Исследование внимания у младших школьников с умственной отсталостью


ТЕПЛИЦКАЯ Е.А.
Исследование внимания у младших школьников
с умственной отсталостью
Внимание — это психическое состояние личности, выражающееся в сосредоточенности на чем-то и отражающее отношение человека к объекту его внимания. Внимание тесно связано с мышлением и речью. Поэтому для полноценного развития личности ребенка необходимо изучение особенностей внимания детей.
В.В. Богословский полагал, что внимание занимает особое место среди психических явлений. Внимание всегда включено в практическую деятельность и познавательные процессы, с его помощью выражаются интересы и направленность личности ребенка. Внимание способствует повышению эффективности таких познавательных процессов, как восприятие, память и мышление, проявляясь как бы внутри их. С ним связаны точность, полнота восприятия. Внимание способствует развитию мотиваций к учебной и творческой деятельности.
А.А. Люблинская говорила о том, что внимание - не специальная форма психической деятельности, но оно включается в любой психический процесс и совершенствуется в различных видах деятельности ребенка, правильно организованной взрослыми.
Об активном внимании как средстве познания окружающей действительности пишут Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ф.Н. Гоноболин, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, В.М. Страхов и др.
В то же время необходимо отметить, что обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Но традиционное классно-урочное обучение в школе может стать монотонным и однообразным. Монотонность - одна из основных причин снижения мотивации к учению. Учитель привык преодолевать сопротивление учеников, нормальным считается учиться «через не хочу», естественно желание, чтобы урок поскорее закончился. Отделенный от учителя этой баррикадой, ребенок и с одноклассниками не всегда привык сотрудничать. Шанс изменить сложившуюся ситуацию дает игра. Установлено, что в игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых зависит успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалий не уменьшается, а, к сожалению, увеличивается. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития при данной патологии. И развитие внимания у умственно отсталого ребенка является приоритетной задачей при разработке коррекционных программ практически по всем школьным предметам. Целесообразно так же проводить специальные занятия по развитию внимания у школьников с умственной отсталостью, на которых необходимо учить ребят концентрироваться, выявлять сходства и различия предметов, анализировать и систематизировать предложенный материал.
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса. С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание - это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Важным условием поддержания внимания является психическое состояние человека. Утомлённому человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты с взрослыми и детьми доказывают, что к концу дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими–то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет произвольное внимание.
Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте – концентрация внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными внешними признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений. В то же время внешние признаки не всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Концентрация тесно связана с объёмом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, тем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности [35].
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания. Так, в состоянии утомления человек не способен к напряженному вниманию, не может сосредоточиться, что сопровождается усилением тормозных процессов в коре головного мозга и появлением сонливости как особого акта охранительного торможения.
Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.
Переключение внимания – это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другому, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение внимания зависит от характера объектов. Всегда трудно переключать внимание от сильного раздражителя на более слабый. Значительно облегчает перенос интереса к определённому занятию и осознание его значения для человека. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично более значимому. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания отличаются от изменения его устойчивости. Изменение устойчивости характеризуется периодическим повышением и снижением интенсивности внимания. Колебания же могут быть даже при самом сосредоточенном и устойчивом внимании.
Таким образом, подытоживая можно сделать вывод о том, что внимание характеризуется различными качествами или свойствами, а именно объемом, распределением, устойчивостью, концентрацией, интенсивностью, колебанием и переключением. Каждое рассмотренное свойство внимание обладает своими особенностями, но, тем не менее, необходимо сказать, что в целом внимание обладает сложной функциональной структурой, образованной взаимосвязями всех его основных свойств.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. В этом возрасте формируется мотивация к занятиям учебной деятельностью, склонности и интересы ребенка. Именно на данном этапе развития ребенок делает сознательный выбор того, что ему интересно. Внимание родителей и педагогов должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор и всячески поощрять его желания.
Переходный к школе период особо значим для развития внимания. В детском возрасте, как считают специалисты, развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанавливается взаимосвязь двух систем мозга – активационной и воспринимающей. На втором этапе (как правило, начинается на 8-м году жизни) в общую взаимосвязь включается интеллектуальная сфера, что позволяет осуществлять конкретные, а затем формальные операции. Переход от первого ко второму этапу относят как раз на 7-й год жизни.
Основной вид деятельности ребенка после семи лет - учение в школе. Эта деятельность вносит существенные изменения в протекание всех психических процессов. Изменяется и внимание детей, к которому учебная деятельность предъявляет новые высокие требования. Не случайно отсутствие необходимой подготовленности старших дошкольников к работе в классе, прежде всего, выражается в их неумении сосредоточиваться на содержании урока, на требованиях учителя и на собственных действиях, что и вызывает наиболее частые и серьезные замечания педагога. Но качества внимания, необходимые для успешной работы в классе и дома, лишь частично могут быть развиты и подготовлены в детском саду или в семье. Они формируются в самой учебной деятельности маленького школьника.
М.Н. Волокитина, и Ф.Н. Гоноболин считают, что внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников. Объем внимания узок, первоклассники не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора-художника. Воспринимая трудное для них содержание (записанные арифметические выражения), дети быстро выполняют знакомые действия, но тут же забывают, с какими числами они действовали, в результате каких действий получили правильный ответ, так как в каждый момент они сосредоточиваются лишь на каком-то одном содержании своей деятельности.
Целью исследования внимания явилось выявление особенностей внимания у младших школьников с легкой умственной отсталостью.
Исследование проводилось на базе вторых классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 2 VIII вида г. Саратова. В экспериментальном исследовании приняло участие 12 учащихся в возрасте 9-10 лет - дети с легкой умственной отсталостью.
Исследование осуществляется в три этапа.
На первом этапе проводится отбор детей в экспериментальную и контрольную группы, изучаются анамнезы детей обеих групп.
На втором этапе осуществляется экспериментальное исследование по подобранным методикам. Обследование каждого ученика проводится индивидуально продолжительностью не более 15 минут.
На третьем этапе исследования осуществляется анализ экспериментальных данных, после чего результаты исследования обобщаются и на их основе формулируются выводы.
Среди учащихся с умственной отсталостью по заключениям психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) всем детям поставлен диагноз «нарушение интеллекта легкой степени», т.е. дебильность. У всех детей данной группы системные нарушения речи. Все дети до 3 лет подвергались разнообразным частым заболеваниям, среди которых можно выделить ОРВИ, кишечные инфекции (КИНЭ), нейроинфекции. У одного ребенка в анамнезе ушиб головного мозга.
В методику эксперимента вошли задания, направленные на изучение устойчивости, активности, переключения, распределения, объема и концентрации произвольного зрительного внимания. Для этого использовались тесты исследования внимания и мышления, среди которых была выбрана методика Дж. Равена «Черно-белые прогрессивные матрицы», простая модификация испытывает остроту и точность внимания, ясность мышления. Все методики также были адаптированы к работе с детьми с нарушением интеллекта (давались простые инструкции, яркие предметные картинки, игрушки и т.д.)
Системный характер выбранных методик способствовал выявлению специфических особенностей произвольного зрительного внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
В исследовании применялись методы оценки произвольного внимания. В ходе эксперимента использовались задания по нарастающему уровню сложности. Методики выбраны достаточно простые, чтобы не допустить потери интереса к заданиям и не вызвать переутомления у испытуемых. Полученные в ходе эксперимента данные, свидетельствуют о наличии нарушений произвольного внимания у школьников с легкой умственной отсталостью.
Обобщая результаты исследования, можно отметить следующее. Все испытуемые отнеслись к предложенным заданиям с интересом, внимательно слушали инструкцию, некоторые дети с умственной отсталостью не всегда быстро усваивали суть задания, из-за повышенной отвлекаемости и расторможенности. Ученики с интеллектуальным недоразвитием во многих случаях не могли целенаправленно организовать свою деятельность при выполнении экспериментального задания. Для большинства детей экспериментальной группы был характерен неоправданно замедленный темп выполнения задания.
Во время исследования выявились такие нарушения психической деятельности, как: низкий уровень развития произвольного внимания, нарушение концентрации внимания, общая неустойчивость внимания, плохая переключаемость внимания, несформированность зрительно-пространственных представлений, неразвитость мышления по аналогии, мыслительных операций анализа и синтеза.
Нарушения концентрации проявились в невозможности длительного удержания внимания на одном объекте или деятельности. Учащиеся затруднялись отвлечься от посторонних объектов и сосредоточиться на менее привлекательных для них видах деятельности. Как следствие, происходило поверхностное восприятие сути задачи, и появлялись трудности в ее решении.
Внимание детей с умственной отсталостью неустойчиво, часто перемещалось с одного объекта или вида деятельности на другой.
Отмечался ограниченный объем внимания, вследствие затруднений связей между окружающими предметами. Ограниченный объем внимания, его фрагментарность, проявляется в определенной обстановке, когда ребенок воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации.
Нарушение распределения внимания выражалось в трудностях при выполнении действий с объектами или наблюдении за объектами.
Таким образом, у детей с интеллектуальным недоразвитием отмечалось нарушение всех основных свойств произвольного внимания. Вследствие чего, наблюдались замедленность работы при выполнении заданий, низкий уровень продуктивности, пониженный самоконтроль и длительное вхождение в работу. Деятельность детей часто была хаотична, неорганизованна.
Итак, мы уже знаем, что внимание обеспечивает качество познавательной деятельности. Ребенок с нарушением внимания будет испытывать трудности в обучении, усвоении школьной программы обучения. Из-за меньшего объема воспринимаемого материала будет ухудшаться и качество его освоения. Внимание участвует во всех видах деятельности, оно тесно взаимосвязано с другими психическими функциями, поэтому крайне необходима работа по развитию внимания в системе коррекционных занятий с учащимися с легкой умственной отсталостью. Такие занятия должны решать комплексные коррекционно-развивающие задачи, они должны строиться с позиции развития всех познавательных функций, в числе которых внимание занимает не маловажную роль.
Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.
Оценивая роль внимания в психической деятельности, следует вспомнить слова великого русского педагога К.Д.Ушинского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит всё, что, входит в душу человека из внешнего мира. Высказанная более ста лет назад мысль К.Д.Ушинского о роли внимания в формировании содержания сознания постоянно подтверждается практикой обучения и психологическими исследованиями наших дней.
Исследование внимания было направлено на изучение у младших школьников с легкой умственной отсталостью: активности, концентрации, переключения, устойчивости и распределения произвольного внимания. Проведенное исследование подтвердило сведения об особенностях психической деятельности детей с данным диагнозом. Выявлены нарушения во всех свойствах произвольного внимания, а также несформированность зрительно-пространственных отношений, мыслительных операций анализа и синтеза. У учащихся с недоразвитием интеллекта уровень развития внимания по результатам исследования был ниже, чем у их сверстников, не страдающих данной патологией.
список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 2004. 159с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Университет, 2007. 336с.
Гуткина Н.И. Детский практический психолог в школе. М.: Академия, 2004. 328 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Директ-Медиа, 2012. 584с.
Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. 592с.: ил. (Серия «Учебник нового века»).
Мухина В.С. Детская психология 2-е изд. М.: ЁЁМедиа, 2012. 274с.
Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Т. Ковалёва, А.А. Степанова. М.: Владос, 2010. 383с.
Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. М.: ТЦ Сфера, 2004. 104с.
Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. метод. пособие / Составитель Е.А. Калмыкова. Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. 121 с
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2013. 720 с. // Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 464
Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е изд., доп. М.: Институт практической психологии, 2005. 304 с.
Чупров Л.Ф. Особенности интеллектуальной недостаточности у младших школьников с задержкой психического развития из различных социально-педагогических условий / Журнал практического психолога. 2000. № 10-11.