируем характер ребёнка? Спасибо за внимание!