Урок русского языка. Приставка как часть слова.


Тема: «Приставка как часть слова».
Цели: знакомство с приставкой как частью слова, наблюдение за лексическим значением приставок, умение выделять ее из состава слова, образовывать новые слова с помощью приставок.
Задачи: формировать уровень познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха; уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; воспитывать культуру общения в группе; воспитывать заботливое отношение к природе.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Технология: критическое мышление.
Приемы критического мышления: знаю-хочу, чтение с пометами, синквейн.
Формы работы: групповая, коллективная, работа в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
А) Орфографическая минутка
Отгадайте загадки
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки. (Зима)

Это что за мошкара,Белая, мохнатая?Пляшет в воздухе она,Всех в округе радует. (Снежинки)
Я сижу, смотрю в окно:Снег идёт давным-давно.А они растут, растут,Для земли: тепло, уют! (Сугроб)
Он злой, как пёс сторожевой:Кусает нос и щёки,Хватает за руки зимой.
И щиплется за ноги. (Мороз)Все деревья в платьях белых, —Нарядились и стоят.И окошки все в узорах, —Разрисованы опять.Что за мастер-чудодей,Угадай его скорей? (Иней)
В воде не тонет и в огне не горит. (Лед)
(Слова отгадки прикрепляются на доску)
Что общего в словах?
-Сегодня у нас в гостях Снежинка, со своими друзьями.

Слайд 2,3

- На какие группы можно разделить эти слова?
Зима Снежинки – слова с безударной гласной,
Сугроб. Мороз – парная согласная на конце слова,
мороз – словарное слово. А иней?
Новое словарное слово ИНЕЙ запишем в словарик.
-Составьте предложение со словом ИНЕЙ. Слайд 4
Словарная работа
Учитель диктует слова, учащиеся записывают букву, которую необходимо вставить в словарное слово.
Ребята, береза, пенал, пальто, орех, огурец.
Проверка Е, Е, Е, А, О
3 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа)
Слово делится на части. Слайд 5
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.
- О чем это стихотворение (о частях слова)
– Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают на магнитной доске)
¬ ^ ͡
А) Работа в группах.
-Ребята, вспомним, какие части слова мы уже прошли. Объединитесь в группы и выберите верное определение частей слова, которые мы уже изучили.
Б) Мотивация и целеполагание.
–Остался один знак.
Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.
Физминутка
 «Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
 Он смеется до ушей,
Веселит он малышей!
В) Приём «Знаю-хочу»
Заполнение таблицы ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЗНАЛ
Г) Организация фронтальной работы учащихся.
- Достаточно ли вам информации?
- А можем узнать больше?
- Как назовём тему нашего урока?
- Приставка.
- Поставим перед собой цель: учимся находить приставки в словах .
4 этап — «Осмысление» (реализация осмысления)
а)-Прочитайте стихотворение.
--бегай -- скорей
--смотреть на снегирей.
---летели, ---летели,
Стайку встретили метели! Слайд 6
-Почему непонятен смысл?
Для чего служат приставки?
б) Первичное восприятие и закрепление нового материала.
1. Работа в парах. Придумать новые слова, используя различные приставки.
1ряд – выбегай
2 ряд посмотреть
3 ряд прилетели. ( ПРОВЕРКА)
Воспитательный момент - покормите птиц зимой!!!!
в) Найти слова с приставками Слайд 7
5 этап- Организация фронтальной работы учащихся.
-С какой частью речи можно перепутать приставки ?
-Как пишутся приставки?
-А сколько приставок в русском языке (около 50)
-Сколько приставок может быть в одном слове? (одна, две, три)
Обездоленный, обеззараженный слайд 8
-В русском языке есть слова, где выделяют приставку КУ.
слайд 9
- А где можем получить информацию о приставке?
- Обратимся к учебнику с.104.
- Приём «Чтение с пометами»
Это правило можно запомнить с помощью стихотворения.
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова
5. Этап — «рефлексия»,
Прием «Синквейн»
Слово «Приставка»
1.Приставка
2.Маленькая, новая
3.Стоит, образует, находится
4.Приставка пишется слитно.
5.Морфемка
-Оцените свою работу на уроке
-Нарисуйте голубую снежинку, если вам было понятно, желтую, если были затруднения.
Д.З. стр.105 упр.282