Конспект комбинированного урока по возрастной психологии. Младенчество


Тема: Психологическое развитие ребенка младенческого возраста
Длительность: 45минут
Цель: закрепить знания о новорожденности, сформировать у студентов знания о психологическом развитии ребенка младенческого возраста, познакомить с ведущей деятельностью в младенчестве, охарактеризовать особенности развития движений и действий, а также ориентировки в окружающем мире младенца ;развивать у студентов умение делать выводы, формулировать ответы на вопросы; воспитывать у студентов познавательный интерес, желание активно работать на уроке, вызывать интерес к изучаемому материалу.
Межпредметная связь: общая психология, педагогика, физиология.
Методы: объяснение, беседа.
Основная литература:
Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.—272 с.
Дополнительная литература:
Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
Структура урока:
Организационная часть (1 мин)
Целеполагание (1 мин)
Проверка знаний учащихся (15 мин)
Объяснение нового материала (20 мин)
Закрепление ( 5 мин)
Разъяснение домашнего задания (1 мин)
Подведение итогов (2 мин)
Ход урока:
Организационная часть
- Здравствуйте, садитесь! Скажите, пожалуйста, кто сегодня дежурный? Дежурный, назовите отсутствующих? Спасибо!
Целеполагание
- Сегодня на уроке мы проверим знания по теме новорожденность, изучим новую тему психологическое развитие ребенка младенческого возраста.
Проверка знаний учащихся
- Итак, давайте преступим к проверке домашнего задания. На первые парты садятся и отвечают на вопросы по предложенным карточкам (1 карточка. Вопрос: Опишите возрастную периодизацию Л.С. Выготского. 2 карточка. Вопрос: Опишите возрастную периодизацию Д.Б Эльконина. 3 карточка. Вопрос: Сопоставте возрастную периодизацию Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.) Мукатаева С., Крокпаев А., Орынбаева Б. На ответ вам дается 15 минут, оценки за работу я сообщу вам на следующем уроке. Можете начинать.
- Пока ребята выполняют задание письменно, к доске отвечать на вопрос характеристика кризиса новорожденного и комплекса оживления пойдет Тлеубеков Т. - Спасибо, полный ответ, оценка 5, садись.
- Продолжим, о безусловных рефлексах новорожденного нам расскажет Зизина Е. Спасибо за ответ, ты заработала 5.
- Есть желающие рассказать нам о развитии органов чувств новорожденного? К доске Карибаева Б.
( Критерии выставления оценок: полнота, правильность, самостоятельность, логичность, четкость, наличие примеров, выводов, умение анализировать, осознанное применение терминологии, грамотность речи. ) - Таким образом, мы вспомнили прошлую тему характеристика возрастного периода новорожденность.
Объяснение нового материала
- Перейдем к изучению новой темы, мы продолжим характеристику возрастных особенностей детей. Ребята, скажите, какой возрастной период следует за новорожденностью? - Правильно младенчество.
Сегодня мы будем говорить о психологическом развитии ребенка в период младенчества. Все вы будущие родители, будущие мамы и папы, эта информация будет для вас полезной в воспитании своих детей. Также эта информация пригодится вам в профессиональной деятельности с детьми, так как все возрастные этапы связаны друг с другом, поэтому будьте внимательны и активны.
- Давайте запишем тему и план занятия. ( записано на доске)
План:
Роль общения со взрослым в развитии ребенка
Развитие движений и действий
Развитие ориентировки в окружающем мире
- Ребята, давайте перейдем к характеристике первого вопроса «роль
общения со взрослым в развитии ребенка».
- Ребята, назовите, пожалуйста, ведущую деятельность в младенчестве?
Правильно, ведущая деятельность младенческого возраста – эмоциональное
общение со взрослым.
Жизнь младенца целиком зависит от взрослого. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
Социальную ситуацию связанности ребенка со взрослым. Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией" "МЫ". Здесь можно говорить о неразрывном единстве ребенка и взрослого. Ребенок ничего не может без взрослого человека. Жизнь и деятельность ребенка как бы вплетены в жизнь и деятельность ухаживающего за ним взрослого. В общем, это ситуация комфорта, и центральный элемент этого комфорта - взрослый человек.
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности - непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
Исследование поведения детей с первых недель жизни показало, что в первое время после рождения потребность в общении с окружающими людьми у младенца отсутствует. Позднее она возникает не сама по себе, а под воздействием определенных условий. Таких условий два.
-Давайте запишем: Условия появления потребности в общении
Первое условие- объективная нужда младенца в уходе и заботе .Подобная заинтересованность ребенка во взрослом вовсе не является потребностью в общении. Как известно, в первые же дни после рождения ребенок научается использовать взрослых для устранения дискомфорта и получения того, что ему необходимо, с помощью разнообразных криков, хныканья, гримас, аморфных движений, захватывающих все его тело. Младенец в этот период не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.
Второе условие- поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.
Первые признаки общения были описаны М. И. Лисиной.
- Как вы думаете какие это признаки?
- Правильно, давайте их запишем. Признаки общения:
внимание, интерес к другому человеку (ребенок смотрит, прислушивается к голосу) ;
эмоциональный отклик на появление другого человека;
попытка привлечь к себе внимание, стремление добиться от взрослого поощрения, отношения к тому, что ребенок делает;
со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности;
со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого.
Психологи говорят: "Младенец беспомощен, если он один, но пара "мать и дитя" не только не беспомощны, но поражают своей жизнестойкостью".
Уже в комплексе оживления обнаруживается положительное эмоциональное отношение ребенка ко взрослому, явное удовольствие от общения с ним. Такое отношение продолжает нарастать на протяжении всего периода младенчества. Эмоциональное общение со взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка.
Пример: Малыш капризничает и не хочет играть, подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться теми игрушками, которые перестали было его интересовать.
Нарастающая потребность в общении со взрослым вступает в противоречие с возможностями общения. Это противоречие находит свое разрешение в понимании человеческой речи, а затем и в овладении ею.
- И так давайте поговорим о становление предпосылок речи в период младенчества! Давайте запишем.
Период от рождения до одного года - доречевой, подготовительный этап развития речи. Формируется речевой слух и дыхание, артикулирование звуков и интонирование, речевое подражание.
Можно выделить 2 стороны развития речи: развитие произносительной стороны речи и понимания чужой речи.
- Ребята, давайте разберем развитие произносительной стороны речи. Голосовые проявления проходят ряд последовательных этапов. Давайте их запишем.
Этапы развития произносительной речи в младенчестве:
крик
гуканиегулениелепет
- И так охарактеризуем каждый из этих этапов.
- Первый этап это крик. Запишем определение. Крик (плач) - основная голосовая реакция новорожденного, как выражение отрицательных эмоций. Начиная с восьмой недели, происходит дифференциация видов плача. Крик имеет различный характер в зависимости от того, чем он вызван (голод, боль в животе, ограничение движений или прекращение общения) и чего хочет добиться ребенок, о чем и догадывается его мать.
- За криком следует этап гукания. Давайте запишем характеристику гукания. Гукание возникает в период от 1,5 до 4 месяцев – это короткие звуки, носящие характер спокойного повествования. Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г, к, н.
К четырем-пяти месяцам общение со взрослыми приобретает избирательный характер . - Скажите, что это означает? Правильно. Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.
- Следующий этап это гуление. Давайте запишем. Гуление возникает в период от 4 до 6 месяцев, ребенок издает протяжные гласные звуки, сочетания губных, язычных и гласных звуков («бааа», «мааа», «тааа», «лааа» и др.) - это истинное, или певучее гуление. Для гуления характерно прислушивание ребенка к собственному голосу, самоподражание, произношение цепочек певучих звуков, что тренирует речевое дыхание.
Часто гуление становится интенсивнее, если взрослый наклоняется над кроваткой. Издавая звуки, младенец прислушивается к ним. Случается, что он подражает себе: подолгу воспроизводит звуки, которые первоначально произнес случайно.
Пример: когда лену укачивают и при этом напевают: «А-а-а! А-а-а!», она воспроизводит необязательно сам звук, но ритм (звук может быть различным: «Ы-ы-ы!» или «О-о-о!»). - За гулением следует лепет. Записываем в тетради. Лепет появляется в 6-7 месяцев - это повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого, когда ребенок приглядывается к артикуляции взрослого, прислушивается к нему и к самому себе.
К 9 месяцам в условиях общения со взрослым наступает «расцвет» лепета, обогащение его новыми звуками и интонациями, воспроизведением мелодической стороны знакомых фраз, приветствий, восклицаний.
Через лепет малыш выражает готовность к общению, лепеча, он научается произносить и различать новые речевые звуки. Произнесение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда все время бодрствования. Значение лепета для развития речи младенца трудно переоценить. Лепету сопутствует постепенное совершенствование употребления губ, языка и дыхания.
- Что же происходит потом?! Общение со взрослым оснащается новыми средствами. Складывается так называемая автономная речь.
- Как вы считаете, что такое автономная речь? Давайте запишем.
При появлении автономной речи ребенок начинает использовать устойчивые звукосочетания, интонационно-выразительные и по смыслу равные предложению, понять значение которых можно, только ориентируясь на наличную ситуацию в целом.
Пример: Малыш произносит: «Дай! Дай!», и, учитывая его мимику, взгляд, направление ручек, мать «прочитывает» требование ребенка. Это может быть: «Хочу скорее получить мою любимую кружку с соком» или же «Возьми меня на ручки».
Таким образом, достижения в самостоятельном произношении к концу первого года - от 5-6 до 10-30 лепетных слов.
Звуковые переклички взрослого и ребенка складываются в рамках комплекса оживления. Если наблюдается задержка голосовых проявлений, нужно постараться помочь, стимулировать их появление «уроками звукоподражания». Взрослый, ласково, эмоционально-насыщенно обращаясь к ребенку, предлагает ему в качестве образца звуки, начиная с тех, которые уже имеются в спонтанном репертуаре младенца; при этом малыш должен видеть лицо, рот, движения губ.
- Итак мы поговорили о развитие произносительной стороны речи, теперь перейдем ко второй стороне речи пассивной. Скажите, что такое пассивная речь?
- Давайте запишем, что означает пассивное овладение словом. Пассивное владение словом, понимание обращенной к нему речи. Пассивная речь опережает в своем развитии активную. В первые месяцы жизни речь взрослого воспринимается ребенком как передача эмоционального состояния, то во втором полугодии складываются условия для ситуационного понимания обращенной к нему речи, давайте это запишем.
В 9 месяцев ребенок демонстрирует свое понимание словесных инструкций.
Пример: Дима обхватывает руками шею на предложение «Обними маму», отыскивает глазами настенные часы на вопрос «Где часики, тик-так?». Ответ (в виде поиска глазами названного предмета, выполнения просьбы-инструкции) - первоначальная форма понимания речи.
К концу года ребенок понимает и выполняет пять - десять обращений типа: «Дай ручку», «Принеси мяч».
- Таким образом, ребята, с началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий все новых и новых предметов.
Давайте запишем: К концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.
- Ребята, а как вы думаете , что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в психическом развитии ребенка, и это накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Р. Спитц описывал многочисленные симптомы нарушения поведения детей и задержку психического и физического развития детей, воспитывавшихся в детских учреждениях.
Дети, оказавшиеся в больнице, госпитале или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. В послевоенное время много детей остались без родителей в госпиталях, эти тяжелые последствия недостатка общения со взрослыми в младенчестве получили название госпитализма.
- Давайте запишем: «госпитализм (англ. hospitalism) - глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания».

Закрепление
- И так, ребята, мы с вами узнали какую роль играет общение со взрослым для младенца, и чтобы закрепить полученную информацию давайте решим небольшой кроссворд. Посмотрите на доску, пожалуйста. (кроссворд вывешивается на плакате см. приложение 1)
- Молодцы, вы справились с заданием.
Разъяснение домашнего задания
- Теперь, перейдем к домашнему заданию, посмотрите на доску. Записываем : «прочитать учебник Мухиной В.С, главу 4, §2 стр. 103- 108». Это задание вы должны подготовить на следующее занятие.
Подведение итогов
- Таким образом, сегодня на уроке мы начали изучать психологическую характеристику возрастного этапа - младенчество, охарактеризовали ведущую деятельность младенчества, ознакомились с предпосылками появления речи в младенчестве. На следующем занятии мы продолжим говорить об этом возрастном периоде, раскроем такие вопросы, как развитие движений и действий, а также ориентировки в пространстве младенца.
- До свидания, ребята!

Приложение 1.
Ведущая деятельность в младенчестве ……. со взрослым? (общение)
Короткие звуки, носящие характер спокойного повествования, возникающие в период от 1,5 до 4 месяцев (гукание)
Первый этап развития произносительной речи в младенчестве? (крик)
Повторные слоги, цепочки слогов в ответ на голосовое общение взрослого? (лепет)
Ученный, который назвал социальную ситуацию связанности ребенка со взрослым, социальной ситуацией" "МЫ"? (Выготский)
Глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» общения и воспитания? (госпитализм)