Проект:«Экологическое образование и воспитание младших школьников»

Проект
Тема: «Экологическое образование и воспитание младших школьников»
Актуальность: На современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У учащихся школ, как и у населения в целом, преобладает потребительский подход к природе. Недостаточный уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, несформированность потребности практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому образованию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Цель: создание широких возможностей для воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания через творческую самореализацию личности младшего школьника.
Задачи:
формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношения к ней;
обучение учащихся методам познания окружающего мира;
модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей природе
становление начального опыта защиты природной среды и своего здоровья.
Гипотеза: процесс экологического воспитания младших школьников будет осуществляться успешно, если:     - созданы соответствующие педагогические условия для воспитания экологической культуры в начальной школе;      - разработаны содержание, средства, формы и методы экологического воспитания с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
Противоречия:
между многообразием окружающего мира и небольшим опытом  младшего   школьника  по взаимодействию с ним;
между знанием учащихся о мировых глобальных проблемах экологии и смутным представлением  экологической  обстановки своего города;
между потребностью  младших   школьников  к познанию окружающего мира на предметно- деятельностной основе и крайним ограничением ребёнка вступать в непосредственный контакт с природой.
Возникшие проблемы:
как развить интерес к учению, познавательную активность ребёнка, создать условия для гармонического развития личности?
как внедрить краеведческий принцип обучения, использовать местный материал как базы для освоения теоретических вопросов?
какие условия образовательной  деятельности  необходимы для удовлетворения потребности  младших   школьников  к познанию окружающего мира?
Тема проекта: Экологическое воспитание младших школьников.
Актуальность:
Современная экологическая ситуация - результаты неразумной, безответственной деятельности людей по отношению к природе.
Поэтому экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Начальная школа – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.
Уровень экологической культуры младших школьников недостаточно высокий. А ведь именно детям этого возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность.
Цель проекта:
Создание системы работы с младшими школьниками, направленной на оптимальное развитие экологической культуры учащихся.
Задачи проекта:
Разработать наиболее приемлемые средства, формы и методы, обеспечивающие познавательную, творческую и деятельностную активность младших школьников.
Создать условия для практической и исследовательской деятельности учащихся.
Содействовать формированию у младших школьников экологического сознания, т.е. осознания и представления последствий нарушения связи в природе.
Разработать планы-конспекты мероприятий.
Проанализировать результаты проведённой работы над проектом.

Объект – образовательный процесс деятельности младших школьников по экологическому воспитанию.
Предмет – содержание, формы и методы работы учителя с учениками.

Сроки реализации проекта
2014-2017г.
Этапы реализации проекта.


Содержание работы
Сроки

1
Прогностический этап:
1.Формирование замысла, выбор и осмысление темы проекта.
2. Изучение психолого - педагогической литературы.
3 Изучение массовой практики и передового педагогического опыта.
4. Разработка проекта по экологическому образованию и воспитанию учащихся.
5. Составление календарного плана реализации проекта.
2014 -2015.

2
Организационный этап:
- Вовлечение заинтересованных лиц в работу по экологическому воспитанию младших школьников.
- Подготовка нормативно-правовой базы, учебно-методическое обеспечение
Подготовка учащихся к работе над учебным проектом.

2016 г.

3
Практический этап:
- Реализация плана работы проекта по экологическому воспитанию школьников.
- Вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность.
- Внедрение новых форм работы.
Организация мониторинга, формирование проектных умений.
Создание методических разработок по экологическому воспитанию.
2016 – 2017учебный год

4
Внедренческий этап:
- Анализ деятельности по экологическому воспитанию младших школьников.
- Создание банка методических разработок по экологическому воспитанию школьников.
- Оценка выполнения педагогических задач в результате выполнения учебного проекта.
Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию младших школьников.
Формирование методического комплекса.
Подготовка сообщения для педагогического совета и мастер-класса.
Оценка эффективности проекта по формированию экологической культуры младших школьников.

2017 – 2018 учебный год


Возможные трудности:
№ п\п
Возможные трудности
Пути преодоления трудностей

1
Отсутствие навыков работы с компьютером у учащихся
Соединение учащихся в пары или микрогруппы по наличию навыков работы с компьютером, использование компьютера в демонстрационном варианте.

2
Изучение большого объема теоретического и практического материала учащимися.
Обучение научной организации труда

3
Невозможность совершать экскурсии в парк, лес во время урока (находится далеко от школы).
Планирование экскурсий, походов в парк во время каникул.
Наблюдения и практические работы на пришкольном участке.
Просмотр видеофильмов.


Методы
наблюдения и практические работы
дидактические игры
беседы
работа с различными источниками краеведческой информации исследовательский метод
фиксирование результатов (дневник наблюдения)

Типы занятий
практические
состязания
творческие лаборатории
КВНы
КТД
путешествия
встречи
экскурсии
уроки фантазирования и открытых мыслей
Ожидаемый конечный результат:

В результате проведения мероприятий ученики повысят качество знаний о природе, взаимосвязях в природе;
научатся делать простейшие опыты и эксперименты, проводить исследования.
создадут сборник творческих работ, портфолио;
будут принимать участие в конкурсах экологического направления.


литература
1. Довбня С.Е., Ердаков Л.Н., Молодцова З.В. Программа по экологии начальной общеобразовательной школы.
2.Играя, обучаемся Сб. мат. по экологическому просвещению. №2. ИСАР-Сибирь. - Новосибирск, 1999.
3. Ердаков Л.Н., Замулло А.П., Чубыкина Н.Л. Экология. Программы для средней общеобразо вательной школы. - Омск: ОмИПКРО, 1995.
4. Ердаков Л.Н. Экология для начального обучения. Пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Новосибирск: Книжица, 1997.
5. Ердаков Л. Как Эколобок путешествовал. Книжка-раскраска для преподавания экологии во 2-3 классе (оригинал-макет).
6. Ердаков Л. Как Эколобок путешествовал. Книжка раскраска для преподавания экологии в 4 классе (оригинал-макет).
Начальное обучение экологии проводится на материалах сказок, басен, а также рассказов писателей-натуралистов: Виталия Бианки, Николая Плавильщикова, Николая Сладкова, Михаила Пришвина, Н.Зверева и др













































Фрагмент ролевой игры по природоведению (3 класс)
Тема: «Лес и человек. Роль леса в природе и жизни человека».

Цель игры:
Сформировать у детей представление о значении леса для жизни на Земле.
Задачи:
Развивать умение анализировать, находить причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за природу, любовь к лесу.

Оборудование:
Карта природных зон России.
Карта ЕАО.
Магнитофонная запись птичьих голосов.
Девочка в костюме «березки».
Карточки-таблицы с названиями представителей различных организаций:
биологи, географы, зоологи, ботаники, социологи, экологи;
министр лесной промышленности;
директор ТЭЦ (тепловой электроцентрали);
директор целлюлозно-бумажного комбината;
директор фармацевтического завода.
Ход игры:
I. Организационный момент

Уважаемые дамы и господа! Сегодня мы находимся на научно-практической конференции, которая посвящена экологии.

На нашей конференции присутствуют видные ученые нашей страны - географы, ботаники, зоологи, социологи, а также представители лесной и деревообрабатывающей промышленности в лице министра лесной промышленности, директора крупного целлюлозно-бумажного комбината, директора Биробиджанской ТЭЦ (тепловой электроцентрали), глав крупного промышленного комбината, фармацевтического завода, мебельной фабрики, руководителей предприятий и их сотрудников.
На конференции представлены также видные экологи, которые входят в состав экспертной группы.


II. Основная часть.
В адрес нашей организации поступило тревожное сообщение.
Состояние больного тяжелое. Симптомов множество. Изо рта исходит нездоровый запах. Его лихорадит так, как никогда прежде.
Все попытки снять лихорадку безуспешны. В жидкостях организма обнаружен яд.
Не успеют врачи побороть одни симптомы, как возникают другие. Если бы это был обычный пациент, они бы сочли, что он болен хронически и безнадежно. Не зная, что можно предпринять еще, они делают все возможное, чтобы облегчить страдания больного, но результаты пока малоутешительны.
Как вы думаете, кто болен?
Ответы детей:
Больна Земля, наш общий дом.
Что же происходит с нашей планетой?
Примерные ответы детей. Происходит загрязнение воздуха, воды. Климату планеты грозит глобальное потепление. В реки и озера выбрасывается большое количество токсичных веществ, идет вырубка леса.

Это лишь некоторые опасные симптомы болезни.
Что же обеспокоило наших ученых экологов?
Экологи:
По вине человека гибнет лес, его варварски уничтожают. Исчезают ценные породы деревьев, лекарственные растения.
Отсюда возникает проблемный вопрос: «Как должны складываться взаимоотношения между лесом и человеком?».
Ученый секретарь:
На нашей конференции мы займемся обсуждением этой проблемы в пределах не всей планеты, а только нашей страны.

Затем слово предоставляется ученым, географам.
Ученые подсчитали, что каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса.
Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов?
Нужно ли вырубать столько леса?
Давайте обратимся с этим вопросом к министру лесной промышленности.
Министр:
Лес – одно из основных богатств нашей страны. Из леса изготавливают древесину, идущую почти во все отрасли народного хозяйства.
Запас древесины в ЕАО составляет 167 миллионов кубометров.
Ежегодно у нас заготавливается 440.000 кубометров древесины.
Древесину используют при постройке жилищ, для строительства кораблей, самолетов, железных дорог.
Из древесины изготавливают до 20.000 различных изделий.
Без использования леса нам не обойтись.
Слово просят ботаники. Они изучают строение и жизнь растений («botane» – по-гречески трава, растение).
Ученый:
Лес – это легкие нашей планеты. Уничтожая лес, вы губите источник кислорода. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают большое количество углекислого газа.
Подсчитано, что один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.
Гектар леса ежегодно производит около 10 тонн кислорода.
Из-за большого содержания углекислого газа в атмосфере велика вероятность наступления глобального потепления климата, что вызовет исчезновение многих видов деревьев. Начнут таять ледники Антарктики, вода будет затапливать участки суши – погибнут многие растения.
Лес очищает воздух от веществ, загрязняющих атмосферу. Листья улавливают частицы пыли, соли тяжелых металлов. Лес служит фильтром воздуха.
Именно поэтому деревья и кустарники высаживают вдоль автомобильных дорог. Вдоль железнодорожного полотна. Лес снижает шум, уменьшает скорость ветра.

Обратимся к экспертам. Слово просят экологи.
Экология – наука об отношениях внутри природы; природы и человека.
Ученый:
У нас большие претензии к Биробиджанской ТЭЦ. Круглые сутки дымят трубы, отравляя при этом чистый воздух нашего города. Какие меры вы принимаете для очистки продуктов сгорания?
Директор ТЭЦ:
Мы применяем установки для очистки воздуха, они улавливают пыль и грязь, но оборудование это устарело - эффект от очистки минимальный.



Ребята в роли ученых рассматривают экологические проблемы, возникшие в нашей области, в нашей стране.
В конце конференции ребята-экологи зачитывают проект:
Необходимо бережное отношение к лесу.
Вырубая леса, делай это разумно.
На месте вырубок сажай молодые деревца.
Не загрязняй воздух. На промышленных предприятиях устанавливай очистные сооружения.
Приходя в лес, помни, что ты в лесу - гость, а не хозяин.
Долг человека относиться к лесным богатствам как к источнику жизни на земле.
Помни! «Охранять природу – значит охранять Родину!»


15