Презентация на тему Системно-деятельный подход на уроках биологии


Системно-деятельностный подход на уроках биологииучитель биологииЗверева Н. И. Учить других куда как нелегко!А жизнь идёт, и надо торопиться.Успеть бы воспитать таких учеников,чтоб было у кого потом учиться!поэт Борис ЛевинМы живём в сложное, но интересное время – на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.Позиция ученика: самостоятельное познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная деятельность — управляемый учебный процесс. Каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?»Я использую в своей пед. деятельности:1. Терминологические диктанты2. Задания на классификацию3.Задание на интерпретацию текста в графическое изображение: таблица, схема4. Задания на сравнения: найти сходства и различия, сделать вывод5.Составление характеристик по плану6. Задания на оценочную деятельность: найти допущенные ошибки при ответе, в тексте, рисунке, оценить ответ Например: Составление характеристик по плану 1.Я хочу рассказать о моем любимом животном. 2. Описание животного: а) внешний вид животного; б) повадки животного; 3. Мое отношение к животному. Терминологический диктантПитание и пищеварение1. Процесс получения организмом необходимых ему веществ и энергии называют … (Питание.)2. Процесс превращения сложных органических веществ пищи в более простые, доступные для усвоения организмом, называют … (Пищеварение.)3. Воздушное питание растений осуществляется в процессе … (Фотосинтеза.)4. Для растений характерно воздушное и … питание. (Почвенное.)5. Животные, питающиеся плодами, семенами и другими органами растений, называются … (Растительноядные.)6. Организмы, питающиеся «сообща», называются … (Симбионты.)7. Лисы, волки, совы по способу питания – … (Хищники.)8. Организмы, существующие за счет другого организма-хозяина, называются … (Паразиты.)9. У большинства многоклеточных животных пищеварительная система состоит из ротовой полости ––> … (продолжите по порядку). (Глотка ––> пищевод ––> желудок ––> кишечник.)10. Пищеварительные железы выделяют … – вещества, переваривающие пищу. (Ферменты.)11. Окончательное переваривание пищи и всасывание ее в кровь происходит в … (Кишечнике.) Задания на классификациюЗадание 1 (биология 6 класс тема «Скелет – опора организма»)Используя знания темы «Скелет – опора организма» раздели животных на группы несколькими способами, зная, что среди них может быть лишнее:Улитка, рыба, птица, жук, крокодил, муха, лягушка, дождевой червь, морской гребешок, бабочка.Алгоритм решения:1. Что у них общего? Если указана тема скелет, то смотрим, все ли они имеют скелет. Все, кроме дождевого червя, соответственно это животное – лишнее.2. По какому признаку они могут быть разделены? По тому внутренний у них скелет или наружный.Расположение скелета в тележивотные с наружным скелетом улитка, жук, муха, морской гребешок, бабочка. животные с внутренним скелетомрыба, птица, крокодил, лягушка.3. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу.4. По какому ещё признаку они могут быть разделены? По тому, из какого вещества состоит их скелет.Материал скелетакостный рыба, птица, крокодил, лягушка. Хитиновый жук, муха, бабочка. известковыйулитка, морской гребешок.5. Проверяем: все слова представлены, все по одному разу. для закрепления знаний по морфологии клетки можно  дать задание составить сравнительную схему строения растительной и животной клеток. Органоиды Животная клетка Растительная  клетка 1 Ядро2. Плазматическая  мембрана3. Цитоплазма5. Митохондрии6. Рибосомы7. Пластиды8.Вакуоль9.Эндоплазматическая сеть10. Комплекс Гольджи Задания на оценочную деятельность: Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков буквы, соответствующие словам в словарике.Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает…(1), под ней находится вязкое полужидкое вещество…(2). У большинства клеток в центре расположено… (3). Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат …(4).Словарик: А. Цитоплазма. Б Хлоропласт. В. Наружная мембрана. Г. Ядро Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцовОРГАНИЗМЫ НАУКИА) шиповник 1) ботаника Б) жаворонок 2) зоология В) собакаГ) берёзаД) лиственницаЕ) паук-крестовик Целью системно - деятельностного подхода в обучении является не проверка знаний, а их самостоятельное созидание в процессе продуктивной деятельности. И в этом мне помогают такие приемы:1. Установление связи между отдельными элементами и блоками знаний2. «Задай вопрос»3. Тест: «Я знаю / умею, Я не знаю / не умею»4. Составление кластера5. Составление синквейна Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Синквейн на тему "ОРганизм" 1.Организм2.живой, действующий3.состоит, обладает, отличается4.тело с органами5.отдельная особь  Кластер – это графическая организация материала. Учащийся записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Луч означает существующую между терминами логическую связь. Организационные формы работы с кластерами·  Самостоятельно при выполнении домашней работы·  Самостоятельно на практическом занятии·  В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному термину·  В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер·  При выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.Использование технологий с составлением кластеров открывает широкие возможности для активизации работы учащихся во внеаудиторное время, на лекции и практическом занятии. Я признаю, что не для всех, биология станет смыслом жизни, но многим ученикам мои уроки с использование системно – деятельного подхода помогут:- найти себя в этом бурном мире,- научиться самостоятельно мыслить,- принимать решения,- правильно оценивать свои интересы и способности