РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей личности школьника, его творческих способностей. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать проблемы общества.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
В процессе обучения в школе-интернате создаем условия, способствующие развитию познавательного интереса детей, опираясь на следующие принципы:
-учебная деятельность интересна, если она разнообразна;
-чрезмерный труд или легкий материал интереса не вызывает;
-чем чаще оценивается работа ребенка, тем интереснее учиться;
-яркость материала, вызывающая чувства удивления, радости.
Для эффективного использования времени на уроке и вне его используется ряд методов, приемов, а также элементы современных технологий: работа в группе, в парах, дифференцированный подход к обучению. Стремимся, чтобы теоретический материал на уроке был, как можно прочнее усвоен, теорию подкрепляем практикой, разбираем выполнение домашнего задания, чтобы учащимся было легче его выполнять самостоятельно.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей, используются различные техники. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Для развития творческого мышления на уроках развития речи и чтения применяем самые разнообразные методы. Например:
-продолжить рассказ;
-придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием;
-распространить предложение;
-составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе -собственных впечатлений;
-нарисовать словесную картинку к рассказу;
-озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т. д.
- Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.
Для саморазвития, самовоспитания и развития творческих способностей у детей необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающем мире. Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающей действительности, свой творческий опыт. Необходимо также помнить, что опыт школьника значительно обогащает фантазирование, которое вводит ребенка в воображаемой форме в ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. У учащихся младшего школьного возраста усвоение новых слов опирается на наглядные обобщения. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Одна из важнейших целей стоящей перед школой, – не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей.
15