Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.


Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе
в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
Поэт – величина неизменная. Могут
устареть его язык, его приёмы; но сущность его
дела не устареет.
А. А. Блок.
План
I Тема поэта и поэзии в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. - вопрос, что может поэт и каким он должен быть-
всегда волновал А. Пушкина
- 1821 год – А. Пушкин писал Гнедичу:
Для муз и дружбы жив поэт.
Его враги ему презренны.
Он музу битвой площадной
Не унижает пред народом…
- М. Лермонтов рассуждал о поэтическом значении поэзии,
одиночестве поэта
II Поэт и его судьба в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.Творчество – это священнодействие ( стихотворение А. С. Пушкина «Поэту»):
- поэт возжигает алтарь, совершая служение Богу,
истине
- подвиг этого служения благороден
а) чувство независимости поэта от мнения толпы;
- стихотворение написано в форме обращения к поэту, взволнованному полученными похвалами
- поэт должен идти своим путём
- поэт на этом пути не встретит понимания
- на смену похвалам придут «суд глупца и смех
толпы холодной»
б) путь поэта подобен пути царя;
- для сравнения Пушкин воспользовался образом Петра I
- Пётр I «смело сеял просвещенье самодержавною рукой»
- путь поэта – путь царя, перед которым все
расступаются («Дорогою свободной иди…»)
- царю нет равных («Живи один… Ты сам свой высший суд…»)
2. Общественное назначение поэта (стихотворение М. Лермонтова «Поэт»)
а) вопрос о деятельности поэта в современном М. Лермонтову обществе;
- М. Лермонтов исходит из декабристских взглядов на поэта
как гражданина – борца за общественное благо
- сравнение поэта с кинжалом
- когда-то грозное боевое оружие – теперь игрушка золотая
- так и судьба поэта в современном Лермонтову обществе:
«Бывало, мерный звук твоих могучих слов»
(8 строчек)
- таков поэт был во времена Рылеева, раннего Пушкина
- среди своих современников Лермонтов такого поэта не
видит – 30 – ые гг б) призыв к поэту проснуться и обрести своё слово.
- слово должно быть подобно удару кинжала
- смысл стихотворения в общественном служении народу
- назначение поэзии – «воспламенять бойца для битвы»
- поэт должен стать проводником в народные массы
«мыслей благородных»
Два «Пророка» - две разные стороны одного явления:
а) мысль пушкинского «Пророка» - внутренне перерождение человека;
- в восточной аллегории – чудесный вымысел – это придаёт стихотворению особую силу, наглядность и лаконичность
- у Пушкина нет конкретного человека – у Лермонтова есть
- герой Пушкина по Божьей воле обретает мудрость, он
возрождается к новой жизни, исполненной служения истине
- пророк Лермонтова – реальный человек – он следует по
пути, завещанному Богом
- в мире злобы и порока поэт Лермонтова стал
провозглашать «любви и правды честные ученья», но в людях
такой пророк возбуждает лишь ненависть: его
забрасывают камнями
- пророк Лермонтова удаляется в пустыню – природа , в отличие от людей, повинуется Божьей воле
- но в человеческом обществе пророку нет места
« Глупец, хотел уверить нас»
6 строчек
- люди не способны принять и оценить учения любви и
Правды
б) пророк в уединении готовится к своему служению (у Пушкина)-
пророк Лермонтова сталкивается с реальными препятствиями;
- одиночество пророка, насмешки и унижения
- вот результат его служения людям, попытки
нести в мир слово правды
- пророк «угрюм, и худ, и бледен!»
в) пророк Пушкина – величественный глашатай Бога, несущий
людям слово правды;
г) пророк Лермонтова – бедный и презираемый изгнанник.
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
(А. С. Пушкин. «Поэту»)III Написанное поэтами – пережитое ими самими.