Решение текстовых задач с помощью составления уравнения

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Решение текстовых задач с помощью составления уравнения»
(Тема урока)


ФИО (полностью)
Бибикова Мария Васильевна



Место работы
МОУ СОШ №36


Должность
Учитель


Предмет
Алгебра


Класс
7


Тема
«Решение текстовых задач с помощью составления уравнения»


Базовый учебник

Формы организации учебной работы:
фронтальная, групповая ,индивидуальная
Средства- карточки, учебник
При написании этого конспекта я использовала учебник Алимова(Алгебра 7 класс),учебник под ред.Дорофеева Г.В.(алгебра 7 класс)
Алгебра учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений














Тип урока:
по основной дидактической цели: Урок закрепления изученного материала ;
по способу проведения: комбинированный урок.
Методы обучения:
Методы устного контроля и самоконтроля (Актуализация знаний) Практические методы обучения
Принципы обучения:
Связи теории с практикой; прочности усвоения знаний, умений и навыков
активности.
ДЗ:№102(Алимов)


Схема доски(работы с доской на этом уроке не планируется)
Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить ее. Без сильного желания решить трудную задачу невозможно, но при наличии такого возможно. Где есть желание, найдется путь! Д.Пойа
19.03.2015

ДЗ:№ 132(Алимов)
1.В одном зоопарке было в 4 раза меньше слонов, чем в другом. Когда из второго зоопарка перевезли 12 слонов, то слонов в зоопарках стало поровну. Сколько слонов было в каждом зоопарке первоначально?
2.Придумать и решить задачу с помощью составления уравнения.











Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Время

1. Организационный момент
-Доброе утро класс! На прошлом уроке мы начали решать задачи с помощью составления уравнений ,а на сегодняшнем уроке мы это закрепим.
Учитель отмечает отсутствующих


Достали тетради для классной работы и сделали соответствующие записи.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание .
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2 минуты.

2. Актуализация знаний
1.Что такое уравнение?
2.Из каких этапов обычно состоит решение задачи?
1.Равенство содержащее неизвестное число, обозначенное буквой называется уравнением.
2.Составление математической модели задачи.
Работа с составленной математической моделью.
Ответ на вопрос задачи.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данный раздел программы, тему, что именно им придется изучить и освоить, какова основная задача предстоящей работы.
3 минуты

3.Самостоятельная работа
-Достали листочки и подписали их.
Будет работа будет по вариантам.
1 вариант сидящие за Кириллом, Денисом, Аленой, 2 вариант сидящие за Павлом, Анной и Марией.
Задача первого варианта:
Андрей доехал на велосипеде от реки до деревни и вернулся обратно, затратив на весь путь 1 час. От реки до деревни он ехал со скоростью 10 км/ч, а на обратном пути его скорость была 15 км/ч. Чему равно расстояние от реки до деревни?
Задача второго варианта:
От города до поселка мотоциклист доехал за 3 часа. Если бы он увеличил скорость на 25 км/ч, то проехал бы это расстояние за 2 часа. Чему равно расстояние от города до поселка?
Работают самостоятельно .













Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

10 минут

4.Работа в группах (по рядам)

-А сейчас я раздам на каждый ряд карточки вы распределитесь САМИ кто решает какое уравнение, и полученный ответ впишите в карточку пустив ее по ряду!
Эта работа командная и если у вас что-то не получается, то можете спросить у товарища по команде!

ОТВЕТЫ:



Работают самостоятельно, но в случае затруднения могут обратиться к членам группы.
Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5 минут

5.Работа в группе
-Сейчас я поделю вас на группы (В каждой группе будет сильный, средний и слабый ученик).
И мы с вами будем решать задачи. Я раздам вам карточки. Задания у всех одинаковые. Вы группой решаете задачу.
Через каждые пять минут я вызываю одно ученика из группы. Задача должны быть записана у него в тетради и ученик должен объяснить мне, как ее решал.
Сейчас отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына в 10 раз?
В книге 60 стр. Прочитали в 2 раза больше страниц, чем осталось прочитать. Сколько страниц осталось прочитать?
На турбазе имеются палатки и домики. Всего их 25. В каждом домике размещается по 4 человека, в каждой палатке по 2 человека. Сколько палаток и сколько домиков на турбазе, если на ней отдыхает всего 70 человек?
В Заповеднике Шульган-Таш черных аистов в 10 раз больше, чем малых лебедей. Если количество малых лебедей увеличить на 100, а 80 черных аистов переселить в Башкирский государственный заповедник, то их количество станет одинаковым. Сколько птиц находится в заповеднике?
Работа в командах.
1. Решение.
Пусть х (л) – искомый срок,
(32 + х) (л) – будет отцу,
(5 + х)  (л) – будет сыну.
Зная, что отец будет в 10 раз старше сына, составляем уравнение:
10 (5 + х) = 32 + х,
50 + 10х = 32 + х,
9х = - 18,
х  = - 2.
Уравнение оказалось вдумчивее нас! Это соотношение могло быть только в прошлом! (2 года назад). Возраст отца не может стать в будущем в 10 раз больше возраста сына.
Ответ: это невозможно в будущем.
2. Решение:  Пусть осталось прочитать х стр, прочитали 2х стр. Зная, что в книге 60 стр. составим уравнение:
х+2х =60
3х=60
х=60:3
х=20(стр)
Ответ: осталось прочитать 20 страниц.
3. Решили задачу арифметически25*2=50(чел) разместилось бы, если селить по 2
70-50=20(чел) не расселили
20:2=10(домиков), т.к. подселяют еще по 2
25-10=15(палаток)
Ответ: 10 домиков, 15 палаток.
Решили эту задачу с помощью уравненияПусть на турбазе Х палаток, тогда домиков 25-Х. Т. к. в каждой палатке по 2 человека, то 2Х чел живут в палатках. Т. к. в каждом домике по 4 человека, то 4(25-Х) чел. живут в домиках. Зная, что всего на турбазе 70 чел, составим уравнение:
2Х+4(25-Х)=70
2Х+100-4Х=70
-2Х= 30
Х=15
Ответ : 15 палаток и 10 домиков.
4.

Пусть было x лебедей. 10x было аистов. (x (x + 100 ) лебедей станет; (10 х - 80 ) аистов останется. По условию задачи, птиц будет поровну. Составим уравнение.
10x – 80 = x + 100.
9x = 180
x = 180 : 9, x = 20
Значит, 20 лебедей было в заповеднике
10 · 20 = 200 (птиц) – аистов было в заповеднике
Ответ: 20 лебедей, 200 аистов.

Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

20 минут

6.Информация о домашнем задании и выставление оценок.
-Сегодня оценки получили абсолютно все, вы не раз работали в командах сегодня , а так же я проверю рядовую карточку и ваши самостоятельные работы.
Домашнее задание можете переписать с доски.
Записывают ДЗ
-
3 минуты

7.Рефлексия
-Понравился ли вам урок?
-Понравилось ли вам работать в группах?
-Что вызвало затруднение?
-А сейчас пишем на листочке что вам понравилось, а что нет и бросаем в чашу настроения.
Отвечают на вопросы. Работают с «эмоциями».
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия.
2 минуты



Цели урока:
1)      образовательная – сформировать умения и навыки решения задачи с помощью уравнений;
2)      развивающие –  развитие мышления (через разбор текстовых задач учеников самостоятельно и совместно с группой), развитие памяти (через повторение ранее изученного материала), развитие устной и письменной речи (при разборе задачи вслух(когда что то не получается спросить у группы или учителя) и оформлении ее решения в тетради);
3)      воспитательные –  формирование учебно-коммуникативных умений (через общение учеников с учителем, через комментирования учениками вслух своего решения), учебно-интеллектуальных, учебно-организационных (через самостоятельную и коллективную организацию повторения ранее изученного материала); воспитание у учащихся интереса к изучению математики (через решение занимательных задач).
Общие методы обучения:
1)      по источнику знаний: беседа (ученики беседовали с учителем и друг с другом), упражнения;
2)      по характеру познавательной деятельности: репродуктивный (ученики выполняли действия по образцу).
Задачи:
Обучающие: закрепить проведение анализа условия (что дано, что найти) и введение буквенных обозначений; составления системы уравнений, используя текст задачи; научить анализу значений переменных.
Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, навыки самопроверки результатов деятельности, развивать у детей логического мышления, интереса к урокам математики, продолжить формирование математической речи учащихся, отработать навык оформления решения текстовых задач.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность учащихся через организацию индивидуальной деятельности, воспитывать умение объективно оценивать своих товарищей, воспитывать волю, настойчивость и усидчивость, воспитывать чувства красоты и гармонии; дисциплинированности.






Заголовок 2Aђ Заголовок 415