Обобщение опыта работы по теме: « Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития».


Обобщение опыта работы по теме: « Организация исследовательской деятельности младших школьников как средство их интеллектуально-творческого развития».
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. Особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Изучив материалы по данной теме, я пришла к выводу, что именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность человека в наибольшей степени развивает его способность мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Цель моей работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Задачи: - обучение проведению учебных исследований младших школьников - развитие творческой исследовательской активности детей - умение работать с дополнительной литературой - вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс В своей работе я приучаю учеников к слову "исследование”, "исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты. В практической деятельности стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Презентация исследовательской работы.: Вот, например, в 1 классе мы провели познавательное занятие: "Путешествие капельки", где с помощью экспериментов, выявили основные свойства воды: (вкус, цвет, вода - растворитель для других веществ), на опыте определили три состояния воды, роль воды в природе. На мероприятии была организована книжная выставка познавательной и справочной литературы и обзор источников, в которых рассказывается о воде и ее функциях. При подготовке были определены задачи для самостоятельной исследовательской деятельности в соответствии с уровнем возможностей каждого ребенка. Были детьми подготовлены и оформлены выступления на тему: "Вода – источник жизни для растений и животных», созданы творческие работы детей на данную тему, оформленные в рисунках и поделках. Детям очень понравилось подобное занятие. Темой для следующего исследования мы взяли : "Электричество". Здесь уже рассматривалась техника безопасности, зачем и для чего нам нужно электричество. Следующая наша познавательная деятельность прошла под темой : "Молоко- пища, приготовленное самой природой". Цель исследования- определить, как относятся к молоку и молочным продуктам учащиеся школы. В чем полезность? Ребята провели разъяснительную работу среди школьников о пользе молока, напечатали и распространили буклеты о молочных продуктах, так же исследовались и научная и художественная литература.
Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь к самообразованию, к самопознанию, к развитию творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых результативных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту исследовательских работ и проектов. Очень важно учитывать, что обучение началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех этапов исследовательской культуры школы. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. Результаты моей работы уже видны. Многие ученики моего класса стали активными читателями школьной библиотеки, они могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Презентация участия- дипломы, грамоты. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, ведут к вполне конкретным результатам, а именно:
Повышение уровня знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

2) Изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей, они начинают рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию; 3) Стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 4) Школьники начали активно участвовать в творческой и проектной деятельности. Организация исследовательской деятельности позволяет сделать вывод, что при правильной организации создаются условия для интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся. Каковы же значимые ценности младшего школьника, занимающегося такого типа деятельностью? Чувствовать себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. В заключение хочу процитировать слова И. В. Гёте : «Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нем.»