Разработка урока Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова Железная дорога.

Урок литературы в 6 классе
Тема: Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова
"Железная дорога".

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Галина Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Подготовка к уроку:
Индивидуальные задания – 1) выучить наизусть стихотворение В. Набокова «Как часто я в поезде скором»
2) выучить наизусть 1 главу стихотворения Некрасова «Железная дорога»
2. Групповые задания – 1) подготовить сообщения о жизни и судьбе Н. Некрасова, сопроводив их показом слайдов
3. Ролевая игра – историки – режиссеры готовят выступление на тему: «История строительства железной дороги»
Материал рассчитан на 2 урока.
Цели и задачи
Образовательные:
усвоение понятия эпиграф.
усвоение учащимися понятия композиция произведения;
усвоение средств художественной выразительности, использованных автором в произведении.
Развивающие:
развивать умение логически излагать мысли при составлении плана произведения;
развивать приемы анализа;
развивать культуру речи;
Воспитывающие:
воспитание патриотизма;
воспитание коллективизма;
воспитание творчества.
Оборудование
ИКТ, мультимедийный проектор, презентации (Приложения).
музыкальное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На доске.
Портрет Н.А. Некрасова
Эпиграфы к уроку: Магистраль смерти.
«Вот они – нашей дороги строители!».

Определения терминов:
Композиция произведения – построение произведения, расположение и соотношение его частей.
Эпиграф – цитата, помещаемая перед произведением с целью указать смысл произведения или отношение автора к произведению.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка задач.
– Мы начинаем разговор о поэте, чье творчество отличается простотой и искренностью, потому что говорит он о простом человеке, и судьбе его стала главной темой многих произведений Н.А. Некрасова. Что можете рассказать об этом поэте? (сообщения учеников. Приложение 1, 2).
–Н.А. Некрасов – автор хорошо известного стихотворения «Железная дорога» Он написал его в 1862 году – после отмены крепостного права. Что хотел он сказать этим стихотворением? Почему именно так его назвал? Что вы представляете себе, когда слышите это сочетание: железная дорога? (ответы учеников)
- Я предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Набокова. (Стихотворение наизусть читает ученик, получивший такое индивидуальное задание)
Как часто, как часто я в поезде скором.
Как часто, как часто я в поезде скором  сидел и дивился плывущим просторам  и льнул ко стеклу холодеющим лбом!..  И мимо широких рокочущих окон  свивался и таял за локоном локон  летучего дыма, и столб за столбом  проскакивал мимо, порыв прерывая  взмывающих нитей, и даль полевая  блаженно вращалась в бреду голубом.  И часто я видел такие закаты,  что поезд, казалось, взбегает на скаты  крутых огневых облаков и по ним  спускается плавно, взвивается снова  в багряный огонь из огня золотого,- и с поездом вместе по кручам цветным  столбы пролетают в восторге заката,  и черные струны взмывают крылато,  и ангелом реет сиреневый дым.   
– О чем это стихотворения? (О скором поезде, мчащемся по железной дороге.)
– Думаю, пора обратиться за помощью к историкам (сообщения на тему «История строительства железной дороги». Приложение 3)
- Как вы думаете, почему общеизвестный факт – строительство железной дороги - Некрасов положил в основу своего произведения? (ответы учеников – главное: хотел показать, кто ее строил и какой ценой она была построена)
3. Формулировка темы и цели.
– Действительно, сегодня на уроке мы будем работать с текстом стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога”. И не просто прочитаем произведение, но и попытаемся проанализировать его построение, художественные особенности. Как называется построение произведения? (На доске определение.) (Композиция.)
– А если мы хотим выяснить отличие данной композиции от других, ее особенный образ, как это назвать? (Своеобразие.)
– Сформулируйте целиком тему нашего урока.
Тема: “Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова “Железная дорога””.
– Запишите тему урока в тетрадях.
– Какова же цель урока?
Цель: Выяснить, из каких частей состоит произведение и в чем значение каждой части.
4. Новый материал.
- В чем же особенность композиции произведения? (стихотворение состоит из 4-х частей, самая большая часть – 2-я; вначале дается эпиграф)
- Что такое эпиграф? В чем его необычность? (ученики уже имеют представление об эпиграфе, но в данном случае он дается в форме диалога).
- Кто участвует в диалоге? (отец и сын) (пояснить незнакомые слова – кучерский армячок, пальто на красной подкладке)
– Как бы вы озаглавили эпиграф? (разговор отца и сына в вагоне)
- А кто такой граф Клейнмихель? (историческая справка, подготовленная учеником)
– И действительно, по словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга, названную впоследствии Николаевской. Услышав ответ отца, что дорогу эту построил граф Клейнмихель, Некрасов счел нужным вмешаться в разговор, и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто является настоящим строителем железной дороги.
- Какие чувства вызвал у вас эпиграф, зачем Некрасов обращает наше внимание на то, как одеты отец и сын и какие краски при этом использует?
- Действительно ли, речь в стихотворении пойдет о графе, и действительно ли он строил железную дорогу? Чтоб узнать это, необходимо отправиться в путь. Вообразим, что мы тоже сидим в том вагоне. Вот поезд тронулся, мы смотрим в окно и слушаем стук колес (ученик читает наизусть 1-ю часть стихотворения. Чтение звучит на фоне тихой музыки и слайд-шоу с изображением пейзажей)
- Что мы увидели в окне вагона? (картины осенней природы)
- Как можно озаглавить эту часть? (картины осенней природы за окном вагона) Природа предстала перед нами во всем своем великолепии. А что помогло автору создать этот прекрасный осенний пейзаж? (эпитеты – осень славная, воздух здоровый, ядреный, лед неокрепший, речка студеная, ночи морозные; сравнения – лед словно тающий сахар; листья лежат как ковер; выспаться можно около леса, как в мягкой постели)
Работа в парах.
– Поработайте в парах, обсудите, какие чувства вызвала у вас эта часть и какие краски вы в ней увидели (радость, восторг, покой; серебристый, синий, янтарно-желтый)
- А можете определить, каким размером написано стихотворение? (четырехстопный дактиль) Почему? (дактиль очень напоминает стук колес поезда). Поезд весело мчится по рельсам, а поэт думает думу свою. А вот какую думу он думает, мы узнаем из второй части стихотворения.
Анализ второй части.
– Движемся дальше. (Свисток.) Читаем вторую часть. (Читает заранее подготовленный ученик.)
– Что хотел показать здесь автор? (Правду.)
Почему “правда”, сказанная генералом в эпиграфе, не устраивает автора? Почему он решил высказать свою правду?
– Озаглавьте эту часть. (Правда о строительстве железной дороги.)
– Каким показал Некрасов труд рабочих на строительстве этой дороги?
– Послушаем сообщения историков о том, кто строил эту дорогу и в каких условиях (учащиеся делают сообщения из истории, сопровождая их слайд-шоу. Приложение3, 4)
На работы подрядчики нанимали как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], так и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Контракты между подрядчиком и помещиком заключались без юридического участия крепостных крестьян. Часть заработанных денег они должны были отдать [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в качестве [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Государственный крестьянин заключал договор самостоятельно, но ввиду массовой неграмотности, зачастую не мог его прочесть и верил агенту на слово.
Большинство строителей вербовались на период с 1 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках, реже в бараках.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] длился всё светлое время суток, в середине дня полагался двухчасовой перерыв на обед и отдых. На земляных работах нормы выработки доходили до 9,2 мі грунта в сутки вместе с его перемещением на определённое расстояние.
Контракты не предусматривали заработной платы, она определялась на месте для каждой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в зависимости от её специальности. В случае болезни с работника вычиталось ежедневно по 15 копеек на питание и 5 копеек на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Во всех случаях вычетов зарплаты (болезнь, штраф, невыход на работу, невыполнение нормы) рабочие отвечали друг за друга [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – деньги вычитались из заработка всей артели. Рабочий, в зависимости от выполняемой работы, мог заработать от 17 до 35 рублей за сезон при бесплатном питании.
– Кто или что заставило людей заниматься таким нелегким трудом? (Голод заставляет рабочих идти на эти каторжные работы, чтобы хоть что-то заработать и прокормить себя и свою семью.)
– Все ли выдерживали такие условия работы?
– В какой строке поэт говорит об этом? (Многие в страшной борьбе, к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе.) (Возможен анализ эпизода из 2-ой части – «Волосом рус по слова Трудно свой хлеб добывал человек»)
– На чем была построена эта дорога? (На костях рабочих.)
– Мертвые не могут ничего рассказать. Поэтому Некрасов вводит прием “видение во сне”. Ваня под убаюкивающий стук колес поезда засыпает, и во сне он видит умерших строителей, которые рассказывают ему о своей жизни.
– Как строители относятся к своему труду? (Любо нам видеть свой труд.)
– Как понимаете эти строки? (Гордятся тем, что сделали.)
– Действительно, им было чем гордиться. Николаевская железная дорога была первой в России.
– Поэт в этой части не скрывает правды о тяжелейшем труде строителей, о многочисленных жертвах, о том, что дорога эта построена на человеческих костях. Однако, заканчивает эту главу поэт верой. Во что? (Вынес достаточно русский народ)
– А с каким обращением к нам, читателям, обращается поэт в этой главе? (Благослови же работу народную и научись мужика уважать.)
– Как соотносятся первая и вторая часть стихотворения? Если в первой части – настроение радости, бодрости, она расцвечена красками, то что можете сказать про вторую часть?
Работа в парах.
– Поработайте в парах. Сформулируйте свои впечатления от этой части, какие краски вы увидели в этой части? (ответы учеников)
Физкультминутка.
6. Чтение и анализ третьей части.
- Двигаемся дальше. Читаем третью часть. (Читает заранее подготовленная ученица.)
– Что увидели в этой части? (Спор поэта и генерала.)
– Озаглавьте эту часть. Запишите название.
– Каковы взгляды генерала на народ? (Он их называет варварами, диким скопищем пьяниц.)
– Генерал утверждает, что народ способен только разрушать, но не создавать. Согласны ли вы с его мнением?
Работа в парах.
– Проанализируйте эту часть. На чьей стороне вы в этом споре? (ответы-рассуждения детей)
Чтение и анализ четвертой части
– Читаем четвертую часть. Поэт обещает в этой части показать светлую сторону жизни. И должно бы быть все в ярких красках. Однако только один герой здесь изображен в красках. Кто? (Лобазник.)
– А какими красками изображены другие герои? (Они бесцветны.)
– Единственные цвета несут в себе слова: мертвые в землю зарыты; больные скрыты в землянках. (Серый цвет.)
– Действительно ли отрадна, то есть радостна, картина, которую нарисовал Некрасов в конце стихотворения?
– Почему радость рабочих вызывает у нас, читателей, горькую усмешку? (В очередной раз рабочих обманули, а они рады бочке вина.)
Работа в парах.
– Озаглавьте эту часть, какие чувства у вас она вызвала, какие краски вы можете в ней отметить?
8. Вывод:
– Характеризуя природу, вы отмечали ее многоцветье. Ни один цвет в описании природы не противопоставлен другому. Почему? (В природе все гармонично.)
– А так ли гармонично все в мире людей?
– В описании людей какие цвета, по вашему мнению, противопоставлены? (Красный – мрачный, серый.)
– При описании кого поэт использовал красный цвет? А серый, мрачный?
– Почему генерал и лобазник противопоставлены мужикам-строителям? (1 группа – богатые, обеспеченные; 2 – нищие, бесправные.)
– А вот железная дорога. С кем вы соотнесете железную дорогу. Без кого железная дорога не была бы построена?
– Так кто настоящий создатель железной дороги? (Мужики-строители, народ.)
– И нам есть, чем гордиться. Давайте посмотрим, как за 150 лет изменилась ситуация с железными дорогами в России. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Приложение 4,5)
– А кто создал эту огромную сеть железных дорог в России? (Рабочие-строители.)
Альберт Эйнштейн говорил: “Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее”.
Именно этими словами мне и хотелось бы закончить сегодняшний урок.
– Какие вы бы сделали выводы?
Домашнее задание:
Выучить 1 главу наизусть



















Заголовок 1 Заголовок 215