Разработка внеклассного мероприятия на темуУчимся слышать, видеть, наблюдать природу(4 класс)


Внеклассное мероприятие в начальной школе.
Экологическое воспитание в начальной школе.
Карпенко Евгения Викторовна учитель начальных классов
МБОУ СШ №10 г.Димитровграда Ульяновской области
Тема: «Учимся слышать, видеть, наблюдать природу».
Цели и задачи :1.Обобщить знания о природе.
2.Формировать чувство ответственности за всё, что нас окружает.
3.Воспитывать культуру поведения в лесу и на берегах водоёмов.
4.Воспитать потребность охранять окружающую среду.
5.Пробуждать любовь к природе, продолжить экологическое воспитание.
Ход занятия:
1.Вступление.
Учитель: Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам. (С.Смирнов.)
Умные греки все науки означали словом «ЛОГОС». Дом они звали «ЭКОС». Из этих двух слов сложилось одно международное слово «ЭКОЛОГИЯ»- наука о доме.
Но в этом доме появился хулиган, которого зовут «ЧЕЛОВЕК».С экологией, со своим домом он обращается не очень бережно. Человек думает только о своём благополучии.
Получая от природы все блага, он вдруг обнаружил, что запахло дымом. Оказалось, горит его собственный дом -Земля. И в этом виноват он сам.
1 ученик: Наука экология показывает нам
Что в мире всё завязано по четырём углам.
Растения, животные, земля и человек
Не могут друг без друга существовать вовек.
Учитель: Чтобы спасти себя и Землю, человек начал изучать свою планету. Экология любит слово «экономия». Всё, что даёт природа нужно разумно использовать, чтобы сохранить все её богатства для других поколений.
2 ученик: Вообще, в экологии есть три кита.
Всеобщий природный баланс – красота.
И наши ресурсы, с которыми живём
Начав с пропитания, кончая углём.
3 ученик: Всё это нам надо беречь и лелеять,
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом:
«Что нынче посеем – то завтра пожнём».
2. Ход занятия.
Учитель: Человек не очень бережливый хозяин, а ещё он не очень чистоплотен.
1 ученик: Итог, в обломках вся планета
Под толстым слоем черноты.
Бутылки, рваные пакеты
И много всякой ерунды.
Пора давно нам исправляться,
Пора природу уважать.
Сажать зелёные деревья
И всю природу очищать
2 ученик: Друзья! Будьте великодушными! Оставляйте Земле её цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут сюда после вас.
3 ученик: Осколки бутылочного стекла могут фокусировать солнечный луч и вызвать загорание сухой травы.
4 ученик: Дорогой друг! Помни! Чаще всего лесной пожар возникает от рук человека.
1 ученик: Дождевые черви «перепахивают» почву, рыхлят её, делают более проницаемой для воды и воздуха. На утоптанной почве червям трудно делать свои ходы, и почва начинает «задыхаться».
Друзья! В местах массового отдыха просим вас ходить по тропинкам.
Учитель: Мусор содержит вредные вещества для всего живого. Особую угрозу представляют «дикие» свалки мусора. Вся грязь из них попадает в подземные воды, и загрязнение распространяется на многие километры от самой свалки. Это приводит к размножению крыс, которые распространяют множество опасных заболеваний: мышиная лихорадка, тиф, чума.
Знаете ли вы, что большая часть мусора в природной почве разлагается очень долго:
---распад кожуры от фруктов продолжается 2 года;
---распад пластиковых мешочков- от 10 до 20 лет;
---распад жестяных банок – от 80 до 100 лет;
---пластмассовые бутылки вообще не разлагаются.
Задание; Подумай и проведи стрелочку от каждой вещи со свалки к группе скорости разложения.
Вещи Скорость разложения
Газеты 1.Вещи, которые скоро разложатся с почвой
Консервные банки 2.Вещи, которые разложатся не скоро.
Стекло 3.Вещи, которые очень долго разлагаются
Мебельный хлам или не разложатся никогда.
Пищевые отходы
Окурки от сигарет
Пенопласт
Полиэтилен
Картон
Учитель: Человек, получивший неограниченную власть над природой, забыл, что он сам её часть. И в результате, мы столкнулись с экологическим кризисом. Очень быстро загрязняются вода и воздух. Воды, пригодной для питья становится все меньше и меньше. В пески превращаются плодородные почвы, исчезают леса. Везде властвуют камень, стекло и бетон. Природа задыхается.
2 ученик: А природа опять, то предельно проста,
То одета в цветастые перья…
Удивляет меня не её красота, удивляет её терпение.
И когда сквозь асфальт
Лепестков пятерня продирается после полночи,
Я не радуюсь силе земли,
Для меня- это прежде всего-
Крик о помощи! (Р.Роджественский)
3 ученик: Бросают в речку грязь и мусор
Не любят реченьку свою.
Ах, если б слышали вы люди,
Как стонет речка по утру!
А возле леса на опушке
Грибы уже и не растут,
Завалена страшнейшей кучей,
И всё везут, везут, везут…
1 ученик: Всё- от тополя до забора
До большого темного бора
И от озера до пруда-
Окружающая среда!
2 ученик: А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька, небось?
Даже муха - вот это да!-
Окружающая среда!
3 ученик: Я люблю на озере тишь
И в пруду отраженья крыш,
И чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Все ученики: Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда! (Л.Фадеева)
3. Итог.
Берегите природу, её богатства и её красоту. Она нам даёт жизнь и здоровье. Человек не может жить без чистого воздуха, без солнечного тепла, без птичьих песен и шума дождя. Красота природы делает человека добрее и красивее.
Литература: 1.Е.А. Гринёва, А.А. Розанова, И.А. Акишина. «Экологический букварь». Ульяновск. 1999г.
2. Е.А.Гринёва «Мир вокруг нас». Ульяновск. 2003г.