Статья Требования к оформлению портфолио. Пожелания к содержанию. Различные приёмы и стратегии


Требования к оформлению портфолио. Пожелания к содержанию. Различные приёмы и стратегии«Наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, «рефлекс цели», отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога»
М.М. Поташник
В условиях реализации ФГОС ДО высокие требования предъявляются к профессиональным качествам педагога, поэтому составление портфолио получило такое большое распространение.
Для более качественной оценки компетентности педагогов (независимо от того в какой образовательной организации он работает) необходимо разрабатывать портфолио педагога и воспитанника, так как оно пригодится ребёнку на протяжении всего образовательного маршрута.
Необходимость приоритета субъективной позиции педагога по отношению к самому себе позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма.
Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций.
Качества настоящего профессионала
В – Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой.
О – Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист.
С – Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист.
П – Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот.
И – Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь.
Т – Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий.
А – Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик.
Т – Темпераментный, терпеливый, толерантный.
Е – Естественный, единомышленник.
Л – Ласковый, любящий, лидер.
Ь – Добрый, мягкий, нежный.
Самое общее определение портфолио  –  это серия работ одного автора, объединённая общей  темой. В переводе с итальянского слово «portfolio» означает «портфель».
Сегодня технология портфолио осмысляется как система определения, накопления, систематизации и презентации результатов деятельности педагога.
399381914605000Модели портфолио:
портфолио документации,
портфолио процесса,
портфолио показателей,
оценочный портфолио,
индивидуальный  портфолио,
паспорт  карьеры  на  основе  портфолио,
портфолио  в  форме  проекта,
портфолио совместной  деятельности,
«электронный  портфолио»,
«паспорт компетенций и квалификаций».
Цели портфолио:
оценивание  и  самооценка  качества деятельности педагога, демонстрирующая готовность педагога  к  самореализации,  его  развитие  и  достижения; 
презентация   творческого  опыта  и  расширение границ  личностного  и  профессионального  взаимодействия  и  сотрудничества;
основная  идея  портфолио – «показать  все,  на  что  ты  способен».
429991611303000Принципы разработки портфолио:
Компетентностный  подход.
Комплексность.
Достоверность.
Преемственность.
Структура и содержание портфолио
Разделы  портфолио согласованы  с  критериями оценки  качества,  представленными в  Национальном  проекте «Образование»  и  включают в  себя  разделы,  позволяющие оценить  компетентность  педагога дополнительного  образования  по следующим параметрам: 
профессиональное  мастерство;
профессиональная  квалификация;
профессиональные  достижения;
социальная  деятельность, социальное  партнёрство. 
Каждый  раздел представлен  не  только качественными,  но  и  количественными характеристиками, подтверждается документально (программы, разработки, дипломы, отчеты, публикации и т. д.), что позволяет провести мониторинг эффективности педагогической деятельности. 
Критерии оценки результативности:
Объективность. 
Суммарное (итоговое)  оценивание  портфолио в  соответствии  с 
многообразными  установленными  критериями обеспечивает  повышение 
адекватности внешней  оценки  и  самооценки  педагога, а  также  обеспечивает 
возможность  разносторонней  комплексной оценки  его  деятельности.
Комплементарность  (дополнительность). 
Данный критерий определяется,  прежде всего,  использованием  портфолио
(или  его частей) в  других  (кроме аттестации)  управленческих  механизмах и 
процедурах  (например, при  проведении  процедур  на  замещение  вакантных  должностей,  параллельное  оценивание процесса  и  продуктов индивидуальной 
или  групповой деятельности).
Стимульность. 
Постоянное оценивание  и  самооценка при  помощи  портфолио способствуют совершенствованию деятельности педагога.
Прогнозирование результативности применения портфолио
через  год  после  начала  применения  позволит:
осуществлять  постоянный мониторинг  соответствия  персонала 
выполняемым должностным  обязанностям, определяет перспективы по обучению и перемещению персонала, проводить  внутренний  аудит;
мотивировать  персонал  на  повышение  качества выполнения 
профессиональных  обязанностей и выстраивание  стратегии личностного  роста;
стимулировать своевременное  повышение квалификации  сотрудников, 
творческий рост  педагогов, особенно при  подготовке  к  аттестации;
через  2  года  будет  обеспечивать:
формирование здоровой конкурентной среды, определяющей условия эффективной профессиональной карьеры;
объективность, периодичность, открытость ведения оценки педагогического персонала;
разработку индивидуальных траекторий, программ и проектов развития сотрудников;
эффективную аттестацию педагогов, представление к наградам и выстраивание карьерного роста.
Риски, возникающие при реализации портфолио, и противодействие им:
неприятие данной  формы  аттестации некоторыми  педагогами,  т. к. 
процедура «заполнения» портфолио может  показаться трудоемкой,  а  структура –  несколько громоздкой;
неподготовленность  кадров – неумение  создавать  электронный  портфолио;
различное понимание  критериев  оценки материалов,  помещенных  в 
портфолио;
  разночтения при  расшифровке  смысла критерия  оценки  материалов;
бессистемная  работа  с  портфолио, дискретность  материалов;
проведение курсовой  подготовки  для  заместителей  директоров и/или 
председателей  аттестационных  комиссий учреждений  дополнительного 
образования детей;
проведение курсовой  подготовки  для  аттестации педагогов и  методистов,  а  также  для  специалистов, обеспечивающих техническое сопровождение заполнения электронного портфолио;
внедрение электронного  портфолио  первоначально в  режиме  эксперимента;
последующий  анализ  проблем  и  трансляция  (популяризация)  положительного опыта его использования.