Презентация по русскому языку на тему Употребление причастий и деепричастий в речи ( 7 класс)


Веришь – не веришь Верите ли вы, что причастие -это изменяемая часть речи?Верите ли вы, что причастие похоже на прилагательное?Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?Верите ли вы, что деепричастие – неизменяемая часть речи?Верите ли вы, что деепричастия обозначает признак предмета по действию?Верите ли вы, что деепричастный оборот не всегда выделяется запятыми?Верите ли вы, что деепричастия похожи на прилагательные?Верите ли вы, что деепричастия похожи на наречия?





Проверь себя! {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1 +7 +2 +8 -3 -9 -4 -10 -5 -11 +6 +
Употребление причастий и деепричастий в речи
Серебряная сказка зимы! Поля. Лес. В звёздные ночи лунный свет.сравните Серебряная сказка зимы! Белеющие поля, переплетённые лентами следов. Занесённый снегом лес. В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями.


Серебряная сказка зимы! Белеющие поля, переплетённые лентами следов. Занесённый снегом лес. В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями. Холодная ночь опустилась на лес, который занесло снегом. Деревья оделись в белые шубы, которые сверкали. А на краю опушки стоял могучий старый дуб, который побелел от мороза. Холодная ночь опустилась на лес, занесённый снегом. Деревья оделись в сверкающие белые шубы. А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.


Как падают воды в Лодоре?Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь, Сливаясь,Вздымаясь,Вздуваясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Морщинясь, волнуясь, катясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре! Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) → Ниагарский водопад 1892 Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) → Ниагарский водопад 1893 Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды,___________, устремляются вниз с огромной высоты. Они, _______, неостановимо бегут наперегонки,__________. Вот они, __________, переливаются под лучами солнца, а вот,_________, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну, кто укротит стихию, которая,________, веками удивляет человека?

Перед нами картина И. К. Айвазовского «Ниагарский водопад». Мощные потоки воды, резко обрываясь, устремляются вниз с огромной высоты. Они, грохоча, неостановимо бегут наперегонки, поглощая все на своем пути. Вот они, пенясь, переливаются под лучами солнца, а вот, дробясь и морщинясь, сливаются с темными скалами. Кто разгадает тайну, кто укротит стихию, которая, ликуя, торжествуя, безумствуя, веками удивляет человека? Эти глагольные формы необходимыдля яркого, красочного описания природы;для выразительности описания чувств, переживаний людей ;делают текст динамичным, выразительным, живописным.Вывод: роль причастия и деепричастия в речи


Зайдя в магазин дверь должна быть закрыта.Заходя в магазин закрывайте дверь.Заходя в магазин закрывайте пожалуйста дверь.Заходя в магазин, закрывайте, пожалуйста, дверь.Грамматические нормы


Исправьте ошибки в употреблении причастийТуча уже сыпала дождиком, нависшая над высокими вершинами тополей.Иней сверкающийся на ветках завораживал.Метель начавшийся утром не переставала до вечера. Ключ Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.Иней, сверкающий на ветках, завораживал.Метель, начавшаяся утром, не переставала до утра.

Исправьте ошибки в употреблении деепричастийПодъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости. Ключ Подъезжая к станции, я потерял шляпу. Когда я сидел у окна, в комнату влетел воробей. Увидев заснеженную лесную опушку, я обрадовался.
Подведём итоги Я вспомнил (а), что …Я узнал (а) …Было сложно …Нужно помнить, что …Я был(а) бы рад(а)…
Домашнее задание Упр. 351По желанию:Напишите мини-сочинение на тему «Зимний лес», используя причастия и деепричастия.
Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…А.И. Куприн