Конспект урока: рассказ Е. Чарушина «Никита-охотник».


Тема: рассказ Е. Чарушина «Никита-охотник».
Тип урока:  урок усвоения новых знаний.
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
–формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Задача: формировать у учащихся  универсальные учебные действия:
1.Личностные:
        смыслообразование;
        знание нравственно-моральных норм поведения.
2.  Регулятивные:
        целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
        планирование – составление плана и последовательности действий;
        самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
3.  Познавательные:
        Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
        Логические:
- выбор оснований и критериев для определения темы рассказа;
- построение логической цепи рассуждений.
        Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.
4. Коммуникативные:
        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
        инициативное сотрудничество в поиске информации;
        управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
        умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, пенал.
Схема доски:
Этапы урока Ход урока
Формирование УУД
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний
ΙΙ. Совместное открытие знаний
1. Рассматривание рисунков, сделанных детьми дома (если сделали).
2. Речевая разминка. Работа в тетради. 2
Упражнения в тетради № I.1, 2, 3, с. 12. (Слайд 2)
Е. Чарушин «Никита-охотник».
1. Работа с текстом до чтения. 1 4 2
– Откройте с. 41 и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.
– Что изображено на этой иллюстрации?
– Где это всё происходит, как вы думаете?
– Как вы думаете, кто главный герой этой иллюстрации? (Мальчик-охотник.)
– Почему вы решили, что он охотник?
– Этот мальчик – настоящий охотник? (Нет, это игра.) Почему?
– Рассмотрите иллюстрацию внимательно. Кто знает, как называется большое дерево в левой верхней части?
Если дети не ответят, учитель не называет дерева, а говорит:
– Может быть, мы найдём ответ в тексте…
– Как вы думаете, почему эта иллюстрация помещена перед текстом? Предположения детей: наверное, будем читать об охоте, о мальчике...
– Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с. 41. (Евгений Чарушин.) (Слайд 1)
– Вам знакомо это имя? Что вы читали из произведений этого писателя? (Про Тюпу в «Букваре» и др.)
– Прочитайте название.
– Про кого же мы будем читать? (Про Никиту-охотника.)
– Значит, вы правильно предположили: это он изображён на иллюстрации.
– Прочитайте, что написано в скобках под названием произведения. (Рассказ.)
– А что такое рассказ, как вы понимаете?
– Отличается чем-то рассказ от сказки?
– Чем же?
– А от других произведений?
Ответы детей.
– Итак, рассказ – это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. Рассказ написал автор.
– Как зовут героя этого рассказа? (Никита.) Кто рассказывает об этом герое? (Автор – Евгений Чарушин.)
– Из скольких частей состоит этот рассказ?
2. Работа с текстом во время чтения. 1 7 1 2 2 1
Самостоятельное чтение текста про себя.
Повторное чтение рассказа по частям с попутным комментарием учителя. Озаглавливание частей.
Часть 1.
4-й абзац:
– Вот, оказывается, зачем понадобилась Никите верёвочка! Кем её вообразил мальчик?
Вопросы ко всей 1-й части:
– Что мы узнали из 1-й части?
– Можно ли придумать к этой части своё название? (Да.)
Дети придумывают варианты.
Вопросы ко 2-й части:
– С кем встретился охотник во второй части?
– Как можно назвать эту часть? (Встреча Никиты с тигром и слоном.)
– Увлёкся Никита охотой! Давайте представим, как он и за тигра, и
за слона и рычит, и трубит! Прочитаем выразительно, передавая все
эти звуки...
Вопросы к 3-й части:
– Каким охотником считает себя Никита?
– Как можно озаглавить эту часть? (Конец охоты.) Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Применение знаний 1. Беседа по содержанию рассказа.
– Интересно ли было Никите играть?
– Что вы можете рассказать о Никите?
– Всех ли участников охоты нарисовал художник?
– Почему художник нарисовал Никиту не в комнате?
– Вот какой герой в рассказе Евгения Чарушина. В этом произведении автор рассказал о своём сыне Никите. У писателя много весёлых рассказов о Никите. Если вам понравилось то, о чём вы прочитали, возьмите книгу Евгения Чарушина «Никита и его друзья» и прочтите её.
Учитель показывает книгу.
2. Работа с текстом после чтения.
– Расскажите, пожалуйста, какие бывают игры (настольные, тихие, подвижные… Ещё какие?).
– В какие игры можно, а в какие нельзя играть дома?
– А в школе?
– В какие игры любите играть вы?
– Расскажите правила своей любимой игры.
3. Работа в тетради. 2
Задание II.4 в тетради, с. 12.( Слайд 3)
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали своё отношение к героям.)
– Какие умения формировали?
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ΙV. Итог – Как вы думаете, а в какие игры Петя Зайцев мог бы научить играть своих друзей? 4
V. Домашнее задание (по желанию)
– Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек, в какие игры они любили играть в детстве.