Рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир 1 класс


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» 1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа, составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:
1. Федерального государственного стандарта второго поколения начального общего образования (приказ Минобрнауки России от22.09.2011 года №2557 «О внесении изменений в Федеральный образовательный стандарт начального общего образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6. 10. 2009 года № 373 «зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 12. 12.2011 года, регистрационный №22540»).
2. Федерального перечня учебников на 2014 - 2015 г., утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253.
3. Авторской программы Виноградовой Н. Ф. (Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н. Ф. Виноградова.- М. : Вентана-Граф, 2012.- 192 с.) Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир».
Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования.
Программа к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012.
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.
    Задачи курса:
воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде,
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира,
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
       При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.      Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
2.Общая характеристика предмета
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».
Таким образом, изучение окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
На основе установленных целей изучения предмета были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая:
образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий;
развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции;
воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
3. Принципы построения курса
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.
Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:
уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
4.Место предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» в объёме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю, 66 ч в год.
По годовому календарному учебному плану МБОУ КСОШ № 5 на 2014-2015 учебный год в 1 классе количество учебных недель 33, соответственно количество часов в году по окружающему миру составляет 66 часов.
5.Планируемые результаты обучения
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
•воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
•различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
•ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
•различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
•различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
•определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
•устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
•описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
•сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся могут научиться:
•анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
•различать основные нравственно-этические понятия;
•рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
•участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
6. Формы и методы учебной деятельности
Методы мотивации учебной деятельностиСоздание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельностиРассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.Методы формирования новых уменийУпражнения, лабораторная работа, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.Методы обобщения и систематизации изученного• Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков, опорных конспектов, заполнение контурных карт. • Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.Методы контроля результатов обучения• Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. • Письменные: диктант, тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др.• Практические: создание материального продукта, творческого или выполненного по образцу, алгоритму (изделие, модель, сочинение, рисунок, схема), демонстрация действий и операций и др. • Машинные: тест.Методы стимулирования учебной деятельностиПредъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.7.Перечень обязательных лабораторных, практических работ
1 класс
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
УМК Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2011.
Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений./ Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2014.
8.Содержание программы
Раздел программы Программное содержание Характеристика деятельности детей
(универсальные учебные действия)
Введение. Этот удивительный мир (1 ч) Что такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради
Мы — школьники (2ч) Знакомимся с одноклассниками. Рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. Какие помещения есть в школе? Для чего они предназначаются? Первоклассник должен знать и соблюдать правила поведения в школе Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится».
Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек».
Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок»
Родная природа (31ч) Сентябрь. Октябрь. Ноябрь. Декабрь. Январь. Февраль. Март. Апрель. Май. Сад. Огород. Сезонные изменения в природе. Растения и животные вокруг нас. Птицы и звери в разные сезоны. Ты пешеход. Красная книга России Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы
Семья (2ч) Что такое семья? Моя семья: её члены, их труд, семейные обязанности. Чем любят заниматься члены семьи в свободное время. Досуг. Хозяйственный труд в семье Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста
Труд людей (6ч) Хлеб — главное богатство людей. Домашние и дикие животные. Как заботиться о домашних животных. Труд людей родного города (села). Профессии людей. Сезонные работы. Различные виды транспорта. Россия — страна, которая открыла миру космос Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса»
Наша страна — Россия.
Родной край (15ч) Родной город (село). Россия, Москва. Символика России: гимн, флаг, герб. Разнообразие и богатство природы России. Описание зданий разных функциональных назначений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Права и обязанности граждан России Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».Игра с пазлами «Знаки дорожного движения».
Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы
Твоё здоровье (6ч) Твои помощники — органы чувств. Правила гигиены. О режиме дня. Правила закаливания. Какая пища полезна. Как правильно питаться Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение»
Я и другие люди (3ч) Кого называют друзьями. Правила дружбы. Правила поведения в гостях. Развитие письменной речи: письмо другу. Развитие речевого творчества Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год
Оценочную деятельность в школе первой ступени образования регулирует и регламентирует Письмо Минобразования России от 19. 11. 1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»: «В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Для проверки сформированности учебных навыков в конце темы (раздела, этапа) следует проводить «срезовую» работу в виде:
-         текущей диагностики;
-         тематической диагностики;
-         итоговой диагностики.
Формы контроля в 1-ом классе:
-         устный опрос
-         письменный опрос (самостоятельные проверочные работы).
В 1-ом классе используется только словесная оценка, критериями которой является соответствие или несоответствие требованиям программы.
 
9.Поурочно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
Не-де-ли№
п/п
Тема урока Кол-во ча-совТип
уро-каЭлементы
содержания Результаты освоения учебного предмета Вид контро-ляДата
проведения
личностные,
метапредметные предметные план. факт.
1 1 Этот удивительный мир 1 Ком-бини-ро-ван-ныйЧто такое окружающий мир. Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира учебно-организационные:
- организация рабочего места;
- режим дня;
- правильная осанка. понимать, что такое окружающий мир.
понимать, что такое живая и неживая природа
текущий 2 Давай познакомимся 1 Ком-бини-ро-ван-ныйЗнакомимся с одноклассниками, рассказываем о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется). Развитие речи: составление описательного рассказа по картинкам. учебно-организационные:
- правила поведения на уроке;
- правильно пользоваться учебными принадлежностями рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;
знать название своего города, страны, столицы.
знать полное имя, домашний адрес;
текущий 2 3 Мы – школьники. 1 Экс-кур-сияКакие помещения есть в нашей школе? Для чего они предназначаются учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли. знать расположение помещений в школе;
ориентироваться в расположении помещений;
уважать труд работников школы;
оказывать посильную помощь взрослым.
текущий 4 Сентябрь – первый месяц осени. 1 Экс-кур-сияИзменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках.
Развитие умения наблюдать: замечать изменения в природе, определять причину и следствие отдельного явления, отвечать на вопросы по теме наблюдения. учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли. знать признаки неживой и живой природы;
знать сезонные изменения в природе; текущий 3
5 Что нам осень подарила. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйСад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. учебно-интеллектуальные:
- классификация;
- обобщение. классифицировать по признаку «овощи-фрукты». текущий 6 Грибная пора. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйСад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. учебно-интеллектуальные:
- классификация;
- обобщение. классифицировать по признаку: съедобные и несъедобные грибы тематический 4 7
Семья.
1
Ком-бини-ро-ван-ныйЧто такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?
Чтение стихотворений о маме. Рассказ о своей маме. Почему слово «мама» считается самым добрым и тёплым. учебно-организационные:
- уметь вежливо и корректно возразить собеседнику, применяя выражения: «Я хочу возразить…», «Я не согласен с вами…».
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли. рассказывать о своей семье;
знать профессии мамы и папы;
описывать привычный быт и уклад своей семьи;
рассказывать о своей маме;
знать профессию мамы;
оказывать маме посильную помощь;
читать потешки о маме. текущий
8 Любимые занятия.
1 Ком-бини-ро-ван-ныйЧем любят заниматься члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга.
Хозяйственный труд в семье. учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли. различать основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание). текущий 5 9 Как из зерна булка получилась. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйНародная мудрость гласит: "Худ обед, когда хлеба нет". Хлеб – главное богатство людей. Для того, чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий. учебно-организационные:
- учиться работать в заданном темпе. выполнять правила ролевой игры;
работать со схемами;
рассказывать о своей профессии. текущий 10 Человек и домашние животные. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйДомашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными. Как заботиться о домашних животных. учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли. знать правила
общения с животными;
называть домашних животных тематический 6
11 Октябрь уж наступил… 1 Экс-кур-сияЛес (парк) изменился. Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало. Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах. учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение собрать природный материал;
наблюдать за живой и не живой природой. текущий 12 Явления природы. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйВсе, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.) - явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности. учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение. наблюдать за живой природой. тематический 7 13 Где ты живёшь? 1 Ком-бини-ро-ван-ныйМы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения… учебно-организационные:
- режим дня;
- правильная осанка знать маршрут «Школа – дом». текущий 14 Правила поведения на дороге. 1 Экс-кур-сияМы должны обязательно знать знаки ДД: "Движение пешеходов запрещено", "Пешеходный переход", "Велосипедная дорожка" и др. Чтобы с пешеходом не случилось беды, он должен выполнять правила поведения на улицах, перекрестках, дорогах.
учебно-коммуникативные:
- запоминать. выполнять упражнения в рабочей тетради;
знать, зачем нужны правила дорожного движения;
знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности».
тематический 8 15 Ты и вещи. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйКто делает разные вещи: профессии людей. Умение классифицировать предметы по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам. Понятия-антонимы: аккуратный-неаккуратный, бережливый-расточительный (небережливый). учебно-коммуникативные:
- осуществлять самоконтроль рассказывать о профессиях: «Кем я хочу быть», «Что я буду делать?», «Что мне нужно для работы?»;
выполнять самооценку работы. текущий 16 Кто работает ночью. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйПрофессии людей, которые работают ночью, значение их труда для общества. учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
рассказывать о профессии не называя её. тематический 9 17 Твои помощники – органы чувств. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйЧто такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств – показатель здоровья. Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса. учебно-организационные:
- организация рабочего места;
- режим дня.
выполнять режим дня;
составлять свой режим дня. текущий 18 Правила гигиены. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйЗачем нужны правила гигиены. Почему человек должен их соблюдать. Уточнение понятий: аккуратный - неаккуратный, чистоплотный - нечистоплотный (чистюля - грязнуля). учебно-организационные:
- организация рабочего места. выполнять упражнения: правильная поза при чтении, просмотре телевизора;
знать органы чувств, как их охранять.
текущий 10
19 О режиме дня. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйЧто такое режим дня и зачем он нужен. Умение определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха. Понятия: организованный – неорганизованный. учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли выполнять режим дня;
составлять свой режим дня. текущий 20 Урок в спортивном зале. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйБудем развивать силу, ловкость и быстроту. Правила закаливания тематический 11 21-22 Ноябрь – зиме родной брат. 2 Экс-кур-сияИзменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых, мелких зверьков. учебно–организационные:
-организация рабочего места;
-режим дня. называть основные изменения в природе в ноябре;
рассказывать, как дикие животные готовятся к зиме. текущий 12 23
24 Дикие животные.
Звери-млекопитающие. 2 Ком-бини-ро-ван-ныйЗвери – меньшие «братья» человека. Характерные особенности зверей - млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние - дикие животные.учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
иметь представление о млекопитающих животных;
знать отличительные признаки млекопитающих от других животных текущий 13
14 25
26
27
Что мы знаем о птицах.
Родной край.
Дом, в котором ты живёшь.
1
1
1
Ком-бини-ро-ван- ный
Ком-бини-ро-ван-ныйКом-бини-ро-ван-ныйКлассификация птиц по признаку «перелетные - зимующие», отличительные особенности этих птиц. Установление зависимостей наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода.
Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России.
Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. Узнавание здания по вывеске.
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
учебно-информационные:
- выполнять обобщения
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
учебно-информационные:
- выполнять обобщения
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли. различать и классифицировать животных
решать логическую задачу «Почему птицы улетают знать различные объекты села и города.
на юг»
различать профессии, связанные с сельским хозяйством; промышленностью
иметь представление о разных видах жилья человека
иметь представление о разных видах жилья человека тематический
текущий
тематический
15
28-29 Зачем люди трудятся. 2 Экс-кур-сия в биб-лио-текуЗачем люди трудятся. Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа. учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
рассказывать о профессии не называя её. текущий 30 В декабре, в декабре …
1 Экс-кур-сияСезонные изменения в начале зимы. Декабрь – первый месяц зимы. Развитие речи: составление описания. учебно–коммуникативные:
-умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли. Определять и называть свойства воды, льда, снега. текущий 16
17 31 Какая бывает вода? 1 Ком-бини-ро-ван-ныйВода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды.
Понятия: тело, вещество. учебно–коммуникативные:
-умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
работать с таблицей «Свойства воды в разном состоянии»
умение работать коллективно тематический 32
33
О дружбе.
Идем в гости. 2
Ком-бини-ро-ван-ныйКого называют друзьями. Правила дружбы
Правила поведения в гостях. Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу.
учебно-информационные: -умение вести учебный диалог.
учебно-организационные: -объяснять;
-оказывать помощь.
различать основные нравственно-этические понятия.
знать и придерживаться правил этикета;
умение строить диалог
различать основные нравственно-эстетические понятия. текущий
текущий 34 С Новым годом!
1 Праздник
роле-вая игра Развитие речевого творчества.
учебно–коммуникативные: -умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
знать новогодние традиции;
историю Нового года; тематический 18 35-36 Январь – году начало, зиме середина. 2 Экс-кур-сияИзменения в природе в январе. Определение деревьев по силуэту. Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья (по результатам наблюдений).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Исследовать (на основе наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года.
Учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение Называть основные изменения в природе в январе. Сравнивать лиственные и хвойные деревья. текущий 19
20
21
22
37 Хвойные деревья. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйХвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница). Практическая работа с гербарием.
Учебно-логические:
- выделять главное, существенное.
Определять хвойные деревья. Работать с гербарием. Сравнивать ветки сосны и ели. текущий 38-39 Жизнь птиц. 2 Ком-бини-ро-ван-ныйПтицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение Различать и классифицировать животных. Решать логическую задачу «Почему птицы улетают на юг» тематический 40-41 Наша страна – Россия. 2 Ком-бини-ро-ван-ныйНаша страна – Россия, Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб. учебно-информационные:
- постановка вопроса к рассказу учителя. знать свою национальность;
знать какие народы живут в России. текущий 42-43 Богата природа России. 2
Ком-бини-ро-ван-ныйРазнообразие и богатство природы России: леса, реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам (знакам) представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение иметь представление о тайге, хвойных, смешанных, лиственных лесах, иметь представление о разнообразии растений текущий 44 Мы – россияне. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйРоссия – страна многонациональная. Особенности народа: язык, искусство, обычаи. учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
составлять описательный рассказ по картине;
знать народное творчество своего народа: пение, танцы, сказки, игрушки текущий 23
24
25 45 Февраль – месяц метелей и вьюг. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйФевраль – третий месяц зимы. Зима в разгаре. Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров. В лесу идет своя жизнь. учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
приметы февраля
зимующие птицы
текущий 46-47 Звери – млекопитающие. 2
Ком-бини-ро-ван-ныйЗвери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни. Среди зверей есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные. учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
иметь представление о способах передвижения и питания млекопитающих животных;
текущий 48-49 Наш уголок природы. 2 Ком-бини-ро-ван-ныйУголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги. учебно-организационные:
- умения ухаживать за обитателями живого уголка различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения);
тематический 50 Мы – граждане России. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйГраждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности учебно-коммуникативные
составлять описательный рассказ по картине;
знать основные права и обязанности текущий 26 51 Правила поведения. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйРазвитие диалогической речи: культура разговора по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры учебно-информационные:
-умение вести учебный диалог. различать основные нравственно-этические понятия. текущий 52 23 февраля – День защитника Отечества. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйИстория появления праздника 23 февраля, как он назывался и называется сейчас. учебно-информационные:
-умение вести учебный диалог. иметь представление об одном из государственных праздников текущий 27
28
53 8 Марта – праздник женщин. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйКак можно встретить праздник 8 марта в семье, как проявить внимание к родным и близким учебно-информационные:
-умение вести учебный диалог. иметь представление об одном из государственных праздников тематический 54-55 Март – капельник. 2 Экс-кур-сияУрок
в клас-сеИзменения в жизни природы ранней весной. Характеристика марта: народное название месяца - «капельник»; появление проталин, таяние снега, птичьи «разговоры». учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
называть приметы весны изменения в природе текущий 56 Если хочешь быть здоров. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйДля того, чтобы быть здоровым, нужно правильно организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе, закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. учебно-коммуникативные: осуществлять контроль и самоконтроль знать правила закаливания
уметь правильно закаливать организм
текущий 29 57 Здоровая пища. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйКакая пища полезна. Как правильно питаться
учебно-коммуникативные:
- учиться слушать партнера по общению, не перебивать его;
- говорить самому только после того, как собеседник закончил говорить;
- не использовать грубых, резких слов и выражений;
- общаясь к собеседнику, смотрите ему в глаза;
- для снятия конфликта, напряженности в разговоре используй улыбку, шутку. знать основные правила здорового образа жизни;
понимать какие продукты приносят пользу;
решать логические задачи; читать-драматизировать потешку. текущий 30 58-59 Апрель – водолей. 2 Экс-кур-сияУрок
в клас-сеСезонные изменения в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения и трава. учебно-информационные:
-умение намечать задач знать смысл понятия «животное – живое существо»; заполнять схемы текущий 60 Труд людей: весенние работы, кто работает на транспорте.
1 Ком-бини-ро-ван-ныйВесной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву, белят деревья, сажают овощи, разбивают цветники. учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно описывать объект наблюдения.
составлять описательный рассказ по иллюстрации;
иметь представление об основных видах весенних работ;
знать основные виды транспортных средств;
Иметь представления о мире профессий текущий 31
61 День космонавтики. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйРоссия – страна, которая открыла миру космос. Первый спутник Земли, первый космонавт, полеты в космос, первая женщина-космонавт. учебно-коммуникативные:
- правильно выбирать формы обращения «ты» или «вы»;
- не говорить одновременно с несколькими собеседниками, следует высказываться по очереди. составлять описательный рассказ по иллюстрации.
Знать, кто первым полетел в космос; имена известных советских космонавтов. текущий 62 Май весну завершает… 1 Экс-кур-сия«Май весну завершает, лето начинает» – говорят в народе. Изменения в природе в конце весны - начале лета: состояние деревьев, цветение разных растений (фруктовых деревьев, кустарников и трав). Лесные картинки.
учебно-интеллектуальные:
- классификация;
- обобщение.
различать времена года.
приметы весны
приметы лета, летние месяцы текущий 32
63 Жизнь земноводных весной. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйЛягушки и жабы – земноводные: общие черты и различие. Жизнь земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия: земноводные, головастики, развитие.
учебно-коммуникативные:
- запоминать, выражать свое мнение знать, кто такие земноводные; иметь представление о фазах развития земноводного текущий 64 Животное – живое существо. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйОбобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство.учебно-интеллектуальные:
- классификация;
- обобщение. различать животных;
знать признаки живых существ тематический 33
65 Природе нужны все! 1 Ком-бини-ро-ван-ныйОбобщение полученных представлений: любое животное живет (существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство.Животные, которых человек охраняет. Красная книга России. учебно-интеллектуальные:
- классификация;
- обобщение. различать животных;
знать признаки живых существ;
знать названия животных Красной книги текущий 66Ты – пешеход. 1 Ком-бини-ро-ван-ныйПДД учебно-коммуникативные:
- запоминать. знать дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный переход», «железнодорожный переезд», «разметка дороги», «зебра», «островок безопасности». итого-вый10. Информационные ресурсы
http://easyen.ru/ Современный учительский портал
http://prezentacii.com/ Портал готовых презентаций
http://interneturok.ru/ Видео, конспекты, тесты, тренажеры
http://www.proshkolu.ru/ Бесплатный школьный портал
http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования