Презентация по логопедии на тему Логопедическая характеристика сонорного звука [л], [ль], механизм образования, формы неправильного произношения, приемы постановки


Логопедическая характеристика сонорного звука [л], [ль], механизм образования, формы неправильного произношения, приемы постановкиВыполнила:Бычкова О.В.г. Златоуст 2016 ЛогопедическаяхарактеристикаХарактеристика звука По наличию преграды - согласный, По способу образования – смычно-проходнойПо месту образованию язычно-альвиолярныйПо степени палатализации – твердыйПо степени участия голоса - сонорныйОтличительные особенность [л] от [ль]:Звук [л] – согласный, звонкий, твердый, сонорныйЗвук [ль] – согласный, звонкий, мягкий, сонорныйПарного глухого звука для [л] и [ль] нет Уклад органов артикуляцииГубы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами — 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому нёбу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Положение органов артикуляции при звуке [л]1.Губы раскрыты - занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука.2. Зубы - незначительно разомкнуты.3. Язык – узкий кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их дёсны, средняя часть языка опущена, боковые края опущены.4. Воздушная струя - проходит между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.5. Голосовые связки – напряжены и вибрируют, давая голос. Положение органов артикуляции при звуке [ль]1.Губы раскрыты - растянуты в стороны, как при улыбки2. Зубы - незначительно разомкнуты.3. Язык – кончик языка поднят несколько выше и упирается в альвеолы «бугорки» за передними верхними зубами, средняя и задняя части языка подняты и продвинуты вперед, что и даёт смягчение.4. Воздушная струя - проходит между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель, через которую выходит воздушная струя.5. Голосовые связки – напряжены и вибрируют, давая голос. Отличие в артикуляции[л] от [ль] Артикуляция мягкого [ль] отличается от твердого [л] тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому нёбу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена.Нередко ль произносится при опущенном кончике языка, путем смыкания передней части спинки с альвеолами. Нарушение звукаНарушение твердого и мягкого встречается очень редко. Неправильно произносится только твердый звук. Недостатки произношения фонемы [л]Удлинение смежных гласных (аампо-лампа, паака-палка, стоо-стол ).Произнесение л в виде краткого гласного звука типа [ы] (ыапа, паыка, стоы).Замена [л] фонемой [j] (йампа,пайка,стой).Замена фонемой [ль] (лямпа, палька, столь).Фонемой [н] ( нампа, панка, стон).Произнесение л в виде заднеязыного носового звука [нг] (нгампа, нгапа).Произнесение в качестве[ л] звука или краткого [у]. Язык при этом оттянут в глубь рта как при гласном [у]. Нарушение звука [л] подразделяетсяЛамбдацизмНедостатки произношения звуков [л], [ль] как признак фонематического нарушения.Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям.ПараламбацизмВыражается в замене [л] и [ль] другими звуками.Параламбацизм по структуре относится фонетико-фонематическим нарушениям. Виды ламбацизмаГубно-губный – образующейся звук напоминает у. Работают только губы. Кончик языка не принимает участие в произношении.Губно – зубный - звук напоминает в. Язык в произношении не участвует. Нижняя губа приближается к верхним резцам. Полусмягченное произношение [л] – звук образуется за счет приподнятой спинки языка.Межзубный - кончик языка высовывается между зубами. (Если звук чистый, то дефект не требует коррекции). Нарушение произношения [л], [ль] - ламбацизм1. Отсутствие звука.2. Губно-губной - звук издается с участием губ, которые вытягиваются вперед ( подобие краткого [у]). Кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.3. Редуцированное укороченное произношение [л] меняется на нечеткое [и].4. Нижний ламбдацизм – язык устанавливается к нижним зубам, акустически звук похож к норме (бывает при дизартрии- сложно исправим).5. Носовой звук – Язык отодвигается в заднюю часть и смыкается мягким небом. Воздушная струя проходит через носовую полость.6. Фрикативный – [л] =[ h].7. Межзубное произношение – кончик языка находится между зубами, акустически звук приближен к норме. Нарушение произношения [л] - параламбдацизмЗвук [л] заменяется кратким гласным [ы]Звук [л] заменяется фрикативным [г]Звук [л] заменяется мягким и полумягким звуком [j]Звук [л] заменяется звуком [ль]Звук [л] заменяется звуком [р]Звук [л ]заменяется звуком [в]Звук [л ]заменяется звуком [з]Звук [л ]заменяется звуком [н]Звук [л ]заменяется звуком [д]Звук [л ]заменяется звуком [у] Постановка звука [л] при отсутствие в речиПодготовительный этапАртикуляционная гимнастика1. по подъему кончика языка вверх2. подъем верхней части спинки языка вверх (отрабатявая звуки [о], [у], [ы)]3. выработать умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.Постановка звукаВыполнять упражнение по прикусыванию кончика языка.Постановка звука идет при межзубном положении. Язык прикусывается зубами. Звук произносится в момент прикусывания языка. Первоначально а, затем темп упражнения ускоряется и произносится [ла], [ла], [ла], а после [ал], [ал], [ал]. Далее язык переводиться в за зубное положение , крепко прижимая к альвеолам произносятся слоги [лы], [лы], [лы]. АвтоматизацияАвтоматизация начинается в слогах. Следующим этапом автоматизация в словах, фразах, свободной речи коррекция звука [ль] при отсутствие в речи Подготовительный этапЗвук [ль] ставится после автоматизации твердого [л]. Постановка звукаЗвук ставится по подражанию. Произносятся слоги [ли], [ли], [ли] губы в это время в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхние зубы. При правильном произношении слога [ли], добавляется [ле],[ ля], [лё], [лю]. АвтоматизацияАвтоматизация в словах, фразах, свободной речи. Коррекция Межзубного произношениеСлышится правильный звук, но артикуляция его изменена. Кончик языка выходит между зубов. Такое произношение используется в переходном этапе при постановке звука [л]. Искажение данного звука осуществляется как в варианте отсутствия звука [л].Автоматизация длится длительное время т.к таким же образом произносятся звуки [т],[ д], [н], [с], [з], [ц]. Коррекция носового произношения звука [л]Подготовительный этапДыхательная гимнастика для выработки правильной подачи струи воздуха (струя должна идти через рот).Постановка и автоматизация как при отсутствии звука. Корекция звука [л] при параламбацизмеПодготовительная работа1.Артикуляционные упражнения для верхнего подъема подъязычной связки.2. Дыхательные упражнения для правильной подачи воздушной струи.Постановка звукаЗвук ставится от гласных звуков [а], [ы], [у] Межзубная установка языка.Длительное произношение гласного звука.Крепкое смыкание зубов на языке.Покусывание языка.Убирание языка за зубы.ЗакреплениеЗакрепление в слогах.Закрепление в артикуляции. Коррекционная работаЗамена звуков [л], [ль] другими звуками1. Обучение различение на слух звук [л] и его заменителя.2.Осознание разницы в артикуляции3. Артикуляционная гимнастика 4. Четкие движения язык, необходимые для правильного произношения звука. коррекционная работа замена звука [л] звуком [й]При таком нарушении кончик языка остается внизу, а не поднимается к верхним резцам, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, а не опускается.1. Обучение удерживания кончика языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам. Далее опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. 2.Кончик язык просовывается между передними зубами. Говорится протяжно [ыыы].3. Или при открытом рте положить на переднюю часть круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднимаете за верхние резцы). коррекция замена звука [л] звуком [у]В данном нарушение доминирующее участие при образовании звука принимают губы, а не язык.Доводится до сознания, что губы не двигаются. Смотря в зеркало произнести звук ла, обращая внимание что губы не двигаются вперед, язык виден и опускается сверху вниз. замена звука [л] на звук [ы] Задняя часть спинку языка поднята, а кончик опущен. В данном случае не замечается, звук замене, а взрослые считают, что звук пропускается. Замена звука [л] на звук [в]Язык не принимает участие, к верхним резцам двигается нижняя губа.Иногда считается, что это не недостаток речи, а её нечеткость произношения [л].В данном случае необходимо затормозить движения нижней губы. ( Для этого сначала нужно научить опускать нижнюю губу, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет 3-5, а потом поднимать к верхним зубам). Замена звука [л] звуком [г]Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое нёбо, вместо того чтоб подниматься.При замене [л] на [г] показывают ошибки произношения и в чём отличие от правильной артикуляции. ЛитератураЛогопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда.-М.,2004.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. — СПб., 1999.Грибова О.Е. Технология обследования речи - М., 2005Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. -СПб, 1995.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.http://abvgd.russian-russisch.info/txt/logo/ph7.html