Урок программы Психологическая азбука. Тема занятия: «Самоанализ и саморефлексия. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 1.»


Конспект контрольно-срезового занятия дополнительного образования
по предмету «Психологическая азбука», 1-ый год обучения.
Тема занятия: «Самоанализ и саморефлексия. Сказка о волшебных зеркалах. Часть 1.»
Цель занятия: знакомство с основными составляющими Я-образа.
Задачи:
(направленные на достижение личностных результатов обучения)
воспитание интереса к предмету, уважения к внутреннему миру, коммуникативных качеств личности;
(направленные на достижение метапредметных результатов обучения)
развитие мышления, воображения, наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, делать выводы;
(направленные на достижение предметных результатов обучения)
укрепление интереса к самопознанию, знакомство с основными составляющими Я-образа, развитие самоанализа и рефлексии.
Тип занятия: занятие закрепления знаний.
Место в учебном плане: второе занятие раздела: «Введение в мир психологии». Учащиеся владеют определёнными знаниями о способность к самопознанию и самооценке, получают зачатки личностной рефлексии.
Формы работы: индивидуальная,
Оборудование: ноутбук, презентация, рабочие тетради, цветные карандаши, книга «Сказки о самой душевной науке», система Moodle.
Ресурсы: Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1-м классе. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 144 с. Аржакаева Т.А, И.В. Вачков,, А.Х. Попова. Рабочая тетрадь 1 класс. Психологическая азбука. 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 60 с.: ил.
Планируемые результаты:
Личностные принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;
формирование личностного смысла учения;
проявление самостоятельности в деятельности, оценивание деятельности и поступков;
понимание чувств других людей и сопереживание им, понимание оценки учителя своим и чужим поступкам.
Метапредметные умение анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы);
определение цели, формулировка проблемы;
планирование деятельности;
умение оценить степень успешности достижения цели.
развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;
развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
перенос навыков построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную;.
Предметные овладение знаниями об основных составляющих Я-образа,
развитие самоанализа и рефлексии,
укрепление интереса к самопознанию.
Ход занятия Содержание деятельности ученика
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
мотивировать учащегося к учебной деятельности, посредством создания эмоциональной обстановки.
(Слайд 1.)
- Здравствуй Дима! Я рада видеть тебя!
Сегодня 20 октября. Наше занятие «Психологическая азбука». Зайди на Moodle.
– Каким ты хочешь видеть занятие? (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)
- Поэтому улыбнёмся другу другу. Надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.
Приветствует учителя, контролирует свою готовность к уроку, самостоятельно работает с компьютером и интернетом.
(Информационные компетенции)
Учится слушать и понимать речь других (Отвечая на вопрос, учится оформлять свои мысли, эмоции в устной форме; учится слушать и понимать речь других (коммуникативные компетенции).II. Введение в тему занятия.
Цель:
актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия материала;
актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия: анализ, обобщение;
(Слайд 2.)
- Игра «Это я. Это моё».
«Представь, что к тебе в гости пришёл незнакомый человек, он видит вас в первый раз и поэтому задаёт различные вопросы, чтобы познакомиться. Ты можешь отвечать только жестами: вместо слов «это я» ты указательным пальцем показываешь на себя, а вместо слов «это моё» - прижимаешь ладошку к груди. Если ты отвечаешь «это не я», «это не моё» или «нет» - вертишь головой из стороны в сторону. Отвечать на вопросы словами нельзя – только жестами».
Учитель задаёт вопросы.
Отвечает на вопросы, строит свои высказывания, делает вывод на основе анализа;
(Общекультурные компетенции)
учится слышать, участвует в обсуждении
(Учебно-познавательные компетенции).
III.Работа по теме.
Цель:
организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и укрепляется интерес к самопознанию, составляющим Я-образа,
развитие самоанализа и рефлексии.
(Слайд 3.)
Упражнение «Вопросы».
-Дома ты рисовал новые изображения Кари в волшебных зеркалах. Скажи, в чём состоит волшебство зелёного зеркала? А красного? А синего?
- Давай рассмотрим твои рисунки. Расскажи мне про Кари в каждом зеркале.
- Какой теперь видит себя Кари в зелёном зеркале?
- Какой она представляла себя раньше?
- Какой изображена Кари в синем зеркале?
- Что увидела Кари в красном зеркале? Как ты её представляешь?
- Какой её представлял принц Агор раньше, до встречи с ней?
- Одинаковые или разные получились изображения Кари в зелёном, красном и синем зеркалах?
- В каких двух зеркалах изображения стали похожи? Почему, как ты считаешь?
- Почему стали похожи изображения Кари в зелёном и синем зеркалах?
- Изменилась ли Кари за последнее время? Какой она была раньше и какой стала теперь?
- Изменилось ли её изображение в красном зеркале? Почему?
(Слайд 4.)
Упражнение «Придумай концовку».
Как ты думаешь, какие события ожидают героев сказки о волшебных зеркалах? Можешь нарисовать происходящие с ними события в рабочей тетради на стр. 12.
(Слайд 5.)
Упражнение «Какое зеркало я хочу».
Хотел бы ты иметь такие волшебные зеркала? Если бы можно было выбрать только одно зеркало, то какое из трёх ты бы хотел иметь у себя? Объясни свой выбор. Запиши это в рабочей тетради на стр. 13.
А теперь открой стр. 11 и давай с тобой нарисуем, какой Кари себя увидела в зеркалах после посещения её дома принцем Агором.
Учится оформлять свои мысли в устной форме;
определяет и формулирует ответы, цель изменений, ищет способы достижения цели (Ценностно-смысловые компетенции).
Компетенции личностного совершенствования – на протяжении всего урока.
Учится оформлять свои мысли в устной форме.
(коммуникативные компетенции)
Отвечает на вопросы, опираясь на собственные наблюдения и приобретённые знания.
Строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.
Учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении
(Учебно-познавательные компетенции).
Сравнивает, анализирует, делает выводы.
(Учебно-познавательные компетенции).
IV. Физкультминутка.
Цель:
создать условия для снятия напряжения.
(Слайд 6.)
-Дима, проследи глазками за полётом листочков! А теперь посмотри в окошко.
(Слайд 7.)
- Ещё раз. А теперь посмотри в сторону двери.
(Слайд 8.)
- Посмотри снова на экран. Спасибо. Следит за листочками на слайдах с целью снятия напряжения.
V. Время книги.
Цель:
тренировать способность к самоконтролю, самооценке, самоанализу;
проверить умение применять составляющие Я-образа.
тренировать уважение к внутреннему миру.
- Продолжаем работу по книге. Сегодня дочитаем сказку до конца.
(Слайд 9.)
Однажды в конце обычного празднества принц Агор объявил жителям деревушки, что прощается с ними. Музыка смолкла, прекратились веселье, танцы и смех. Все были расстроены, потому что успели полюбить доброго и благородного принца.
В наступившей тишине Агор сказал:
— Мне очень жаль расставаться с вами. Но срок мой истек, а я не сумел выполнить поручение моей матери-королевы.
— Разве нет у нас достойных невест? — с удивлением и огорчением спросил самый древний старик.
— Есть, но я искал только одну-единственную, чей образ показала мне мать и кому я сразу отдал бы свое сердце. Она должна была быть здесь, но я не нашел ее, — ответил принц.
В эту ночь Кари не смогла уснуть от слез и, выйдя потихоньку из дому, отправилась к берегу моря. Вдруг она увидела людей, и среди них принца, которые шли к скале, чьи уступы уходили в глубь моря. Кари бесшумно последовала за ними. То, что она увидела, поразило и испугало ее.
На самом нижнем уступе скалы, о который бились морские волны, люди остановились, и один из них вбил в трещину в каменной стене большое железное кольцо. К этому кольцу приковали принца Агора, спутав его руки и ноги тяжелыми цепями. Один из сопровождавших принца людей наклонился к нему и с печалью произнес:
(Слайд 10.)
— Прощай, принц. Нам очень больно делать это. Но мы не в силах помочь тебе.
— Прощайте, друзья, — ответил Агор, голос его был тверд, но полон глубокой грусти. — Вы сделали все, что могли. Передайте моей матушке, что я прошу прощения за то, что не сумел выполнить ее наказ.
Люди — а это были спутники принца с корабля — молча покинули мрачную скалу. Агор остался на уступе один. Он прислонился спиной к каменной стене и замер, будто ожидая чего-то. Кари вышла из-за кустов, где пряталась до этого, и бросилась к принцу.
— Я освобожу тебя! — горячо воскликнула она.
— Кто ты? — резко обернулся Агор. — А, Кари! Нет, ты не можешь освободить меня. Скорее уходи отсюда, близится полночь...
— Я не уйду, я помогу!
— Нет! — сурово сказал Агор. — Если ты не уйдешь, то погибнешь вместе со мной. А Дракону нужен только я.
— Дракону? Какому Дракону? Я ничего не понимаю!
— Хорошо, я все объясню тебе, но после этого ты уйдешь. На меня с детства наложено страшное заклятие. В день своего двадцатилетия я должен быть принесен в жертву злому Дракону. Снять это заклятие может только Любовь, моя любовь к одной девушке, чей образ показала мне мать в своем магическом зеркале. Моя мать, королева и волшебница, сказала мне, что я найду эту девушку в вашей рыбацкой деревушке и когда узнаю ее, в тот же миг падут злые чары и с меня снимется страшное заклятие. Я долго искал ее, но не нашел. И теперь я стану жертвой Дракона, а ты должна уйти как можно скорее.
(Слайд 11.)
— Давай вместе убежим отсюда!
— Нет. Заклятие нельзя нарушить, иначе огромные беды обрушатся на все королевство.
— А есть ли еще другой способ спасти тебя?
— Есть... Но это невозможно!
— Скажи мне!
— Нет. Не скажу. Уходи, Кари, прошу тебя.
Кари стояла на коленях рядом с принцем и плакала от своего бессилия. В этот момент что-то мягкое и пушистое потерлось о ее ногу. Это был котенок.
— Принц не скажет тебе, Кари, — промурлыкал он, — потому что не хочет спасения такой ценой. Для снятия злых чар нужно, чтобы жертву Дракону...
Его последние слова заглушили грохот и плеск закипевшей воды. Из черных грозовых туч ударили молнии. Прогремел гром. Из глубины моря поднималось огромное черное тело Дракона, покрытое бронзовой чешуей. Ужасная, уродливая голова повернулась в их сторону и посмотрела на них злобными глазами.
Кари очень испугалась. Она сжалась в комок и замерла.
— Беги, Кари! — крикнул принц Агор, пытаясь встать на ноги — цепи мешали ему.
Девушка очнулась от страха и посмотрела на него. Она любила его. Она знала способ спасти его.
Кари вскочила и бросилась к самому краю уступа, на который летели соленые брызги от рассвирепевших морских волн.
— Вот я! — громко крикнула она. — Бери меня, Дракон, вместо принца Агора!
— Не смей, Кари! — закричал принц и рванулся к ней, разрывая сковывавшие его цепи.
(Слайд 12.)
Она обернулась, и в неровном свете сверкающих молний он увидел ее прекрасное лицо.
— Ты! Это ты! Я узнал тебя! Та самая девушка из волшебного зеркала моей матери! — воскликнул принц Агор.
В тот же миг раздался ужасный рев. Это в бессильной ярости рычал Дракон, который вдруг стал рассыпаться, словно сделанный из песка. Через несколько секунд волны успокоились, перестали полыхать молнии, стих ветер и наступила тишина. Злые чары рассеялись.
А на уступе скалы, взявшись за руки, стояли Кари и принц Агор. У их ног валялись разорванные цепи, а рядом сидел котенок и как ни в чем не бывало облизывал свою шерстку.
— Как же я мог сразу не узнать тебя? — тихо спросил принц.
— Я сама не могла узнать себя в этих зеркалах, — улыбаясь, ответила Кари и достала из кармана три своих драгоценных зеркальца.
— Ах, вот они! Эти чудесные предметы подарила моя мать-волшебница, превратившись в нищенку, той самой девушке, которую я искал, — сказал принц.
Кари держала перед собой три волшебных зеркальца — зеленое, красное и голубое. И во всех трех отражалось одно и то же лицо — прекрасное, доброе и счастливое... Работает самостоятельно. (Самостоятельно читает сказку.)
Оценивает правильность выполнения действия.
Формирует самооценку на основе критерия успешности в деятельности.
(Ценностно-смысловые компетенции)
Учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
(Ценностно-смысловые компетенции, коммуникативные компетенции).
VI. Домашнее задание
(Слайд 13.)
- Подбери 1-2 пословицы или поговорки про лень, запиши их и сделай к ним маленькие рисунки в рабочей тетради на стр. 13.
Слушает, анализирует, выбирает домашнее задание в соответствии с самооценкой (пословицы или поговорки)
(Познавательные, коммуникативные, ценностно-смысловые компетенции).
VII. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
зафиксировать особенности изменения личности девочки в сказке;
оценить результаты учебной деятельности.
(Слайд 14.)
- Что же отражалось во всех волшебных зеркалах в конце сказки?
- Какой увидела себя Кари в них?
- Как ты думаешь, почему так произошло?
- Дима, ты хорошо поработал. А теперь оцени свою работу на уроке.
(Слайд 15.)
Я твоей работой на уроке очень довольна.
Учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Подводит итоги урока.
Формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
(Коммуникативные,ценностно-смысловые компетенции)
Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.