Внеурочное занятие Учимся дружно. Роль критика. (Коммуникативная линия) (4 класс)


Внеурочное занятие в 4 классе по курсу «Мир деятельности».
Разработала учитель начальных классов Чернобаева В.А.
МБОУ «Мурминская СШ» Рязанского района Рязанской области
Тема: Учимся дружно. Роль критика. (Коммуникативная линия)
Основные цели:
Сформировать представление о роли «критика» в коммуникации.
Уточнить правила ролевого взаимодействия «автора», «понимающего» и «критика».
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; смысловое чтение; анализ объектов с целью выделения их признаков;
Коммуникативные – инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивания качества и уровня усвоения материала;
Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Основные структурные элементы урока:
Новое знание урока заключается в знакомстве с ролью критика, в формулировании основной цели и определении правил критика при взаимодействии с автором.
Пробное действие: выбери из предложенных вариантов или запиши свой вариант правил критика при взаимодействии с автором.
Фиксация затруднения состоит в отсутствии обоснования ответов учащихся.
Фиксация причины затруднения - незнание точного ответа на вопрос, каковы правила критика при взаимодействии с автором.
Цель деятельности учащихся - узнать, каковы правила критика при взаимодействии с автором.
Фиксация нового знания является эталон, в котором зафиксированы цель и правила критика при взаимодействии с автором.
Оборудование:
Демонстрационные материалы:
Демонстрационный материал 1-го класса: Д-1.1-1.2.Эталон «Два этапа учебной деятельности»; Д-13-1.1-13.6.Изображение шагов второго этапа учебной деятельности; Д-11.4.Эталон «Я - автор, я - понимающий».
Демонстрационный материал 4-го класса:
Д-2.3.Изображение первого шага учебной деятельности «мотивация».
Д-12.1.Эталон «Роль критика».
Печатные материалы:
П-12.1.Пословицы для этапа мотивации.
П-12.2а-е. Карточки для этапа актуализации со словами: «автор», «понимающий», «критик», «критика», «критиковать».
П-12.3.Общая цель группы.
П-12.4.Статья из словаря.
П-12.5.План открытия.
П-12.6.Карта открытия.
П-12.7а-б. Карточка для первичного закрепления.
Разрезной материал (на каждого ученика в учебном пособии):
Р-12.1.Тексты для работы (к видео сюжетам).
Наклейки к уроку «Учимся дружно. Роль критика».
Эталон к уроку «Учимся дружно. Роль критика».
Презентация к уроку: слайды 1-17.
Видео к уроку: сюжеты 1-2.
Отрывки из мультфильма №1-2.
Инструменты для работы: ножницы, клей.
Ход занятия:

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся1. Мотивация к учебной деятельности. Пословицы (Слайд 2)
Дружно - не грузно, а врозь – хоть брось.
Когда рук много - работа спорится.
Одна пчела не много мёду натаскает.
-Прочитайте пословицы и объясните, что у них общего.
--А что для вас эти пословицы? Приведите примеры, когда вы на уроке работаете вместе.
-Верно, на уроках вы часто работаете вместе – в паре или в группе. Вам хорошо знакомы роли в коммуникации - автора и понимающего. Вы уже хорошо знаете, что именно должен делать каждый, чтобы достичь своих целей при взаимодействии и вместе получить результат, умеете выполнять роли автора и понимающего.
Прикрепить на доску карточки со словами «автор», «понимающий» и карточку со знаком «?».
(Слайд 3,анимация 1-3)
- Сегодня вы познакомитесь с новой ролью, которая поможет вам успешно взаимодействовать друг с другом.
Слайд №4. Шаги «повторяю необходимое», «строю план», «действую по плану» и «тренируюсь» предварительно закрыты.
– Посмотрите шаги учебной деятельности и скажите, какие шаги закрыты?
Последовательно открываются закрытые шаги (Слайд 4, анимация 1-4), уточняются при необходимости цель каждого шага.
-Именно на этих этапах вам особенно пригодится новое знание, которое вы сегодня откроете. Кто готов учиться с радостью? Что вам для этого нужно? Вспомните приёмы создания рабочего настроения и настройтесь на работу.
-Желаю вам удачи! -У этих пословиц общая тема, все пословицы о совместной работе.
Ответы учащихся.
-Повторяю необходимые знания, строю план, действую по плану, учусь применять новое знание.
Вспоминают эталон «Настроение».
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.
4.Построение проекта выхода из затруднения. 1) Повторение правил работы в группе. (Слайд5).
-Прочитайте начало правила и закончите его (Слайд 5,анимация 2-5).
-Назовите правило, которое поможет определить общую цель каждого участника группы.
-Сформулируйте общую цель при взаимодействии в группе.
-Запишите эту цель в учебное пособие в задании№1(А). (Слайд 5,анимация 6)
2)Повторение знаний о ролях «автора» и «понимающего».
-Посмотрите на карточки «автор», «понимающий» и карточку «?». Знания о каких ролях при взаимодействии в группе или в паре необходимо повторить?
-Что вы знаете о роли автора и роли понимающего?

-В учебном пособии в задании №1(б) допишите цели автора и понимающего. Вспомните, какие правила должен выполнять каждый, чтобы достичь цели.
Учитель открывает эталон «Я - автор, я – понимающий» (Слайд 7,анимация 1-2).
-Молодцы, назовите, какие эталоны мы с вами повторили?
3) Уточнение значения слов «критика», «критиковать», «критик».
-В какой роли находится ученик, когда он старается правильно понять автора? (Слайд 8)
-Что должен сделать понимающий, если ему что-то непонятно?
-А если понимающий не совсем согласен с автором, хочет дополнить его ответ, что он должен сделать?
-Как только понимающий начинает анализировать, дополнять высказывания автора, он уже переходит из роли понимающего в другую роль. (Слайд 8, анимация 1)
-В учебном пособии в задании №2(а) расшифруйте ребус, и вы узнаете, как называется эта роль (Слайд 8,анимация 2)
-Подберите однокоренные слова к слову «критик».
-Как вы понимаете значение слова «критика»?
-А где вы можете уточнить?
-Прочтём определение в словаре (Слайд 9).
-Объясните значение слова «критиковать».
-Вспомните, что значит слово «анализ» (Слайд 9,анимация 1)
-Верно, поэтому критик, анализируя высказывание автора, выделяет части текста, с которыми он согласен и с которыми не согласен.
- Теперь вы сможете ответить на вопрос: кого называют критиком? (Слайд 10)
-Как вы относитесь к ситуациям, когда вас критикуют?
-Спасибо за ваши ответы, давайте разбираться с ролью критика более подробно.
4)Мотивация к пробному действию.
-Поднимите руки те, у кого были ситуации, когда вам приходилось быть в роли критика.
-Если вы бываете в роли критика, важно ли вам знать, какова цель критика?
5)Задание на пробное действие.
-Сформулируйте сами задание для пробного действия.
-А теперь посмотрите в учебном пособии задание №3. Выполняйте. (Слайд 10,анимация 1)
-Поднимите руку, кто встретился с затруднением. В чём ваше затруднение?
-У вас возникло затруднение. Что нужно сделать, когда сталкиваешься с затруднением?
-Над чем будете думать?
-Определите место своего затруднения, где вы споткнулись?
-Сформулируйте причину своего затруднения.
-Исходя из причины затруднения, поставьте перед собой цель и запишите её в учебном пособии.
-Уточните тему урока. Называют «Правила работы в группе».
-Работать должен каждый на общий результат.
-Помочь друг другу достичь результата, получить общий результат.
Записывают цель.
-Роли автора и понимающего.
-Мы знаем цели автора и понимающего и какие правила надо выполнять, находясь в данной позиции.
Работа в парах.
Затем дети озвучивают цели и правила автора и понимающего.
-Мы повторили эталон «Правила работы в группе» и эталон «Я – автор, я – понимающий».
-В роли понимающего.
-Задать уточняющие вопросы «Я правильно понял, что..», «Уточни, пожалуйста…».
Ответы детей.
Дети записывают слово «критик» (Слайд 8,анимация 3)
Под словом «критик» появляются слова: «критика» и «критиковать» (Слайд8,анимация 4).
Ответы учеников.
-В словаре.
-Критика - от греч. –искусство разбирать, разбор, анализ, обсуждение чего-либо.
-Разбирать, анализировать, обсуждать что-либо.
Анализ – это разложение целого на составные части.
Ответы учащихся.
-Да, если не знаешь цель, не получишь результат.
Ответы учащихся.
Учащиеся работают в учебном пособии.
-Я пока не могу выбрать правильную цель критика или дописать свой вариант. Я пока не могу обосновать, что я верно написал цель критика.
-Нужно остановиться и подумать.
-Над причиной затруднения.
-Мы не смогли определить цель критика при коммуникации. Мы не смогли обосновать свой ответ.
-Я не знаю цель критика при взаимодействии. У меня нет эталона «Роль критика».
-Узнать, какова цель критика при работе в группе или в паре.
«Роль критика» .-Какими средствами вы можете воспользоваться для того, чтобы узнать правила критика?
-Молодцы, вы предложили разные средства для достижения цели. Обратите внимание на общую цель каждого участника группы, она вам сегодня особенно пригодится при открытии. Ещё я предлагаю сегодня сделать открытие с помощью видео. Вы посмотрите сюжеты, в которых один ученик выступает в роли автора, а другой - в роли критика. Герои сюжетов, как и вы, поставили перед собой цель – узнать, какова цель критика. Только в одном сюжете критик действует неправильно, поэтому они не достигают общего результата. А в другом сюжете критик действует по правилам, поэтому в этом сюжете автор и критик достигли цели, они правильно узнали цель критика.
Открыть слово «План» (Слайд 11,анимация 1-3)
Примерный план работы:
Посмотреть сюжеты.
Проанализировать их.
Сделать вывод и составить эталон «Роль критика».
-Работать будете в группах, действовать по плану.
-У каждой группы лежит на столе Карта открытия, в которой вы будете фиксировать результаты своей работы.
-Объясните задание, которое вы будете выполнять.
-Узнав цель критика, вы можете восстановить эталон «Роль критика», вклеив в него недостающие части. Работать вы будете в течение 5 минут. Действуйте смелее, у вас обязательно всё получится! Удачи! -Можем воспользоваться знаниями, которые повторили, Интернетом, дополнительной литературой.
-Сначала в карточке с текстом перед словами автора напишем букву А, а перед словами критика – букву К, затем в рабочую карту впишем ключевые слова из каждого текста критика, отметим сюжет, в котором действия критика направлены на общий результат, и отметим цель критика.
5.Реализация построенного проекта Включается видео №1 и №2. После просмотра дети работают в группах и заполняют Карту открытия. Карты каждой группы и восстановленные эталоны фиксируются на доске. Представитель одной группы по шагам Карты открытия озвучивает свои рассуждения. Остальные участники групп дополняют или уточняют.
Согласованная цель фиксируется в эталоне «Роль критика» (Слайд 12)
-Достичь своей цели критику помогают правила, по которым он должен действовать. Назовите эти правила, которые зафиксировали в эталоне.
Учитель открывает в эталоне «Роль критика» слова «Я согласен…» (Слайд12,анимация 1)
-Почему критик должен начинать со слов «Я согласен» и называть, с чем он согласен?
-Что делает критик потом?
Учитель открывает в эталоне слова «Предлагаю изменить, уточнить, добавить…» (Слайд12,анимация 2).
-Посмотрите в эталон, что может предложить критик автору, чтобы улучшить его мысль?
-Что надо делать критику после того, как он предложил что-то изменить?
Учитель открывает в эталоне слова «потому что…»
(Слайд 12,анимация 3).
-Какую цель вы ставили перед собой?
-Посмотрите на эталон и скажите, почему роли понимающего и критика обведены овалом?
-Что обозначает стрелочка от критика к автору?
-Какой общий результат получили?
-Смогли вы преодолеть затруднение?
Учитель предлагает учащимся дополнить эталон «Роль критика», вклеив наклейки с правилами. Ответы детей.
-Критик анализирует высказывание автора, выделяет ту часть высказывания, с которой согласен.
-Предлагает свои варианты.
-Обосновать, почему это надо делать, чтобы автор понял его предложение.
-Узнать, какова цель критика.
-Потому что это один и тот же Смайлик, Сначала он был в роли понимающего, а потом, стал анализировать и дополнять мысль автора, перешёл в позицию критика.
-Цель критика – помочь автору улучшить его мысль, чтобы достичь общего результата.
-Мы узнали цель критика.
-Да.
Вклеивают наклейки.
Физкультминутка.
Игра на внимание. На слове автор учащиеся поднимают руки вверх, на слове понимающий – руки разводят в стороны; на слове критик – вытягивают вперёд. Играют.
6.Первичное закрепление во внешней речи.
1.Тренировка в составлении развёрнутого ответа при выполнении роли критика.

2.Тренировка в применении эталона (в парах).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
8.Рефлексия деятельности на уроке -Вы составили эталон «Роль критика», узнали цель и правила критика. Какой следующий шаг ученика на уроке?
Показ отрывка №1 из мультфильма «На задней парте».
(Слайд 13)
-Прочтите высказывание ученика Лейкина из мультфильма.
-Опираясь на эталон «Роль критика», составьте ему ответ с позиции критика. Что делает критик сначала?
-В чём вы согласны с Лейкиным?
-Какой следующий шаг критика? С какого слова он начинается?
-Чтобы вы предложили Лейкину? Начните свой ответ со слова «предлагаю».
-Что делает критик после высказывания своего предложения?
-Попробуйте объяснить Лейкину, почему нужны домашние задания. Начните свой ответ словами «потому что».
-Как вы думаете, достигли вы цели в позиции критика, смогли ли вы помочь Лейкину?
-Посмотрите отрывок из мультфильма №2. (Слайд 14)
-Какую помощь предложила Лейкину его одноклассница?
На доске карточка с высказыванием автора: «Давайте подготовим проект по теме «Мир растений» - и карточки с вариантами слов для ответа на это высказывание с позиции критика. (Слайд 15)
Обратить внимание, что среди карточек есть лишние.
-Предлагаю вам прочитать текст в задании №5 учебного пособия, отметить знаком «+» выполненные правила критика, сделать вывод, достиг ли критик своей цели, и подчеркнуть нужный ответ (Слайд 16).
-У кого есть ошибки? Почему они появились? Исправьте их.
-Кто всё выполнил верно? Молодцы!
-Давайте подведём итог нашего занятия.
-С какой новой ролью при общении вы познакомились?
-Какой результат вы получили?
-Назовите цель критика.
-Какие правила должен соблюдать критик при взаимодействии с автором?
-Что может произойти, если критик не будет соблюдать правила при общении?
-Кому могут пригодиться эти правила?
-Расскажите о сегодняшнем занятии своим родителям, покажите эталон и расскажите о цели и правилах критика. При обсуждении разных тем с родителями старайтесь применять правила критика. А потом при желании расскажите в классе, что у вас получилось.
-Оцените свою работу на занятии в учебном пособии на «Лесенке успеха». (Слайд 17, анимация 1-7).
-Кто хочет назвать выбранные критерии и объяснить свой выбор?
-Дома, на уроках по другим предметам вы обязательно будете применять эталон, который вы сегодня составили. Спасибо вам за активную работу на занятии. -Будем учиться применять новое знание.
Ученики смотрят отрывок.
Читают высказывание.
-Говорит, с чем согласен. (Слайд 13,анимация 1)
-Мы согласны, что гулять очень интересно, что, когда нет домашних заданий, больше свободного времени.
-Далее критик высказывает свои предложения, начиная словом «предлагаю».
-Предлагаю тебе задуматься, я что будет, если постоянно гулять, вспомни, зачем ученику домашнее задание.
-Он объясняет, почему он это предлагает.
Варианты ответов учащихся.
Ответы учащихся.
-Он будет с ней заниматься дополнительно, чтобы успешно сдать экзамен.
Учащиеся в парах анализируют высказывание автора, составляют ответ в позиции критика и проговаривают этот ответ друг другу. Пары могут проиграть свой вариант перед классом, затем проводится проверка по образцу. (Слайд15,анимация 1-4).
Ученики работают самостоятельно. Образец фиксируется на доске или открывается (Слайд 16,анимация 1-4). Далее разбирается ситуация и подводится рефлексия выполнения задания. (Слайд 16, анимация 5-6).
-С ролью критика.
-У нас есть эталон «Роль критика».
-Помочь автору улучшить его мысль.
-Сначала надо сказать автору, с чем из его высказывания он согласен, затем предложить что-то дополнить, уточнить или добавить и обосновать, почему это надо сделать.
-Автор и критик не смогут договориться, значит, не достигнут результата.
-Всем людям, кто общается.
Оценивание работы.
Ответы учеников.