РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Красноярский медицинский техникум»
(КГБПОУ КрасМТ)












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по специальности среднего профессионального образования:
34.02.01 Сестринское дело











2015
ОДОБРЕНА
УТВЕРЖДЕНА

цикловой методической комиссией
№2
заместитель директора
по учебной работе

Председатель ЦМК№2
Н.М. Корнева

Федулова А.Ю.
« » 2015г.




Протокол № 1


«03» сентября 2015г









Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования:
34.02.01 Сестринское дело

Рабочую программу составила: Федулова А.Ю., преподаватель Языковой грамотности и культуры речи в профессиональной деятельности первой квалификационной категории Красноярского медицинского техникума.









СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗуЛЬТАТОВ ОсВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
15

16







1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Красноярский медицинский техникум» по специальности 34.02.01 Сестринское дело и соответствующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» входит в состав общепрофессиональной дисциплины.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
отличать грамотную речь от безграмотной;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться различными словарями русского языка;
работать с текстом;
грамотно оформлять деловые бумаги.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
понятие культуры речи;
нормы русского литературного языка;
правописание и лексическое значение общеупотребительных медицинских терминов;
основные типы языковых ошибок.
основные виды работы с текстом;
особенности функциональных стилей речи;
требования к оформлению деловых бумаг.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
– обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
– самостоятельной работы обучающегося 30 часов.












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
90

Обязательная учебная аудиторная нагрузка (всего)
60

в том числе:
практические занятия
60

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30

в том числе:


составление обобщающих таблиц по теме
12

работа со словарем
4

работа со справочной литературой
4

подготовка мультимедийной презентации
4

подготовка сообщения по теме
2

составление различных видов резюме в зависимости от целевой направленности
4

Итоговая аттестация в форме дифзачета


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения

1
2
3
4

Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи
70


Тема 1.1
Культура речи. Нормы русского литературного языка
Содержание учебного материала





1
2
3
Понятие культуры речи.
Основные качества речи.
Нормативный аспект культуры речи.

1
1
1


Практическое занятие.
1. Культура речи. Нормы русского литературного языка.
4


Тема 1.2
Орфоэпические и акцентологические нормы
Содержание учебного материала




1
2
3
Изучение норм произношения гласных и согласных звуков.
Изучение особенностей русского ударения.
Система нормативных помет в словарях.

2
2
1


Практическое занятие.
1. Изучение орфоэпических и акцентологических норм.
4



Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Работа со словарем по теме «Вариативность ударения» - записи в рабочей тетради слов, имеющих два варианта ударения.
4


Тема 1.3
Орфографические нормы.








Содержание учебного материала





1
2
3
4
5

6
7

8
9
10
Принципы русской орфографии.
Изучение особенностей правописания гласных в корне слова.
Изучение особенностей правописания приставок ПРЕ-, ПРИ-.
Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах отыменных и отглагольных прил-ых.
Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах причастий.
Изучение особенностей написания НЕ- с существительными, прилагательными, причастиями, с глаголами, деепричастиями и наречиями.
Изучение особенностей правописания союзов.
Изучение особенностей правописания производных предлогов.
Изучение особенностей производных предлогов, союзов и омонимичных частей речи.
Изучение особенностей правописания сложных существительных.
Изучение особенностей правописания сложных прилагательных.

1
2
2
2
2
2
2

2
2
2



Практические занятия.
1. Изучение особенностей правописания гласных в корне слова.
2. Изучение особенностей правописания приставок.
3. Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах разных частей речи.
4. Изучение особенностей правописания НЕ- с разными частями речи.
5. Изучение особенностей правописания производных предлогов и союзов.
6. Изучение правописания сложных слов.
6



Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Работа со справочной литературой – составление таблицы «Правописание наречий».
6


Тема 1.4
Лексико-фразеологические нормы
Содержание учебного материала






1
2
3
4
Нормативное использование различных лексических групп.
Основные типы словарей.
Изучение разновидностей лексических и лексико-стилистических ошибок.
Выявление и устранение лексических и лексико-стилистических ошибок.

2
1
2
2


Практические занятия.
1. Изучение лексических норм и разновидностей лексических ошибок.
2. Устранение лексических ошибок в устной и письменной речи.
4



Самостоятельная работа при изучении темы:
1. Подготовка сообщения по теме «Фразеологический состав русского языка».
2. Подготовка мультимедийной презентации по теме «Фразеология».
3. Работа со справочной литературой по теме «Выдающиеся отечественные лингвисты».
4. Подготовка мультимедийной презентации по теме «Выдающиеся отечественные лингвисты».
6



Тема 1. 5
Словообразовательные нормы
Содержание учебного материала




1
2
3
Изучение норм словообразования.
Типы словообразовательных ошибок.
Устранение словообразовательных ошибок.

2
1
2


Практическое занятие.