Конспект урока на тему Богатырские образы в искусстве

Цели урока:
Показать многостороннюю связь между двумя видами искусств (музыка и живопись).
Развивать основы творческого воображения - внутреннее зрение, внутренний слух.
Через музыку познакомить с историей нашей страны, воспитывать любовь к Родине, высоких, идейных и моральных качеств.
Задачи урока:
Формирование умений следить за развитием музыки.
Уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки.
Развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма урока: фронтальная, групповая
Методы: беседа, наглядно-слуховой, анализ, сравнение.
Оборудование: аудиозапись, портрет А. Бородина, репродукции картин В. Васнецова, тексты песен ("Песня о маленьком трубаче", "Песня о России"), презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Музыкальное приветствие. Слайд №1
II. Повторение материала прошлого урока.
Учитель. На прошлом занятии начали говорить о том, как музыка связанна с изобразительным искусством?
Дети. Музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные образы, глядя на картину, можем услышать в своем воображении музыку.
У. О каких молодых героях гражданской войны мы говорили на прошлом уроке?
Д. Об отважных, смелых "орлятах".
У. Каждое искусство своими средствами создало этот образ, отразило одно и то же историческое событие.
III. Работа по теме. (Слайд №2)
У. О каких людях нам сегодня поведает музыка русского композитора А. Бородина, попробуем определить по характеру главной интонации (пропеть по нотной записи на доске).
Слайд №3
Д. Настойчивый, упорный, могучий, решительный.
Разучивание интонации (приемы распевок):
- прием "перекличка" - 2 группы по очереди;
- "эхо" - с начало громко, затем тихо;
- 2-х голосное исполнение - выдержанный первый звук (ми).
У. Что это за люди, которые обладают такими качествами характера как решительность, настойчивость о которых говорит музыка?
Д. Воины, солдаты, богатыри.
У. Кого называют богатырем?
Слайд №4
Д. Герой былин, совершающий подвиги, человек безмерной силы, стойкости, отваги.
У. Как вы считаете, что должна приносить людям богатырская сила?
Назовите героев русских былин, поговорки, связанные со словом "богатырский".
Слайд №5
У. "Богатырская" тема с давних пор звучала в русском искусстве (поэзии, литературе, музыки, живописи, театре, кино), оттого что с древних времен и до наших дней со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины.
(слушание фрагмента Симфонии №2 Iч., А. Бородина)
Слайд №6
У. Какие черты характера богатырей передает музыка симфонии?
Д. Мужество, сила, уверенность, смелость, удаль.
У. Как звучит основная тема?
Д. Сурово, в низком регистре у струнных, передает клич, призыв, воплощает неодолимую силу героев.
У. Каков характер второй темы?
Д. Певучая, светлая, распевная, близка народной песне, звучит у виолончелей. Это образ Родины.
У. Какая картина может проиллюстрировать "Богатырскую симфонию", что должно быть изображено на ней?
Слайд №7
(рассмотреть картину В. Васнецова "Три богатыря").
В центре 3 фигуры застыли в дозоре. Величавое спокойствие и уверенность ощущается в позах, фигурах. За спинами богатырей русская земля. Неброские краски в картине.
У. Что роднит два произведения?
Д. Воплощают идею величия и могущества Родины, силу русского народа, характер который ему присущ: мужественность, решительность.
Сравнить образы богатырей в картинах русских художников.
Слайд №8-9
IV. Физ. минутка.
У. Случайно или закономерно, что так много произведений различных видов искусства, посвящено героической, богатырской теме?
Искусству интересен характер человека, который ярко раскрывается в критических ситуациях, когда люди совершают мужественные поступки, подвиги.
У. Что такое мужество, подвиг?
Д. Храбрость, смелость, самопожертвование ради спасения других.
Слайд № 10
V. Вокально-хоровая работа.
"Песня о маленьком трубаче" С. Никитина (слушание, разучивание 1 куплета )
У. Можно ли назвать трубача маленьким "богатырем"?
Д. Да, в трудную минуту поднимает полк - в этом смысл подвига, погибает, но смерть возвышенна.
У. Сила духа, любовь к Родине удесятеряет силы человека.
Слайд № 11
VI. Итог урока.
У. Что дает нам сопоставление произведений музыки и живописи?
Д. Ярче и глубже раскрываются героические образы прошлого нашей Родины.
У. Теперь споем песню о Родине, которую защищают и охраняют наши. современные богатыри.
(исполняют "Песню о Родине" Г.Струве).
Домашнее задание: вспомнить песни, картины, стихи, к/ф о подвигах русских людей в годы тяжелых военных испытаний. Прочитать рассказ М.Салтыкова-Щедрина "Богатырь".

15