«Внеклассная работа по предмету как средство развития познавательного интереса у школьников»

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»




Название курса: «Общая педагогика»


Реферат на тему: «Внеклассная работа по предмету как средство развития познавательного интереса у школьников»




Исполнитель: учитель английского языка
МОУ Дубровицкая СОШ им. Героя России А.Г. Монетова
Шибалина Нина Викторовна

Руководитель: доцент, к.п.н. Нагель О.И.





Москва, 2013 г.


Оглавление
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc346396424" 14Введение 13 PAGEREF _Toc346396424 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc346396425" 14Познавательные процессы 13 PAGEREF _Toc346396425 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc346396426" 14Особенности развития познавательного интереса учеников посредством внеклассной работы по предмету. 13 PAGEREF _Toc346396426 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc346396427" 14Внеклассная работа по английскому языку как педагогическое явление 13 PAGEREF _Toc346396427 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc346396428" 14Внеклассная работа по английскому языку как педагогическая система 13 PAGEREF _Toc346396428 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc346396429" 14Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 13 PAGEREF _Toc346396429 \h 1461515
13 LINK \l "_Toc346396430" 14Цели и задачи внеклассной работе по английскому языку 13 PAGEREF _Toc346396430 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc346396431" 14Содержание, формы и методы внеклассной работы по английскому языку 13 PAGEREF _Toc346396431 \h 14101515
13 LINK \l "_Toc346396432" 14Обобщение опыта учителей Подольского района 13 PAGEREF _Toc346396432 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc346396433" 14Рекомендации по проведению внеклассной работы как средства развития познавательного интереса у школьников 13 PAGEREF _Toc346396433 \h 14141515
13 LINK \l "_Toc346396434" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc346396434 \h 14161515
13 LINK \l "_Toc346396435" 14Литература 13 PAGEREF _Toc346396435 \h 14171515
15


















Введение
Познание  совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Целью познания Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека.
Выделяют следующие формы познания: научное и ненаучное познание.
Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания,  это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Выделяют два уровня научного познания: эмпирический (опытный, чувственный) и теоретический (рациональный). Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический  в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезах, законах и теориях. [8]
Целью данной работы является выявление особенностей развития познавательного интереса учеников посредством внеклассной работы по предмету.
Для достижения поставленной цели выполнялись следующие задачи: 1) изучение понятийного аппарата, связанного с формированием и развитием познавательного интереса, 2) обобщение опыта учителей Подольского района, 3) составление рекомендаций по формированию устойчивого познавательного интереса с учетом собственного педагогического опыта.
В ходе выполнения поставленных задач нами применялись аналитико-дедуктивный метод и метод эксперимента.



Познавательные процессы
К познавательным процессам относятся: внимание, восприятие, воображение, мышление, ощущения, память, процессы психические, речь.
Дадим краткие определения данных процессов.
Внимание – психологический процесс, обеспечивающий процесс восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека, его общения с людьми.
Восприятие – процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов.
Воображение – познавательный психологический процесс, в результате которого у человека возникают образы, вызванные процессами, происходящими в нем самом, например, в его мотивации, мышлении и памяти.
Мышление – когнитивный процесс, представляющий собой высший уровень познавательной активности человека, связанный с решением разнообразных задач и с творческим преобразованием действительности.
Ощущения – элементарный познавательный процесс, в результате которого человек с помощью своих органов чувств получает информацию о состоянии организма и о том, что происходит вокруг него.
Память – познавательный процесс, включающий в себя запоминание, сохранение, припоминание, узнавание и забывание информации.
Процессы психические – сложные, описываемые в психологических терминах виды внутренней деятельности человека, направленные на познание себя и окружающего мира.
Речь – один из психологических познавательных процессов человека, связанный с использованием языка для представления, сохранения в устной или письменной форме и последующей переработки разнообразной информации, а также для обмена ею с другими людьми.[9]

Особенности развития познавательного интереса учеников посредством внеклассной работы по предмету.
Внеклассная работа по английскому языку как педагогическое явление
Внеклассная работа по английскому языку является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями преимущественно в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров, театральных постановок и др. Развитие внеклассной работы началось в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский, С. Т. Шацкий и др. педагоги рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, самостоятельности и активности. С созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и комсомольских ячеек в учебных заведениях, внеурочная работа все чаще сливалась с работой этих организаций.
Со второй половины 80-х гг. начался поиск новых подходов к внеурочной работе, ориентированной на формирование личности ученика. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила учителям самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учётом увлечений учащихся. Основными задачами внеурочной работы были признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё фантазии, элементов игры, создание атмосферы успешности и радости.
Одной из разновидностей внеклассной работы по английскому языку являются внеклассные учебные занятия, которые включают разнообразные виды самостоятельной учебной деятельности школьников. Часть внеклассных учебных занятий может быть непосредственно связана с уроками выполнение текущих домашних заданий, подготовка рефератов, докладов для выступления на уроке, написание сочинений. Другая часть внеклассных учебных занятий связана с уроками опосредованно и выполняется в свободное от изучения школьной программы время. К ним относятся кружки, факультативные занятия,  занятия искусством, творчеством для удовлетворения разнообразных интересов учащихся и их стремления к самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе перехода школы к работе по новым стандартам постоянно возрастает.
Применение и закрепление учащимися материала, усвоенного ими на уроках, в социально направленной деятельности смыкается с внеклассной воспитательной работой. Участие школьников в общественно полезной деятельности с использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения к образованию. [3]
Внеклассная работа по английскому языку как педагогическая система
Сейчас имеется обширный опыт проведения учебно-воспитательной работы по английскому языку, которая является частью единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по английскому языку  можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения учебно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы.
Внеклассная работа по английскому языку строится на основе следующих принципов:
1. Принцип связи обучения английскому языку с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по английскому языку с условиями жизни и деятельности ученика. Для реализации этого принципа необходимо:систематически знакомить учеников с актуальными событиями в жизни нашей страны и англоязычных стран; широко использовать материал по краеведению; проводить встречи с людьми, использующими  английский язык в своей профессиональной деятельности; включать материал на английском языке в общешкольные мероприятия; привлекать переписку с иностранными школьниками к работе над избранной тематикой.
2. Принцип коммуникативной активности учащихся.
Для развития коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе используют следующие виды деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на английском языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для развития коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся.
Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться не только сознательного применения знаний, умений и навыков, но и формировать устойчивый познавательный интерес к изучению английского языка.
От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ученика к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем, можно выделить материал, представляющий наибольший интерес для учащихся. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
4.  Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по английскому языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Необходимо сочетать индивидуальную, групповую и коллективную формы работы, включая на определённом этапе индивидуальную и групповую деятельность в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
6. Принцип межпредметных связей.
В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеклассная работа по английскому языку проводится не изолировано, а в тесной взаимосвязи с другими учебными предметами. Использование интересных материалов по географии, истории, литературе и другим предметам в работе кружков, клубов знатоков англоязычных стран, обогащает внеклассную работу по английскому языку, способствует повышению у учащихся интереса к языку.
Эффективность и результативность внеклассной работы зависит не только от учета указанных выше принципов, но и от соблюдения следующих условий: добровольность участия; сочетание инициативы учеников с направляющей ролью учителя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность всех проводимых мероприятий; четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;        наличие ц
·елевых установок и перспектив деятельности;  широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;  гласность; привлечение старшеклассников к подготовке и проведению мероприятий с учащимися начального звена.
Цели и задачи внеклассной работе по английскому языку
Целями внеклассной работы по английскому языку являются:     расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по английскому языку решает такие задачи:     усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках английского языка; помощь ученику в формировании мировоззрения;     развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся;   воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Следует обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по английскому языку необходимо учитывать психологические особенности не только личности, но и психологические особенности коллектива: уровень его  развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Знание психологических особенностей учеников – необходимая предпосылка успешного  выбора соответствующих форм внеклассной работы, определения содержания этих форм, организации и проведения внеклассного мероприятия.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы почти полностью совпадают, в содержании, организации и формах проведения последней наблюдаются существенные различия.[5]
Содержание, формы и методы внеклассной работы по английскому языку
Различают три формы внеклассной работы: индивидуальную, групповую и массовую. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.
По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по английскому языку: соревновательные, средства массовой информации,  культурно-массовые, политико-массовые.
Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия. Мероприятия соревновательного характера - это  конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие.  К средствам массовой информации следует отнести стенгазету, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставку-викторину и т.п. Среди мероприятий культурно-массового характера, следует отметить вечер-праздник, посвященный традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных людей; вечер-встреча с интересными людьми. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и т.д.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.
Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.
Важным элементом развития познавательного интереса у учащихся является формирование устойчивой мотивации. Мотив трактуется как субъектная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека. Мотив – психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. Во внеклассной работе по английскому языку, также как и в любом ином виде познавательной деятельности, мы  развиваем как познавательные, так и социальные мотивы учения. Это означает:
1)    необходимо организовать внеклассную работу таким образом, чтобы активность учащихся была направлена на работу с «самим изучаемым объектом», т.е. на овладение новыми знаниями по английскому языку, на усвоения способов добывания новых знаний, интерес к приёмам самостоятельного приобретения знаний и т.д. Для  этого учитель должен рекомендовать и советовать ученикам, какие именно источники они могут использовать в своей самостоятельной творческой работе;
2)    на наш взгляд, центральную роль в совершенствовании социальных мотивов познавательной деятельности играет сама личность учителя, которая должна усиливать внутреннюю мотивацию ребенка, являясь для него примером высокого, профессионального уровня владения своей специальностью. Кроме того, для развития социальных мотивов учитель имеет возможность укрепить социальное сотрудничество учащихся разных классов (разновозрастные творческие объединения учащихся), помогает им занять определенную позицию в отношениях с окружающими, заслужить авторитет, получить одобрения сверстников и самоутвердиться в группе.[6]
Необходимо отметить те виды мотивации, развитие которых способствует повышению эффективности в обучении английского языка:
1)   целевая коммуникативная мотивация, когда главная внутренняя установка ученика – это общение со сверстниками и взрослыми;
2)   инвентаризационная мотивация, вытекающая из осознания достигнутого учеником прогресса в изучении языка;
3)   страноведческая мотивация, вытекающая из удовлетворения специфического, эмоционально-личностного интереса к стране изучаемого языка, ее культуре, народу;
4)   лингво-познавательная мотивация;
5)   компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте приобретаемых  знаний, умений, навыков;
6)   инструментальная мотивация, которая развивается на основе чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы;
7)   эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка, от участия в различных формах внеклассной работы по английскому языку.
Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку стоит выделить такую форму как проведение недели английского языка в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.
Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по английскому языку в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки. [2]
Процесс подготовки и проведение Недели проходит в три этапа.
I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя английского языка, завуч, представители учеников и родителей. Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а также подготовку необходимых материалов (фильмов, презентаций и т.д.) Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя английского языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене.[7]
II этап - это проведение Недели английского языка. Обязательным условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности, непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего участия в празднике.
Обобщение опыта учителей Подольского района
В нашем районе работают немало учителей английского языка, ведущих очень серьезную внеклассную  работу с целью повышения интереса и развития речевых навыков учащихся по английскому языку. Необходимо отметить интересный педагогический опыт учителя английского языка МОУ Сынковская СОШ Кишмаровой Т.М. В ее работе имеют место как массовые, так и групповые и индивидуальные формы внеклассной работы по английскому языку. Ее ученики принимают участие в вечерах, утренниках, олимпиадах, конкурсах. Для учеников начальной школы проводится «Посвящение новичков» – волшебная сказка в стране «Алфавит». Разнообразную внешкольную работу проводит учитель МОУ Львовская СОШ №4 Травкина О.В. Одним из важнейших результатов такой работы необходимо отметить ежегодные высокие результаты ее учеников, участвующих в районном этапе Всероссийской олимпиады по английскому языку, и сдающих ЕГЭ по английскому языку. Понимание необходимости проведения внеклассной работы нашло отражение в ежегодных творческих конкурсах, проводимых в Подольском районе, в которых принимают участие ученики всех школ района. Творческие мероприятия на английском языке проводятся в разных формах – концерты, конкурсы вокалистов и хоровых коллективов, празднование Рождества, конкурс инсценировок и т.д. В 2011-20122 учебном году в Подольском районе была проведена научно-практическая конференция «Английская литература в нашей жизни». В этом учебном году тема творческих работ – «История Англии».
Рекомендации по проведению внеклассной работы как средства развития познавательного интереса у школьников
В процессе работы нашего школьного методического объединения учителей английского языка, мы принимаем самое непосредственное участие в организации и проведении ежегодной Недели английского языка в нашей школе. Одним из элементов такой Недели является подготовка стенгазет. С целью привлечения внимания учащихся к этим газетам и побуждения к их чтению, мы считаем, что целесообразно проводить не только конкурс самих газет, но и конкурс среди читателей. Нами разработана специальная анкета для читателей и проводится конкурс «The best reader» («Лучший читатель») с награждением победителя специальным призом, что позволяет узнать много нового не только ученикам, готовящим эти газеты, но и привлекать многих учеников к внимательному чтению этих газет.
При подготовке любого внеклассного мероприятия мы считаем, что целесообразно подготавливать и проводить в конце мероприятия викторину, содержащую вопросы, позволяющие проверить понимание материала всеми участниками мероприятия и побуждающую зрителей к активному участию.
При подготовке и проведении внеклассных мероприятий мы считаем, что необходимо задействовать как можно больше учащихся, разрабатывая разноуровневые задания, позволяющие ученикам с разной степенью владения английским языком достичь успеха, таким образом, формируя у них интерес к изучению английского языка, что в итоге приведет к получению прочных знаний.










Заключение
В данной работе мы на основании изученных теоретических материалов о познавательных процессах, рассмотрели внеклассную работу как педагогическое явление, имеющее свою педагогическую систему со своим особым содержанием, формами и методами, а также рассмотрели принципы организации внеклассной работы, направленные на достижения цели развития познавательного интереса у школьников. Рассмотрев опыт учителей Подольского района, мы дали рекомендации по проведению внеклассной работы как средства развития познавательного интереса у школьников.












Литература
Немов Р.С.Психология Словарь-справочник в 2-х частях. М.: «Владос-пресс», 2003.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости : учебное пособие для студентов высших специальных учебных заведений 2-е изд. М: Творческий Центр Сфера , 2008.
Внеурочная работа // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.151
Конышева А.В. Организация классных часов на английском языке.СПб:КАРО, Мн.:Издательство «Четыре четверти», 2004.
Васильева Л.В. Предметные недели в школе. Английский язык. Выпуск второй. Волгоград: Учитель, 2007.
Закс С.Б. Школьные вечера на английском языке. М: Просвещение, 1981.
Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. 10-11 классы. М: «ВАКО», 2007.
ru.wikipedia.org
http://kstsch11.aiq.ru







13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315