Консект урока по внеклассному чтению на тему Знакомстиво с творчеством писателя Л.Н.Толстым и его произведением «Филипок»


Тема: «Филипок»
Учебник: О.В. Кубасова «любимые страницы» 2-й класс, часть 2
Цель: познакомить детей с писателем Л.Н.Толстым и его произведением «Филипок»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с произведением великого русского писателя Л.Н.Толстого. (на доску крепится портрет)
2. Работа по теме урока.
Введение в тему.
Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерями. (на доску крепится фотография школы)
Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.
Вместе с героем картины “ У дверей школы” (художника Н.П.Богданова-Бельского) мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого. (вывешивается рисунок)
Мы тихонько заглянем на урок.
- Посмотрите, что делают дети? (Все дети пишут).
Приоткроем дверь в другой класс. (новый рисунок)
- Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).
- Эти ребята помогут нам расшифровать название рассказа Л. Н. Толстого.
-Посмотрите, вам нужно по названию первых букв из древнерусского алфавита составить слово, которое будет являться названием нашего сегодняшнего рассказа.
ФЕРТ ИЖЭ ЛЮДИ ИЖЭ ПОКОЙ ОН КАКО
Ф и л и п о к
- Какое слово получилось? (Филипок)
-Правильно, рассказ, который мы будем читать, называется «Филипок».
- А как вы думаете о ком и о чём этот рассказ? (О мальчике, которого зовут Филипок).Повесить детям иллюстрации из книги.
-Ребята, давайте прочитаем этот рассказ, а после чтения мы определим кто был ближе всего к правильному ответу. Откройте учебники на странице 138.
-Так о ком же этот рассказ и о чем?
-А с чего он начинается? (Был мальчик, которого звали Филипп)
-Почему Филипок не ходил с ребятами в школу? Найдите в тексте. (Его не пускала мама, потому что он был еще маленький)
-А почему Филипок вдруг решил идти в школу? Найдите в тексте.
-Что приключилось с мальчиком по дороге? (на него напали собаки, но вышел дядя и отогнал собак)
- Как развивались события в школе?
-Как мальчик начал складывать свое имя? Найдите в тексте. (Хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок)
-Чем закончился рассказ? (Филипок стал ходить в школу вместе с ребятами)
- Ребята, а каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи? Давайте составим его словесный портрет. У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.
( Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.)Ответы детей: смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый. - Каким вы представляете себе учителя? ( Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).
Ребята, на доске у меня записан план рассказа, он не соответствует последовательности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа. Выполняем эту работу у себя в тетради, а потом проверим (дети работают у себя в тетрадях)
__ Опасная часть дороги
__ Скучно одному
__ Знакомая дорога
__ Филипок собирается в школу
__ Раздумья на пороге школы
__ Встреча с учителем
__ Филипок становится учеником
__ Мальчик отправляется в школу
-Все справились? Давайте проверим. Вы должны вписать нужную цифру в пункт плана на доске (дети по одному выходят к доске)
3. Итог урока.
- С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?
- Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?
- Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?
4. Рефлексия.
- Что понравилось на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу?
Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.
5. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по составленному плану.
Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.
Слобода - большое село, деревня
Пострелёнок - непоседа, шалун
Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.
Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.
Бедовый - шустрый, смелый
Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу. Филипп взял шапку и хотел тоже идти. Но мать сказала ему: -Куда ты, Филипок, собрался? - В школу. - Ты еще мал, не ходи, — и мать оставила его дома. Ребята ушли в школу. Отец еще с утра уехал в лес, мать ушла на поденную работу. Остались в избе Филипок да бабушка на печке. Стало Филипку скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашел, взял старую, отцовскую и пошел в школу.Школа была за селом у церкви. Когда Филипп шел по своей слободе, собаки не трогали его, они его знали. Но когда он вышел к чужим дворам, выскочила Жучка, залаяла, а за Жучкой большая собака Волчок. Филипок бросился бежать, собаки за ним. Филипок стал кричать, споткнулся и упал. Вышел мужик, отогнал собак и сказал: - Куда ты, постреленок, один бежишь? Филипок ничего не сказал, подобрал полы и пустился бежать во весь дух.
Прибежал он к школе. На крыльце никого нет, а в школе слышны гудят голоса ребят. На Филипка нашел страх: что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать. Назад идти — опять собака заест, в школу идти — учителя боится.
Шла мимо школы баба с ведром и говорит: все учатся, а ты что тут стоишь? Филипок и пошел в школу. В сенцах снял шапку и отворил дверь. Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине.
— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? — Филипок так напугался, что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло. Он посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик.
— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.
— Ну, садись на лавку возле брата, а я твою мать попрошу, чтоб пускала тебя в школу.
Учитель стал показывать Филипку буквы, а Филипок их уж знал и немножко читать умел.
— Ну-ка, сложи свое имя. — Филипок сказал: хве-и-хви, ле-и-ли, пе-ок-пок. — Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. — Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал: Костюшка. Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! — Учитель засмеялся и сказал: а молитвы ты знаешь? — Филипок сказал; знаю, — и начал говорить Богородицу; но всякое слово говорил не так. Учитель остановил его и сказал: ты погоди хвалиться, а поучись.
С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу.