Здоровье сберегающие технологии в ДОУ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
№ 26 ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании
(из опыта работы)
Музыкальный руководитель
Заводнова Людмила Ивановна.
 
Ейск 2013г.
Из опыта работы музыкального руководителя  «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»
 Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.
Современные здоровье сберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
Система методической работы ДОУ включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных подходов по проблеме использования педагогами здоровье сберегающих технологий и технологий здоровье сбережения детей дошкольного возраста. Концептуальными основаниями деятельности методической службы ДОУ по реализации поставленных целей и задач являются актуальные подходы обновления содержания деятельности по созданию здоровье сберегающей среды в ДОУ, повышение качества здоровье сберегающей работы с детьми разных возрастных групп, ценности личностно-ориентированной, гуманистической педагогики и психологии.
    В своей работе с детьми я всегда использую следующие виды оздоровления:
логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем   развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);
пальчиковая гимнастика (развитие мелкой моторики);
психогимнастика (этюды, игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как ее познавательной, так и эмоционально- личностной).  К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию;  
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Ритмопластика.
   Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Большое внимание я уделяю занятиям с ребятами с нарушением речи.
  Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:
 1. Помимо собственного речевого нарушения у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительных, некоторых музыкальных)
2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность)
3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов)
Исходя из особенностей детей, мы работаем над решением коррекционных задач:
1. Оздоровление психики восприятие уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь ребенку почувствовать свой успех, самореализовываться в каком либо виде деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов, возбуждение и торможение. Большое внимание следует уделять развитию слухового внимания и памяти.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, равновесия, свободы движения, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшении ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие силы ловкости, выносливости.4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания слов. Для выполнения этих задач, необходимо выполнение ряда условий:
 1. Знание психофизических особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
2. Знание «Программы воспитания и обучения в детском саду» в которой изложен объем навыков по всем видам деятельности в каждой возрастной группе.
3. Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с воспитателями и специалистами: логопедом, психологом, инструктором по физкультуре, медицинскими работниками, социальными педагогами. Такая взаимосвязь необходима при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов; при обсуждении результатов работы, оценки эффективности используемого материала.
4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
5. Требовательность к себе, которая преллагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, творческих подхож при выборе материала, методическийх приемов, внимания к своему поведению, своей речи (неторопливая, выразительная, эмоциональна, проста, доступна) Педагог не должен говорить очень много, надо активизировать детей.
6. Главный принцип – внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных потребностей.
7. Решая коррекционные задачи, мы используем в работе психогимнастику, игротерапию, логоритмику. Задача логоритмики – воспитание и развитие чувств ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи, восприятия ритма речи. Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движений, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают точнее выполнять двигательные задачи, необходимые для коррекционной работы. Обязательно проводим артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: цоканье и пощелкивание  языком; все движения языком между зубами и щеками: «Футбол», «лопатка и трубочка», «слизываем вкусное варение» Особенное внимание уделяется выработке певческого дыхания смешанного типа. Часто вдох у детей, имеющих нарушение речи сопровождается поднятием плеч. Это не допустимо, т.к. препятствует правильному звукопроизношению. Формируя короткий вдох, можно использовать приемы контроля и самоконтроля. Например, «снежинки» (из салфеток), которые как можно дольше не должны упасть, поддерживаемые в воздухе активным выдохом. Работа над звукообразованием начинается с распевок. Используем песни –игры, построенные по принципу «эха». Дети слушают правильное исполнение педагогом музыкальной фразы и могут сравнивать свое исполнение с его. Хорошее подспорье в работе – пальчиковая гимнастика, например «Бабушка очки одела», «Шалтай – болтай», «Мы делили апельсин», «Утречко», «Здравствуй», «Угощенье», «Сова» и др. Работа над любой песней, распевкой, игрой определяется обязательно и музыкальными и логопедическими задачами. Успех обеспечен в случае соблюдения темпа и ритма. Разучивание нового произведения начинается в медленном темпе, но со строгим соблюдением ритма, указанного авторами. Используем движения помогающие удержать ритм: покачивание корпуса (вправо-влево), похлопывание ладошками по коленям, хлопки в ладони во время пауз. Таким образом совместная работа музыкального руководителя и логопеда способствует коррекции речи ребенка. Наряду с этим я изучила авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональнойсферы детей.  Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию. 
   Система работы основана на повышении интереса к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях занятий, таких как:  Танцевально-ритмическая- гимнастика. «Зверобика» Представлены образно-танцевальные композиции, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.  Игроритмика.  «Сапожки» Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Игрогимнастика.  «В зоопарке» Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.  Игротанец.  «Кукляндия» Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы).  Нетрадиционные виды упражнений:  Игровой самомассаж.  «Танцуй веселей» Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.  Пальчиковая гимнастика.  «Весёлые пальчики» Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.  Музыкально-подвижные игры.  «Почтальон» Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.  Креативная гимнастика.  «Шапочка» Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.  Игропластика.  «Прямые спинки» Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию 
    Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога         Опыт работы по данной теме включает следующие материалы: 1. Программно- целевое планирование музыкальных занятий для всех возрастных групп ДОУ с использованием технологии «СА-ФИ-ДАНСЕ», а хореографии также авторской программы «Музыкальные ритмы».
2.  Распределение упражнений, игр по возрасту способствующих развитию физических качеств – силы, выносливости, гибкости, ловкости, координации движений на  музыкальных занятиях для детей 3-7 лет. Является неотъемлемой частью перспективного планирования. Позволяет равномерно и целенаправленно распределить нагрузку используемых игр и упражнений на развитие физических качеств детей на занятиях. 3. Картотека распределения игр и упражнений танцевально-ритмической гимнастики по возрастам. Составлена на основе инновационных технологий и собственных наработок. Материал систематизирован с учетом учебной нагрузки и индивидуальных особенностей детей. 4. Картотека оздоровительных упражнений, подвижных игр, утренней гимнастики в физкультминутках, дыхательных упражнений. Способствуют физическому развитию детей. Обеспечивают непрерывность, поэтапность овладения детьми способов профилактике плоскостопия, сколиоза, нарушений органа зрения и т.д. 5. Карта оценки особенностей проявления эмоциональной сферы ребёнка в движении. Подобраны тестовые задания согласно возрастным показателям, направленные на определения уровня развития физических качеств и эмоционально-двигательной сферы дошкольников. 6. Папка-передвижка для родителей по укреплению здоровья детей  Размещаются фотографии из спортивной жизни детского сада, информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей.  
     Организация  работы проводится по трем направлениям:
Групповая и индивидуальная работа с детьми.
Взаимодействие и просветительская работа с родителями.
Совместная работа педагогов ДОУ.
     Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровье сбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, проведение мастер-классов с родителями по применению здоровье сберегающих технологий.
     Совместная работа с педагогами ДОУ включает в себя проведение консультаций, совместное планирование самостоятельной музыкальной деятельности детей, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с детьми  на информационных стендах, проведение мастер-классов для педагогов  по применению здоровье сберегающих технологий.
Провожу два раза в год диагностику музыкального развития.
     Вывод.    Сравнительный анализ данных диагностики ежегодно показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования разработанной системы в физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность. Улучшилась эмоционально- двигательная сфера ребёнка.
 
Выводы:
Создание здоровье сберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей является одним из основных направлений деятельности педагогического коллектива ДОУ, педагогами успешно решается задача снижения эмоционально-волевого напряжения и укрепления иммунитета дошкольников посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
Познавательные моменты органично соединяются с оздоровительными, развивающие занятия сочетаются с выполнением дыхательных упражнений, вибрационной гимнастики, гимнастики для глаз, релаксацией, самомассажем и другими здоровьесберегающимим технологиями
Создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольников, как важного фактора здоровья человека в целом.
 
Использованная литература:
Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей : Пособие для воспитателя д/с ., -М.:Просвещение,1986
Емельянова В.Н.,из опыта работы на тему «Повышение качества физкультурно-оздоровительной работы через методическое сопровождение использования здоровье сберегающих технологий».
Гаврючина Л.В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: ВЛАДОС, 2002
Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
Интернет-ресурсы:
http:// nsportal.ru (Здоровье сберегающие технологии Леукина И.А.)
http://pedmir.ru/ (занятие по валеологии) Масагутова И. З.