Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах


МКОУ «Гимназия №13»
Беседа по теме: «Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах .»
Проведено: 25 октября 2016г. во 2 «Б» классе
Провела: Тимофеева Н.М. учитель начальных классов
Цели: сформировать у учащихся основные представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок; углубить знания учащихся о дорожных знаках; изучать правила движения для велосипедистов; сформировать у учащихся понятие «водитель транспортного средства», «тормозной путь автомашины», «сигналы, подаваемые водителем».
Игра - конкурс «Азбука пешехода»
Ведущий.
Травматизм на дорогах - это проблема , которая беспокоит людей во всех странах мира. Люди платят дань автомобилизации своими жизнями. Плата эта очень дорогая и ничем неоправданная. Автомобиль превратился из средств передвижения в средство угрозы для жизни, причем автомобиль становится опасным для человека в силу его недисциплинированности как водителя , так и пешехода. Ежегодно погибает на дорогах в России
И сегодня мы повторим азбуку пешехода.
«Класс делится на команды, выбирают название. Жюри оценивает ответы по5 балльной системе»
1 Разминка.
1. Где должны пересекать проезжую часть пешеходы?
2. Где должны двигаться пешеходы при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки?
3. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом?
4.Сколько цветов имеет светофор для пешеходов?
5. Когда появился первый в мире светофор ?6.Что такое « островок безопасности»?
7.Что такое тротуар?
8. Кто это- участник дорожного движения?
9. Во сколько лет разрешается управлять велосипедом при движении по дороге?
10. При приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом, что должны делать пешеходы?
Ответы:
1.По пешеходным переходам
2. По обочинам, навстречу движению транспортных средств.
3.Нет.
4.2: красный, зеленый.
5. 1868 год
6. Место на середине дороги, где пешеход может переждать движение машин.
7.Элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.
8.Лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
9. с 14 лет.
10. Обязаны остановиться.
2. Игровые задания.
«Каждая команда разыгрывает ситуацию неправильного поведения на дороге, соперники должны заметить нарушение»
Ситуация 1 –ая.
Вдоль дороги, возле которой нет тротуара , движутся 2 группы подростков. 1- ая группа- мальчики. 2- ая группа- девочки. Обе группы движутся в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки – вдоль левой стороны дороги.
Кто из них прав? Почему?
Ответ. Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара для пешеходов двигаться нужно по левой стороне, идущему навстречу транспорту.
Ситуация 2-ая.
Случай на дороге.
Закончился последний урок. Дети пошли домой, оживленно обсуждая события дня. Они медленно брели по тротуару, растянувшись на всю его ширину. Они не заметили, что идущая за ними женщина вынуждена была сойти на проезжую часть, чтобы обойти их. А в это время по дороге двигался грузовой автомобиль.
Пронзительно завизжали тормоза. Раздался крик женщины.
Мальчики испуганно оглянулись…
Кто виноват, что случилась беда?
В чем вина мальчиков?
А знаете ли вы, ребята, что Статья 268 Уголовного кодекса РФ . Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта гласит:
1.Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения(кроме лиц, указанных в статье 264 настоящего кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека,- наказывается ограничением свободы сроком до 3 –х лет, либо арестом на срок до 4 х месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 –х лет.
2.То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,- наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишения свободы на тот же срок.
3.Деяние, предусмотренное частью 1- ой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть 2-х или более лиц,- наказывается лишением свободы на срок от 4-х до 8 дет.
Ведущий: Итак, какой можно сделать вывод. Нужно быть осторожным, внимательным и наблюдательным.
3. Загадки.1.    Тихо ехать нас обяжет,Поворот вблизи покажетИ напомнит, что и как,Вам в пути…(Дорожный знак).2.    Что за “зебра” на дороге?Все стоят, разинув рот.Ждут, когда мигнет зеленый,Значит это…(Переход).3.    Встало с краю улицы в длинном сапогеЧучело трехглазое на одной ноге.Где машины движутся,Где сошлись пути,Помогает людям дорогу перейти. (Светофор)4.    Дом на рельсах тут как тут,Всех умчит он в пять минут.Ты садись и не зевай,Отправляется…(Трамвай).5.    Пьет бензин, как молоко,Может бегать далеко.Возит грузы и людей,Ты знаком, конечно, с ней.Обувь носит из резины, называется…(Машина).
4.Вопросы билеты для каждой команды.
1.По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
2.Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода?
3. Из каких элементов состоит загородная дорога?
4.Что такое обочина?
5. Что такое кювет?
6. Как должен двигаться пешеход на загородной дороге?
7.В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги?
8.Что такое перекресток?
9.Как обойти автобус на остановке?
10.Как могут наказать человека, который портит дорожные знаки?
Ответы.
правой
На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к проезжей части дороги.
3.Обочина, проезжая часть, кювет.
4.Это специальная часть дороги, предназначенная для пешеходов.
5.Это канава для отвода воды на загородной дороге.6
6. Навстречу транспорту.
7. В левую.
8. Это место пересечения улиц, дорог.
9. Сзади или дождаться, когда он отойдет от остановки.
10. оштрафовать
5. Информация к размышлению.
Ведущий. Часто на дорогах города можно видеть перебегающего пешехода впереди идущего транспорта. По – видимому , пешеход не знает, что достаточно 30 секунд постоять на перекрестке перед красным сигналом светофора и для него загорится зеленый свет. Еще этот пешеход не знает элементарных сведений о тормозном пути автомашин.
Тормозной путь грузовика:
- в сухую погоду при скорости 60 км в час составляет 29 метров;
- в сырую погоду – 37 метров;
- в снег и лед – 105,4 метра.
Тормозной путь легкового автомобиля:
- при скорости 30 км в час
- в сухую погоду- 7,2 метра;
- в сырую погоду- 10,5 метра;
- в снег- 37,5 метра.
6.Конкурс частушек.
« Пешеход не зевай, правила соблюдай!»
Мы приехали на конкурс 2.Мы частушки вам споем
И поем сегодня здесь Всем для настроения
Вам о правилах движенья И, конечно, повторим
И о службе ДПС Правила движения.
Припев:
Эх, шажок, еще шажок.
На дороге ты дружок.
На дороге шум и гам,
Ты смотри по сторонам.
3.Светофор нам друг, ребята, 4.Зеленый свет я точно знаю
Он всегда нас бережет, И бегу, бегу, бегу.
Жмите кнопку у дороги, Хоть я в школу опоздаю,
Он нам глазом подмигнет. Но я на красный не пойду.
5. Если хочешь спозаранку 6.Мчат машины по дорогам-
В школу во время прийти, Перейти опасно.
Должен ты маршрут составить На дороге ищи «зебру»:
Без него нам нет пути. Переход здесь – ясно!
7.Я пришел на перекресток, 8.Когда сходишь с тротуара
Мне сказали , зебра тут . Посмотри по сторонам:
Чудо-зверя не нашел, И налево, и направо
Весь, расстроенный ушел. Если нет ни пап, ни мам.
9.Тот, кто к правилам движенья
Не имеет уваженья,
На дороге, мостовой,
Тот рискует головой.
Ведущий. В течение часа мы вели разговор о правилах ДД, о том, кто нам помогает их выполнять. Давайте еще раз назовем всех помощников пешеходов.
9. Подведение итогов.
Песня на мотив « Бременские музыканты».
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету
Тем, кто знает правила дороги,
Не грозят ни травмы, ни тревоги- 2 раза
Если виды транспорта ты знаешь,
То под них ты реже попадаешь.
Обойдешь троллейбус ты как надо,
И не встретишь никакой преграды- 2 раза
3.Выучив таблицу умножения,
Не забудь про правила движения.
Если ж знаки нас предупреждают,
Значит - нас они оберегают-2 раза.
Чтение стихотворения А. Северного “Три чудесных цвета”:
Чтоб тебе помочьПуть пройти опасный,Горим и день, и ночь – Зеленый, желтый, красный.Наш домик – светофор,Мы три родные брата,Мы светим с давних порВ дороге всем ребятам.Мы три чудесных цвета,Ты часто видишь нас,Но нашего советаНе слушаешь подчас.Самый строгий – красный цвет.Если он горит – стой!Дороги дальше – нет,Путь для всех закрыт.Чтоб спокойно перешел ты,Слушай наш совет – Жди!Увидишь скоро желтый в середине цвет.А за ним зеленый цветВспыхнет впереди,Скажет он:“Препятствий нет!”, – смело в путь иди.Как выполнишь без спораСигналы светофора,Домой и в школу попадешь,
Игра «Светофор»
Класс делится на 2 команды. Когда ведущий зажигает зеленый свет, ребята должны потопать ногами, будто идут; желтый - похлопать; красный-тишина. Выигрывают самые внимательные.
Тема: Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.
Проведено: 19сентября 2014г. в 4 «Б» классе
Провела: Тимофеева Н.М.
Цель занятия: расширить знания о светофоре и дорожных знаках, развивать понимание, осмысление, осознание безопасных действий в опасных ситуациях.
Содержание:
-        светофор;
-        ограничение времени действий сигналов светофоров;
-        рассказ – объяснение о дорожных знаках;
-        о чем они информируют и какие «дают указания»?
-        можно ли обойтись без этих знаков?
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Тема: Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.
Проведено: 19сентября 2014г. в 4 «Б» классе
Провела: Тимофеева Н.М.
Цель занятия: повторить материал о перекрестке за курс 2 класса, сформировать представления об опасных поворотах транспорта; учить ориентироваться в опасных ситуациях; отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке; воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность, дисциплинированность.
Содержание:
-        что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток;
-        опасные повороты транспорта на зеленый сигнал светофора;
-        правила поворота автомобиля;
-        безопасное поведение при повороте автомобиля.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Перекресток».
Тема: Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
Проведено: 4 декабря 2014г. в 4 «А» классе
Провела: Даркина О.М.
Цель занятия: сформировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части; воспитывать дисциплинированность, сдержанность, спокойствие, выдержку.
Содержание:
-        световые сигналы на наземных пешеходных переходах;
-        правила перехода улиц и дорог;
-        дорожная разметка.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Игра «Водители и пешеходы».
Игра «В гостях у доктора Айболита».
Занятие 5.
Тема: Что помогает соблюдать безопасность на улицах города и дорогах?
Цель занятия: сформировать у учащихся представления о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах, научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.
Содержание:
-        дорожные знаки и сигналы для регулирования движения;
-        классификация знаков по названиям;
-        элементы улиц и дорог.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 6.
Тема: Правила безопасного перехода железнодорожного переезда.
Цель занятия: сформировать у учащихся представление об опасности на железной дороге, развивать целостность восприятия окружающей среды; дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей.
Содержание:
-        знаки и обозначения (дорожные знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума»);
-        световая и звуковая сигнализация;
-        особая опасность перехода через железнодорожные и трамвайные пути;
-        меры безопасности.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 7.
Тема: Правила езды на велосипеде.
Цель занятия: научить предвидеть опасность при езде на велосипеде, обучить правилам обращения с ним для безопасности окружающих.
Содержание:
-        правила безопасной езды на велосипеде;
-        дорожный знак «Движение на велосипеде запрещено»;
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие 8.
Тема: Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров.
Цель занятия: воспитать культуру поведения учащихся в маршрутном транспорте, научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.
Содержание:
-        как найти остановку маршрутного транспорта;
-        правила поведения на посадочных площадках и в маршрутном транспорте;
-        меры безопасности при ожидании маршрутного транспорта, при поездке и при выходе из него;
-        меры предосторожности в метро.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Занятие
Тема: Я – пешеход. Экскурсия.
Цель занятия: показать учащимся железнодорожный переезд, настил, шлагбаум, светофор, с ними материал о переходе железнодорожных путей, показать учащимся перекресток, светофоры, пешеходные переходы, разметку на дорогах, посадочные площадки и повторить материал о переходе перекрестка.
Содержание:
-        закрепление материала по курсу обучения за 1-3 класс.
Работа с учебной книжкой – тетрадью.
Раздел. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
-        автомобильная аптечка, ее состав и назначение.
-        ушибы. Что следует делать, чтобы не появились «синяк» и «шишка»? растяжение связок. Как помочь себе и товарищу?
-        обобщение знаний по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП.
Итоговое тестирование для 4 класса:
1. Что такое улица?
дорога в городе и деревне (населенных пунктах)
двор
3.все пространство, находящееся под открытым небом
2. Почему, переходя улицу, вначале необходимо смотреть налево, а затем направо?
так как движение в нашей стране правостороннее
слева находится светофор
так как движение в нашей стране левостороннее
3. Почему улицу или дорогу безопаснее переходить по прямой?
чтобы успеть на автобус или трамвай
потому что, чем меньше пешеход находится на проезжей части, тем безопаснее для него
так написано в правилах дорожного движения
4. Почему железную дорогу необходимо переходить еще осторожнее, чем автомобильную?
машинист не видит пешехода
поезд не может свернуть и быстро остановиться
можно споткнуться о рельсы
5. Что необходимо вначале сделать пассажиру автобуса, если в салоне начался пожар?
сообщить водителю
выбираться наружу
звать на помощь
6. Когда можно переходить железнодорожные пути по регулируемому переезду?
когда горит красный сигнал и не горит белый
когда горит белый сигнал и не горит красный
когда через переезд едут машины
7. При переходе через дорогу по регулируемому переходу, когда зажжется зеленый сигнал светофора и все машины остановились, надо:
идти не торопясь, не выходя за границы перехода и глядя по сторонам
идти как можно быстрее на другую сторону
внимательно смотреть под ноги
8. Где безопаснее ждать зеленого сигнала светофора, чтобы перейти дорогу?
на краю тротуара рядом с проезжей частью
на тротуаре, в нескольких шагах от проезжей части
впереди всех поближе к проезжей части
9. Как нужно входить в общественный транспорт?
сразу, как откроются двери
подождать, пока все выйдут, заходить по одному, ни кого не расталкивая
дать выйти пассажирам и зайти первому, чтобы успеть занять себе место
10. Почему, ожидая поезда в метро, опасно стоять близко к краю платформы?
толпа может толкнуть вас на рельсы или в проем между вагонами
может ударить током
мама будет ругаться
11. Почему необходимо держаться за поручни при поездках в общественном транспорте?
чтобы не уставали ноги
иначе при торможении можно упасть самому или столкнуть еще кого-нибудь
иначе при толчках будешь наступать всем на ноги
12. По какому телефону можно вызвать сотрудников Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД)?
01
02
03
04