«Слова о полку Игореве»


В основе «Слова о полку Игореве» лежат исторические события: «Слово… » рассказывает о походе на половцев в 1185 году храброго князя небольшого Новгород-Северского княжества Игоря Святославовича. События этого похода происходили следующим образом. Не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь, очертя голову, отправился в дальний поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекие земли у Керченского пролива, когда-то принадлежавшие Черниговскому княжеству. Поход состоялся весной 1185 года, в нем, кроме самого Игоря, участвовали его сыновья и князь Святослав.
Древнерусская литература…     Чем может быть она интересна нам, людям 21 века? Прежде всего, сохранением исторической памяти. В ней же и истоки всей нашей духовной жизни.            В древнерусской литературе можно выделить ряд специфических особенностей, которые определяют несхожесть её с литературой наших дней:1) историзм содержания;2) синкретичность; 3) волюнтативность и дидактичность;4) этикетность форм;5) анонимность;6) рукописный характер повествования и бытования.           В Древней Руси вымысел приписывали дьявольскому наущению, поэтому изображались только те события, которые происходили в действительности и которые были известны автору. Историзм содержания в том и проявляется, что выдуманных героев, событий не было. Все лица, все события, о которых идет речь в повествовании, реальные, подлинные, или же автор верит в их подлинность.            Анонимность присуща прежде всего летописям, житиям, воинским повестям. Автор исходил из мысли, что нескромно ставить свою подпись, когда рассказываешь об исторических событиях или ведешь повествование о жизни, деяниях и чудесах святого. Что же касается проповедей, поучений, молитв, то они чаще всего имеют конкретных авторов, потому что произносить или писать их мог очень авторитетный человек, уважаемый и почитаемый окружающими. Сам жанр проповеди и поучения предъявлял особые требования к автору. Его имя, его праведная жизнь оказывали влияние на слушателя и читателя.             Большое значение в средневековье придавалось форме отношения между людьми, скрупулезному следованию традиции, соблюдению ритуала, детализированному этикету. Поэтому литературный этикет был предопределён мировым порядком и жесткими рамками поведения.             Идеал русской жизни – одеть нагих, накормить голодных, напоить жаждущих, одарить милостью странников, почитать церковников, любить и миловать нищих, сирот, вдовиц, слепых, хромых и больных. Это отношение к жизни показано в произведении Иакова Мниха «Память и похвала князю русскому Владимиру». Иаков Мних называет князя «блаженным» и «треблаженным» и приводит слова Иоанна Златоуста: «От чего узнаём и разумеем святого человека – от чудес или от дел? И сказал: «От дел узнаём, а не от чудес» - много ведь, и волхвы чудес сотворили бесовским образом. Ведь бывают святые апостолы, а бывают лжеапостолы, бывают святые пророки, а бывают лжепророки, слуги дьявола; бывает и такое чудо, что сам сатана преображается в ангела святого. Но по делам узнавайте святого, как и сказал апостол: «Плод же духа любовь, терпение, благоверие, благость, кротость и воздержание. На таковых нет закона».  Человека судят по его делам.
 Автор — настоящий творец слова, он по-своему распоряжается временем. В разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-исторические отступления, вспоминая дела прежних лет. Временные отступления играют здесь художественную роль, они дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Наверное, автору важнее не сами исторические факты, а художественная сторона тогдашних событий. Именно поэтому м «Слово…» рассматривается не как исторический документ, а как художественное произведение. Создатель произведения великолепно владеет словом, умеет использовать устное народное творчество. Он — истинный патриот земли русской. Произведение наполнено ненавистью к половцам. Еще его отличает смелость слова. Автор открыто упрекает князей и советует, призывает их к объединению. И главное — это бессмертная заслуга автора в том, что он сумел в привычные образы и картины вдохнуть ощущение жизни. «Слово…» содержало в себе ростки будущей русской литературы.     Ценность « Слова о полку Игореве» актуальна и по сей день, ведь до сих пор самыми острыми нравственными проблемами остались такие, как объединение и патриотизм.
Феодальная раздробленность Руси 12 века, отсутствие политического единства, вражда князей и, как следствие, слабая оборона Руси давали возможность половцам совершать постоянные набеги, грабить раздробленные княжества. Игорь собирает войско и идет походом на половцев. В итоге русские терпят страшное поражение.Автор рисует образ Игоря как воплощение княжеских доблестей. В походе он действует с исключительной отвагой, исполнен «ратного духа», воинской чести, желания «испить шеломом Дону Великого». Это благородный, мужественный человек, готовый отдать свою жизнь за родную землю. Но тщеславие, отсутствие ясного представления о необходимости единения и совместной борьбы всех князей против врага, стремление к личной славе привели Игоря к поражению.
Композиция произведения не случайна. С каждой частью все больше меняется образ молодого князя. На первый взгляд, структура поэмы достаточно проста: вступление, три части и концовка. Вся поэма снабжена авторскими лирическими отступлениями, посвященными современности и прошлому на Руси.
Вступление посвящено рассказу о певце-сказителе Бояне, который занимался прославлением великих воинов и русских князей. Боян отличался от других певцов тем, что очень любил фантазировать. Автор хвалит своего предшественника, но писать в его стиле не хочет. Создатель «Слова...» решает придерживаться не выдумки, а реальных исторических событий.
В событиях «Слова о полку Игореве» большую роль играет природа. Автор делает ее живым существом, способным страдать и радоваться вместе с героями поэмы, оценивать их поступки. Вся природа, описанная человеком, принимавшим участие в бою против половцев, проникнута любовью к родине. Именно поэтому природа в этом произведении помогает героям, борющимся не за свое личное счастье, а за счастье своей родины.
Когда князь Игорь выступает в поход на половцев, природа как-будто старается удержать его, предупредить об опасности. Об этом свидетельствуют: затмение солнца, крик филина.
С природой связан также образ жены Игоря – Ярославны. Тоскуя по Игорю, тревожась за его войско, она обращается в своих мольбах к природе (ветру, Днепру, солнцу).
Природа страдает вместе с матерью убитого князя Ростислава, горюющей о сыне:
«Цветы почернели от скорби! Дерево в тоске к земле припало!»
Природа помогает и князю Игорю бежать из плена. Она укрывает его от преследователей, и он благополучно возвращается домой.
С природой неразрывно связан каждый образ «Cлова о полку Игореве». Человек, написавший поэму, хорошо знал природу и связывал с ней не только жизнь людей в целом, но и события, происходившие с ними.
Русской литература XVIII века унаследовала от древнерусской возвышенное представление о миссии писателя, искусстве слова, о воспитательном действии книги на сознание граждан и на общество. С помощью классицизма и Просвещения она придала этим историческим особенностям новые формы.
В эпоху классицизма в литературе пафос государственного строительства и преобразований стал основной идеей. На первый план выдвинулись сатирическая критика пороков государства и общества и гражданско-патриотическая поэзия. В гражданской поэзии ода стала центральным жанром. Критическое направление представляли такие жанры, как басня, бытовая комедия нравов, близкая к оде сатира.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве и в литературе XVII-XVIII вв. В классицизме важнейшей чертой было обращение к образцам античного искусства и литературы. Эти образцы считались идеалом эстетического эталона. Основоположниками классицизма в России были Феофан Прокопович, М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский.
Христианские мысли, духовную литературу XIX же века лучше всего передают книги Феофана Затворника. Епископ Феофан - один из самых авторитетных писателей этого направления.
С именем Михаила Васильевича Ломоносова связано становление новой русской литературы. Выдающийся ученый-энциклопедист, преобразователь русского стихосложения и русского литературного языка, пламенный борец за национальную самостоятельность русской науки и культуры, он явился воплощением духовной мощи русского народа.
Огромной заслугой Ломоносова в развитии отечественной мысли является его деятельность, связанная с теоретическим и практическим реформированием российского стихосложения и с разработкой и созданием национальных норм русского литературного языка.
Ломоносов завершает реформу русского стиха, начатую Тредиаковским. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739) Ломоносов теоретически обосновал силлабо-тонический принцип как общий и единый принцип российского стихотворства. Он узаконил трехсложные размеры наряду с ямбом и хореем; ввел не только женские, но и мужские рифмы и даже «тригласные», то есть дактилические; распространил новый принцип на стих любой длины. Все эти нововведения благотворно сказались впоследствии на развитии русской поэзии.
Создал Ломоносов руководство по теории литературы - «Риторику» (1748) и «Российскую грамматику» (1757) – первое научное описание русского языка.
В 1757 году Ломоносов пишет «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», в котором разрабатываются проблемы стиля, поэтического слога, устанавливается природа «речений» в современном живом русском языке и излагается знаменитая теория «трех штилей». К высокому стилю Ломоносов предлагает относить слова, используемые в церковно-славянском языке и общеупотребительные. Посредственный, или средний стиль образуется из слов церковнославянских, малоупотребительных в разговорной речи, но всем грамотным людям понятных. К низкому стилю следует относить слова, отсутствующие в церковных книгах, то есть слова живой, разговорной речи.
Языковая реформа Ломоносова имела огромное значение. Она узаконила использование разговорного языка и была положена в основу разработанной учеными иерархии литературных жанров. В разряд жанров высокого стиля у Ломоносова попадают героические поэмы, оды, прозаические речи «о важных материях»; в разряд жанров среднего стиля – театральные произведения, в которых требуется «обыкновенное человеческое слово», стихотворные дружеские письма, сатира, прозаические описания «дел достопамятных и учений благородных»; в разряд жанров низкого стиля входят комедии, письма, эпиграммы, песни, описания «обыкновенных дел».
1739 год: Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками итатарами и на взятие Хотина (текст)
1743 год: Утреннее размышление о божием величестве (текст)
1743 год: Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (текст)
1746 год: Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Петровны, самодержицы всероссийские,
1747 год: Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни ИмператрицыЕлизаветы Петровны
1747 год: «Я знак бессмертия себе воздвигнул»1747 год: «Ночною темнотою покрылись небеса…»
1747 год: «Лишь только дневной шум замолк…»
1750: Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову (текст)
1761: Ода великому государю императору Петру Фёдоровичу (текст)
1761: Неоконченная героическая поэма о Петре Великом «Петрида» (текст)
Центральной в одах Ломоносова была тема Родины. Ломоносов изображает величие России, обширность территории, обилие природных богатств. Например, в “Оде на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”:
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют; Сокровищ полны корабли Дерзают в море за тобою; Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли.
Что необходимо для процветания и благополучия России? По мнению Ломоносова, это упорный, напряженный труд всех слоев населения. Тема труд а занимает важное место в поэзии Ломоносова. В “Оде на взятие Хотина” 1739) Ломоносов показывает, что победу над Турцией одержал “в труде избранной наш народ”.
С темой труда в творчестве Ломоносова тесно связана тема науки, просвещения, которые способны облегчить “усердный труд”, обогатить народ не только материально, но и духовно.
В “Оде на день восшествия...” поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны!
Г.Р. Державин. Общая характеристика творчества
«Бывший статс-секретарь при императрице Екатерине II, сенатор и Коммерц-коллегии президент, потом при императоре Павле член верховного Совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер», - так начинаются автобиографические «Записки» Державина, над которыми он увлеченно работал в последние годы жизни.
«Хотел парить и не мог... а для того в 1779 году избрал... совершенно особый путь», - вспоминал Державин. Пойти по особому, не ломоносовскому пути - это значило, прежде всего, не писать торжественных од. Поиски новой поэтической манеры, «особого пути» Державин ведет в разных направлениях. Он смело нарушает теорию «трех штилей» и смешивает в своих стихах слова «высокие» и «низкие». Возникает новое поэтическое качество: стихотворный образ превращается в картину, в словесную живопись.
Эти положения можно аргументировать на примере стихотворения «Ключ».
Стремление Державина «живописать» словом получило поддержку в львовском кругу. Поэт сближается с молодыми литераторами Н. А. Львовым, И. И. Хемницером, В. В. Капнистом, художниками В. Л. Боровиковским и Д. Г. Левицким.
Идя по своему «особому пути», Державин обращается к философской проблематике.В конце 70-х гг. XVIII века в русском обществе распространяется учение о религиозно-нравственном самоусовершенствовании и самовоспитании как наиболее действенном пути построения разумного и гармоничного миропорядка.
Гимн Богу, созданный Державиным в оде, есть одновременно и гимн Человеку, выражение веры в его божественную сущность, которая могла бы стать спасительной для современного поэту человечества.
1804-1816 гг. «Анакреонтические песни»
В 1804 году выходит сборник стихов Державина «Анакреонтические песни», в которых воспеваются радости частной жизни, любовь, веселье.
Поэт Державин был близким другом великого полководца Суворова и посвятил ему несколько стихотворений. Одно из них – «Снигирь» (название дается в авторской орфографии). Стихи эти поразили читателей именно суворовским единством простоты и величия. Можно посвятить финальную часть урока обучению выразительному чтению этого стихотворения, обращая внимание на особенности его ритма, цезуру в середине каждого стиха и особенности рифмовки последних стихов каждого шестистишия.
Итог занятия. Произведения Державина по выбору тематики и особенностям поэтического стиля стали художественным открытием в русской литературе конца XVIII - начала XIX века.
Стихотворение настолько "прозрачное", что легче самому написать, прежде чем 22 вопроса по этому стихотворению задавать. Ода - торжественное стихотворение восторженного характера Содержание оды связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла. В оде «Властителям и судиям» Державин гневно осуждает властителей за то, что они нарушают законы, забыв о своем священном гражданском долге перед государством и обществом. Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости и утверждается Державиным в этом стихотворении: Ваш долг – спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н.И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с «Недорослем»? Ведь в «Недоросле», по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П.А. Вяземского, автор «Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит зрителей картины выведенных злоупотреблении и дурачеств, то и тогда внушаемый смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных.      Как бы ни казались нам на первый взгляд старомодны благоразумны герои Фонвизина, исключить их из пьесы невозможно. Ведь тогда в комедии пропадает движение, противоборство добры и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности высокой духовности. «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых из Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон; дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум; хранитель законов, чиновник Правдин. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и манерами речи, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее откровенно выражает позиции непримиримых, в сущности, лагерей. Идеалы героев отчетливо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Вспомним Простакову на уроке Митрофана:     «Простакова. Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делится.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!».     А теперь вспомним сцену, где Стародум говорит с Софьей:     «Стародум. Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить».      Комедия, говоря словами Шекспира, - «несовместимого соединитель». Комизм «Недоросля» ведь не только в том, что госпожа Простакова смешно, колоритно, как уличная торговка, бранится, что любимое место её братца – хлев со свиньями, что Митрофан – обжора: с трудом отдохнув от обильного ужина, он с утра уже пять булочек съел. Это дитя, как думает Простакова, «деликатного сложения», необременено ни умом, ни занятиями, ни совестью. Конечно, смешно смотреть и слушать, как Митрофан то робеет перед кулачищами Скотинина и прячется за спинами няньки Еремеевны, то с тупой важностью и недоумением рассуждает о дверях «котора прилагательна» и «котора существительна».Но есть в «Недоросле» комизм более глубокий, внутренний: грубость, которая хочет выглядеть любезно, жадность, прикрывающая великодушием, невежество, претендующее на образованность.      Комическое основано на нелепость, несоответствие формы и содержания. В «Недоросле» жалкий, примитивный мир Скотининых и Простаковых хочет прорваться в мир благородных, присвоить себе его привилегии, завладеть всем. Зло хочет прибрать к рукам добро действует при этом весьма энергично, разными способами. Александр Радищев был первенцем в семье Николая Афанасьевича Радищева (1728—1806), сынастародубского полковника и крупного землевладельца Афанасия Прокопьевича.
Детство провёл в отцовском имении в сельце  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%BE_(%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D1%83%D0%B6%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)" \o "Радищево (Калужская область)" Немцово Боровского уезда Калужской губернии[4]. В первоначальном обучении Радищева принимал, по-видимому, непосредственное участие его отец, человек набожный, хорошо владевший латынью, польским, французским и немецким языками. Как было принято в то время, русской грамоте ребёнка учили по часослову и псалтырю. К его шести годам к нему был приставлен учитель французского, но выбор оказался неудачным: учитель, как потом узнали, был беглый солдат. Вскоре после открытия Московского университета, около 1756 года, отец повёз Александра в Москву, в дом дяди по матери (родной брат которого, А. М. Аргамаков, был в 1755—1757 годах директором университета). Здесь Радищев был поручен заботам очень хорошего француза-гувернёра, бывшего советника  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D1%83%D0%B0%D0%BD" \o "Руан" руанского парламента, бежавшего от преследований правительства Людовика XV. Дети Аргамаковых имели возможность заниматься на дому с профессорами и преподавателями университетской гимназии, поэтому нельзя исключить, что Александр Радищев готовился здесь под их руководством и прошёл, хотя бы отчасти, программу гимназического курса.
В 1762 году, после коронации Екатерины II, Радищев был пожалован в пажи и направлен в Петербург для обучения в Пажеском корпусе. Пажеский корпус готовил не учёных, а придворных, и пажи были обязаны прислуживать императрице на балах, в театре, за парадными обедами.
Через четыре года, в числе двенадцати молодых дворян, он был отправлен в Германию, в Лейпцигский университет для обучения праву. За время, проведенное там, Радищев колоссально расширил свой кругозор. Помимо основательной научной школы, он воспринял идеи передовых французских просветителей, труды которых в огромной степени подготовили почву для разразившейся через двадцать лет буржуазной революции.
Из товарищей Радищева особенно замечателен Фёдор Ушаков по тому большому влиянию, какое он оказал на Радищева, написавшего его «Житие» и напечатавшего некоторые из сочинений Ушакова. Ушаков был человек более опытный и зрелый, нежели другие его сотоварищи, которые и признали сразу его авторитет. Он служил для других студентов примером, руководил их чтением, внушал им твёрдые нравственные убеждения. Здоровье Ушакова было расстроено ещё до поездки за границу, а в Лейпциге он ещё испортил его, отчасти плохим питанием, отчасти чрезмерными занятиями, и захворал. Когда доктор объявил ему, что «завтра он жизни уже не будет причастен», он твёрдо встретил смертный приговор. Он простился с своими друзьями, потом, призвав к себе одного Радищева, передал в его распоряжение все свои бумаги и сказал ему: «помни, что нужно в жизни иметь правила, дабы быть блаженным». Последние слова Ушакова «неизгладимой чертой ознаменовались на памяти» Радищева.
  Россия XVIII столетия не знала философа, равного Радищеву по обширности и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого он рассмотрел и подверг уничтожающей критике в «Путешествии…» всю самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе.      «Путешествие…», всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, явилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. С присуще ему аналитической глубиной Радищев осветил связь таких явлений, как падение нравственности народа и разврат верхов («нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает и до деревень»), как взаимная зависимость самодержавия и церкви. Он сказал, что узники неволи, власть и острие в руках имеющие», могут быть «наияростнейшими проповедниками ее», что цензура, останавливая шествие мысли, лишает печать ее функции оздоровителя общества. С особенной силой и страстью звучит обличающий голос писателя в главе «Спасская Полесть», где языком прозрачного иносказания нарисовано государство и двор Екатерины II, где царь предстает в одеждах, намокших от крови и слез народных, «первейшим в обществе убийцей, первейшим предателем», «ханжою и пагубным комедиантом».      Наблюдая вакханалию угнетения крестьянства, видя моральную деградацию верхов, Радищев находил опору для оптимистических прогнозов в народе. Мерилом ценности человека становятся в его произведении народные критерии. Не случайно в речи о воспитании юношества, произносимой крестицким дворянином, одним из единомышленников путешественника, выдвигается требование кормиться делом рук своих, что является важнейшей нормой крестьянской морали («Едрово»). Благородство и красота нравственного и физического облика крестьян, их непрерывный труд на благо общества писатель считает залогом будущего великого национального возрождения. Растущее в народе чувство протеста заставляло его восклицать: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Как далеко шел Радищев в своей ненависти к дворянству, видно из следующего его высказывания: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…» Писатель прозревал революцию: «Колокол ударяет, опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…» Оглядываясь на прошлое России и Европы, сравнивая новую историю России, Франции и рабовладельческой Америки, Радищев видел то, чего не видели его современники, - оттого ода «Вольность», включенная в «Путешествие», рисовала крушение тронов, возведение царей на плаху, установление республики.      Враг самодержавия, своим «Путешествием» Радищев выступил и против реакционных течений общественной мысли, которые помогали воспитанию человека-«делателя», отвлекали от социальной борьбы, уводили «в поля бредоумствований» (масонство). Он доказывал, что человек не может быть счастлив, если несчастен мир, обличал трусость зрячих, которая объективно упрочивала власть помещиков-крепостников. Писатель – воплощенная совесть России – видел идеал человека в борце, живущем действительными интересами народа.      Радищев опережал свой век. Книга и имя его озарили перспективу русского освободительного движения на целые десятилетия вперед. Он входит в нашу историю под именем первого русского революционера. И когда произошла Октябрьская социалистическая революция, в Петрограде под обломками ограды Зимнего дворца, бывшей резиденции царей, рабоче-крестьянская власть поставила свой первый памятник: обращенное к невским далям высеченное из камня лицо пророка революции писателя Александра Николаевича Радищева.
Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. Возвратясь в 1771 году в Петербург, он спустя пару месяцев прислал в редакцию журнала «Живописец» отрывок из своей будущей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», где тот и был анонимно напечатан. Через два года был издан перевод Радищева книги  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8,_%D0%93%D0%B0%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE_%D0%B4%D0%B5" \o "Мабли, Габриэль Бонно де" Мабли «Размышления о греческой истории». К этому периоду относятся и другие работы писателя, такие как «Офицерские упражнения» и «Дневник одной недели».
В 1780-х годах Радищев работал над «Путешествием», писал и другие сочинения в прозе и стихах. К этому времени относится огромный общественный подъем во всей Европе. Победа американской революции и последовавшая за ней французская создали благоприятный климат для продвижения идей свободы, чем и воспользовался Радищев. В 1789 году он завел у себя дома типографию, а в мае 1790 напечатал своё главное сочинение, «Путешествие из Петербурга в Москву».