Презентация Знакомство с творчеством современных композиторов Республики Башкортостан


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40 Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Подготовила:музыкальный руководитель высшей квалификационной категории Ахметгалиева Айгуль Салаватовна. "Художественно-эстетическое развитие  старших дошкольников через ознакомление с музыкальным творчеством современных композиторов Республики Башкортостан" В нашем дошкольном образовательном учреждении значительное внимание уделяется национально-региональному компоненту. В детском саду функционирует 11 возрастных групп, из них 6 групп с углубленным изучением башкирского языка. В этих группах общение, развитие, образовательная деятельность, праздничные мероприятия ведутся на родном башкирском языке. На музыкальных занятиях я так же общаюсь с детьми на родном языке. Знакомлю детей с музыкальной культурой Башкортостана, с детьми слушаем и изучаем национальную музыку, проводим национальные башкирские праздники. Изучение музыкальной культуры Республики Башкортостан невозможно без знакомства с основоположниками классической национальной музыки, композиторами: З. Исмагиловым, Х. Ахметовым, Р. Муртазиным, Р. Сальмановым и многими другими. Литературы о творчестве вышеперечисленных композиторах много, знакомить детей с их искусством, опираясь на литературу, не составляет особой сложности. Знакомство с современными композиторами вызывают некоторые затруднения, так как о современниках дано на сегодняшний день не много информации. Несмотря на эти трудности, я стараюсь эти проблемы преодолеть. Сегодня я хотела бы поговорить о современных композиторах, которые вызывают интерес своим творчеством, чей музыкальный язык будет понятен детям дошкольного возраста - это Айрат Каримов и Ильдар Хисамутдинов Заслуженный деятель искусств РБ Айрат Каримов родился 21 января 1941 года в семье известного композитора и баяниста Тагира Каримова. Музыкальную школу и музыкальное училище Айрат Каримов закончил в Уфе под руководством выдающегося педагога М. Зайдентрегера, а концертным исполнителем стал в 1964 году, закончив Уральскую госудорственную консерваторию по классу профессора И. М. Рензина. До поступления в Уфимский государственный институт искусств на композиторское отделение в класс профессора З. Исмагилова в 1976 году, Айрат Каримов сочетал педагогическую деятельность с исполнительской, явно отдавая предпочтение последней. Любовь к фортепиано и прекрасное владение инструментом, как нельзя лучше сказались позже на творчестве композитора. Айрат Каримов пишет музыку а различных жанрах. Здесь и симфоническая поэма "Мужество" по Хакиму Гиляжеву и кантата "Когда человек красив" на стихти Рашита Нигмати. Струнный квартет и хоровая поэма "Карусель" на стихи Мустая Карима, музыка к спектаклями многочисленные песни на стихи башкирских поэтов. Одной из последних работ явился балет "Похищение девушки " по одноименной пьесе М. Карима. Несколько произведений, пьесы для слушания, песни Айрата Каримова представлены в сборниках "Музыка в детском саду" под ред. Р.К. Мухамедзяновой. Сегодня я хочу предложить вам еще два интересных, с музыкальной точки зрения, произведения композитора.Это простые вариации на башкирскую народную тему"Азамат" и "Балканские наигрыши", в которой используются элементы национальной болгарской музыки. Музыкальный язык Айрата Каримова обнаруживает тесную связь с народным музыкальным творчеством. Композитор использует характерные черты основных жанров народного музыкального творчества - "озон-кюй" и "кыска-кюй" богатые возможности пентатоники, имитирование красочных тембров национальных инструментов. Вариации — это изменения темы, но такие, при которых «лицо» этой темы всё время узнаётся. Вариация означает изменение. Варьировать — изменять.Вариации (вариационный цикл) — музыкальная форма, которая состоит из темы и её изменённых повторений.Вариации бывают самых разных размеров. Встречаются совсем небольшие миниатюры, написанные в форме вариаций, а бывают большие концертные вариации, которые по своей протяжённости и богатству развития выдерживают сравнение с сонатами. Такие вариации относятся к крупной форме. Вариации как приём развития появились очень давно в народной музыке. Народные музыканты не знали нот, они играли по слуху. Играть одно и то же было скучно, вот они и присочиняли что-нибудь к знакомым мелодиям — прямо тут же, во время исполнения. Такое сочинение «на ходу» называется импровизацией. Импровизируя, народные музыканты сохраняли узнаваемые очертания основной темы, и получались вариации. Только названия такого они ещё не знали: его придумали гораздо позже профессиональные музыканты. Вариации "Азамат" отличаются лаконичностью, ясностью фактуры, красочностью. Слушая с детьми эти вариации, нужно рассказать в понятной, доступной форме о том, что это история человека, который прошел сложный жизненный путь, тем не менее он испытал и чувства радости в жизни, и счастье, и грусть. Один из вариантов перевода этой песни звучит так: "В сани запряги лошадь,Немного прокатившись, вернусь.Принеси, пожалуйста, бумагу и перо,В качестве завета напишу слово своё. Все время прямым путь не бывает,Ценные птицы большими не бывают.Куда бы ты ни пошел, друзья нужны,Когда друзья есть, мужи опозоренными не бывают.В чужих странах мы много ездили,Не время ли вернуться.В землях, где мы ездили, курая нет,Чтобы увиденное положив на мелодию, сыграть". Первая вариация звучит нежно и проникновенно, как будто в памяти героя воссоздаются светлые воспоминания его жизни. Вторая вариация начинает звучать взволнованно, в душу героя закрадываются смятения, переживания, тревога, которые в третьей вариации сменяются на светлые, нежные, мягкие чувства. В конце третьей вариации в мелодии правой руки проходит тема Азамата, но здесь она звучит не грустно, а скорее трепетно и нежно, светлая мелодия неожиданно заканчивается в мажоре. Совсем другое настроение мы слышим в четвертой заключительной вариации. Она яркая, полна жизненной энергии, надежды и любви. Финал темы звучит жизнеутверждающе и торжественно, победа силы и духа над жизненными перипетиями и невзгодами. Второе произведение, с которым я хочу вас познакомить - это "Балканские наигрыши " Айрата Каримова. Балканская музыка - это музыка народов, населяющих этот полуостров. На небольшой территории балканского полуострова проживают люди, множества национальностей, говорящие и поющие на многих языках и придерживающиеся различных религиозных взглядов. Это албанцы, болгары, хорваты, черногорцы, греки, румыны и другие. Эту музыку знают, любят и играют по всему миру, привнося новые оттенки данному жанру. Что говорит энциклопедия про балканскую музыку в целом? Сложный ритм: сложный метр, переменный метр, безмензурная музыка . Метр в мелодии (всей или её части) отсутствует, тактовые черты вообще не нужны – такая музыка называется безмензурной. "Балканские наигрыши" состоят из шести разнохарактерных танцев, построенных по принципу разгорающейся пляски - от плавной до искрометной. Каждая часть имеет свою музыкальную окраску, свой характер. Прежде чем знакомить дошкольников с этой пьесой, нужно провести предварительную беседу. Рассказать, откуда зародилась балканская музыка, что повлияло на ее формирование, используя информационно-коммуникативные технологии. Пьесы другого нашего современного композитора Ильдара Хисамутдинова непременно найдут отклик в душах наших детей. Его произведения отличаются удивительно яркими музыкальными образами, мелодия изобилует интересными ритмами, необычными гармониями, редкого обаяния музыкальным языком. Сегодня я хочу познакомить вас с пьесой "Веселый помидор". Регтайм (англ. ragtime) — жанр американской музыки, особенно популярный с 1900 по 1918год. Это танцевальная форма, имеющая размер 2/4 или 4/4, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм; мелодическая линия сильно синкопированная. Многие регтаймовые композиции состоят из четырёх различных музыкальных тем.