Конспект урока развития речи Составление описательного рассказа Снег, 3 класс (V вида).

Урок развития речи в 3 классе школы-интерната V вида

Тема: Составление описательного рассказа «Снег».

Цели:
Коррекционно-образовательная:
- обучать детей составлению описательного рассказа по плану и опорным словам;
коррекционно-развивающие:
- развивать у детей умение распространять предложения определениями;
- развивать умение грамматически правильно и логически последовательно строить свое высказывание;
- привлечь внимание детей к красоте зимних явлений;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: снежинки, на которых написаны предложения, загадки, большая голубая снежинка с текстом, картинки с изображением снега, осколочные картинки с изображением зимы, карточки с названием месяцев, грамзапись / музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев».

Ход урока.

Организационный момент.

Введение в тему.
а) Выкладывание осколочных картинок.
Учитель. О чем у нас пойдет сегодня речь на уроке, вы узнаете, если справитесь со своим заданием, которое находится у вас в конверте.
Учитель. Сложите картинку.
Учитель. Какое время года изображено на ваших картинках?
Учитель. Вспомните название зимних месяцев.
Учитель. Расставьте картинки в определенном порядке: декабрь, январь, февраль.
Учитель. К каждой картинке прикрепите название древнерусских месяцев. Мы знакомились с ними на уроках чтения.
Декабрь – студень (стынет се от морозов).
Лютень, хмурень (прозвище).
Январь – просинец (прояснять)
Стужайло, перезимье.
Февраль – сечень (секут еще зимние ветры)
Межень (раздел меду весной и зимой)
Бокогрей .

Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся, как изображают зиму поэты, художники, музыканты.
Учитель. Наша зима у поэтов, художников, музыкантов – красавица, порой озорная, порой тихая. А вот как она появляется у А.С. Пушкина.
Дети. Вот север тучи нагоняя
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница зима.
Учитель. Какой изображает зиму А. С. Пушкин?
Дети. Холодной, спокойной, величественной..
Учитель. Какой звук часто повторяется?
Ученики. Звук «Л».
Учитель. Давайте покажем, как дует ветер и пошумим.
Учитель. А другой поэт П. Вяземский, встречая зиму, восклицает;
Ученики. Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица - душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка- зима
Учитель. Порадуйтесь, ребята, зиме, улыбнитесь, поднимите руки вверх и разведите их в стороны. Молодцы.
Учитель. С кем сравнивается зима в этом стихотворении?
Ученики. С молодкой, с лебедкой.
Учитель. А как вы понимаете эти слова?
Ученики. Молодка – это молодая девушка. А лебедка – лебедь.
Учитель. А здесь какая зима?
Ученики. Молодая, веселая.
Учитель. Как названа зима в сказках, стихах?
Ученики. Матушка – зима, гостья – зима, зимушка, волшебница, чародейка, русская молодка.
Учитель. Все рады проказам матушки-зимы
Мороз румянит щеки, пощипывает нос.
А снег такой легкий, пушистый, скользкий.
Учитель. Вот мы и перешли к основной теме урока.
Так о чем же мы сегодня мы будем говорить на уроке?
Ученики. О снеге.
Учитель. Мы сегодня узнаем, каким снег бывает зимой, что с ним происходит, а для этого мы будем подбирать слова-признаки, слова-действия к слову «снег». Затем попробуем составить рассказ о нем. А самый красивый рассказ получатся у того, кто окажется самым наблюдательным.

4. Работа по теме урока.
Учитель. Посмотрите-ка, ребята, какие снежинки опустились к нам на доску. Какая из них вам кажется самой необычной, таинственной?
(на доске прикреплены белые снежинки, а одна большая голубая)
Дети. Большая, голубая.
Учитель. Да, в этой снежинке есть сюрприз, который вам приготовила Снежная королева. Подойдите к доске и возьмите эту снежинку. Что же там необычное?
Ученики. Письмо от Снежной королевы.
Учитель. Миша, прочитай его.
Ученик. Дорогие мои ребята! Сегодня я вас перенесу в свои владения.
Это зимнее царство. Снег кругом по колено. Для того чтобы туда попасть, нужно вспомнить стихи, загадки о снеге. В путь, друзья мои!
Снежная королева.
Учитель. В народном творчестве снег всегда служит образцом всего мягкого, пушистого, нежного. У поэта С. Есенина есть замечательные слова.
Заметает пурга белый путь,
Хочет в белых снегах потонуть.
Давайте и мы отправимся в путешествие по этому пышному царству.

(Беседа на музыкальном фоне)
А сейчас перенесемся в мир музыки. Многие композиторы сочиняли музыку о зиме, передавая ее зимние картины. Давайте послушаем музыку П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», «Вальс снежных хлопьев». Подумайте, звучит ли снег? Какие картины вы представляете, слушая эту прекрасную музыку?
Тихо-тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном расписном.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.
Учитель. Что вы представляли, слушая эту музыку?
(Ответы детей)
Учитель. Подумайте, звучит ли снег?
Ученики. Покрывая всю землю с утра,
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
Учитель. Какую же «еле слышную музыку» сочинила зима?
Ученики. Легкую, тихую, спокойную.

Лексико-орфографическая работа.
Подберите к слову «снег» однокоренные слова.
Ученики. Снег, снежок, снежинка, подснежник, снеговик, снегурочка.
(прикрепить карточки со словами на доску)
Учитель. Почему эти слова называются однокоренные?
Учитель. Чем вам памятен первый снег?
Ученики. Его ждешь, хочется, чтобы он поскорее покрыл землю; он быстро тает.
Учитель. Каков же снег?
Ученики. Первый, молодой, мягкий, пушистый, грязный, мокрый, сухой, колючий, сыпучий, холодный, серый.
Учитель. Какой снег бывает в начале зимы?
Ученики. Чистый, свежий.
Учитель. А в конце зимы?
Ученики. Грязный, серый, темный.
Учитель. Вот и выясняется, что снег бывает разным. А от чего это зависит?
Ученики. От погоды, от времени года, от времени суток.

Физкультминутка.
(Под музыку выполняются движения)
Мы белые снежиночки
Собралися сюда.
Летим мы как пушиночки
Холодные всегда .
Прилечь на землю хочется,
А ветерок злодей .
Все дует, подувает нас
И мы летим быстрей.
Учитель. Что делали снежинки?
Ученики. Летали, кружились, вились, ложились.
Учитель. Подберите к слову «снег» глаголы. Что делает снег?
Ученики. Летит, идет, валит, падает, опускается, одевает, блестит, скрипит.
Учитель. Подберите к слову «блестит» слова-синонимы.
Ученики. Сверкает, искрит, переливается.
Учитель. А когда так бывает?
Ученики. Так бывает, когда солнце и луна светит, фонари горят.
Учитель. Когда снег медленно падает, как называется это явление?
Ученики. Снегопад.
Учитель. Ребята, а какого цвета снег?
Ученики. Да, мы говорим, что снег белый. А теперь посмотрим на снег глазами художника. Они его видят другим. Посмотрите на эту картину. Какой здесь изображен снег?
Ученики. Снег белый, точно жемчуг.
Учитель. А на другой картине каким он кажется?
Ученики. Голубоватым.
Учитель. А отчего он таким кажется?
Ученики. Небо голубое, свет падает на снег.
Учитель. А какой еще снег бывает?
Ученик. Розовый, светло-лиловый. Таким он кажется на закате. Бывает снег и серебристый.
Учитель. Ребята, а какие стихи вы знаете про снег?
Ученики. Белый снег пушистый
В воздухе кружится.
И на землю тихо,
Падает, ложится.
Учитель. Послушайте загадку.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый
Кружевной и синий-синий.
- Кто отгадал? Так какой же снег бывает?
Учитель. С чем сравнивается снег в загадках, стихах?
Ученики. С пушистым ковром, с белым покрывалом, пуховым платком, теплой шубой, снежной бахромой, снежным одеялом.
Учитель. Какое настроение вызывает у вас снег?
Ученики. Радостное, веселое, спокойное, печальное

Чтение отрывка из рассказа В. Бочарникова «В гостях у Берендея».
Учитель. Сегодня мы много говорили о снеге. Но вот послушайте, как описывает снег писатель Василий Бочарников в рассказе «В гостях у Берендея».
Учитель. Кто такой Берендей?
Ученик. Лесной хозяин.
Учитель. Прочитайте с доски слова.
Ученик. Беспредельность, благодать.
Учитель. Вот эти слова вам встретятся в рассказе. Как вы понимаете смысл этих слов?
Ученик. Беспредельность – нет конца и края. Благодать – радость.
(чтение отрывка)
Снега Снега
Кругом снега, белые, как лебединое перо, и слегка подсиненные. Снегами затоплены поля и луга, белые покрывала накинуты на речку; снега и выше нас – на крышах изб, на ветвях деревьев.
Снегами освещается день. Светят они и в тусклой морозной ночи.
Русская зима – снеговая беспредельность. Порой по-детски думается: был бы сахаром, то-то была благодать людям. Ну, не сахаром – мукой, греби в мешки, разводи печь пожарче под пироги-караваи.
Учитель. Понравился рассказ? О чем он?
Ученик. О зиме, о снеге.
Учитель. О чем хотел автор рассказать в рассказе?
Ученики. О красоте русской зимы.
Учитель. Что создает эту красоту?
Ученики. Снег.
Учитель. С чем сравнивается снег?
Ученики. С лебединым крылом, сахаром.
Учитель. Как можно озаглавить этот рассказ?
Ученики. Снег

Составление рассказов учащимися.
Учитель. Вы прослушали текст, написанный автором. А теперь попробуйте сами составить красивый рассказ. Подумайте, о каком снеге вы хотели бы рассказать в нем. А помогут вам составить рассказ опорные слова. Прочитайте их с доски.
Снег (какой?) легкий, пушистый, голубоватый, мохнатый.
Снег (что делает?) падает, блестит, валит, падает, кружится.
Белая скатерть, пуховое одеяло, пушистый ковер, снежная бахрома.
Учитель. Подумайте, какие предложения можно составить с этими словами. Посмотрите-ка, ребята, к вам на парту упали волшебные снежинки, на которых написаны подсказки. (у некоторых детей на снежинках написаны предложения. Пошел снег. Снежинки закружились в воздухе. Земля покрылась ковром. На улице бело. и т.д.)
Учитель. Как вы озаглавили свой рассказ?
Чей рассказ больше понравился?

Обобщение.
Молодцы, хорошие, интересные рассказы вы сегодня составили. Вы пытались передать в своих рассказах красоту зимы, зимнего снега, но как сказал русский поэт Василий Жуковский: «Что наш язык земной пред дивною природой?..»
- Нам еще надо много учиться, чтобы так хорошо описывать к5расоту природы, как это делает она сама.
Учитель. Как мы должно к ней относиться?
- Бережно.

10. Домашнее задание.
Снежная королева приготовила вам снежинки-сюрпризы. На них написаны загадки. Отгадайте их, а потом вы можете загадать их своим родителям, товарищам, воспитателям.

Подведение итогов.
О чем мы говорили сегодня на уроке?
Оценка работы учащихся.













13PAGE 15


13PAGE 14115




15