Электив по истории

История династии Романовых.
Составитель Досужева З.Ю.
Пояснительная записка.
Настоящий курс является составной частью предмета «История России».
Программа направлена на изучение конкретных вопросов, проблем, причин возникновения на Руси династии Великих князей Романовых, управляющих Россией с 1613 по1917год.
Программа рассчитана на использование учебного времени в объеме 8 часов в 9 классах и предназначена для углубления знаний по данной теме. Подлинные же события некоторое время старательно замалчивались и искажались. И прежде всего это касается отношений Романовых с церковью, непринятие ими русского национального характера, обычаев русского народа. Дворянская историография обычно обходила «острые углы», замалчивала самые характерные эпизоды этой русофобской борьбы, что велась фактически до начала правления Николая 1.
Основная цель курса: показать, что может отдельная личность играть ведущую роль в истории: ведь волею обстоятельств этим людям вручена была огромная власть над судьбами их подданных; по их желанию начинались войны, проводились реформы, процветали или впадали в нищету народы, их решения отражались на существовании миллионов простых людей. Но с другой стороны на их плечи ложилась огромная ответственность, и обстоятельства порой предъявляли к ним непосильные требования.
Задачи: 1.создать своего рода галерею характеров, в которой каждый государь предстал бы перед учеником не хрестоматийной исторической личностью, а чувствующим человеком со всеми его слабостями, пристрастиями, причудами и привычками.
2. показать тайну расцвета династии Романовых. Лжесвидетельство, предательство, святотатство, - деяния столь характерны для первых Романовых. Начиная с Павла 1, а особенно с Николая1, происходит нравственное преображение Романовых. Последним Романовым удается преодолеть все своеволия, заменив их необходимостью исполнения своего долга.
Программа включает в себя творческие работы, контрольные срезы, итоговое тестирование.
Учебно – тематический план.

Название темы курса
Количество часов

1
Царствование Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича Романовых.
2ч.

2
Правление Петра Великого.
1ч.

3
°Борьба за власть.
1ч.

4
Правление Екатерины Великой.
1ч.

5
Россия при Павле 1 и Александре 1.
1ч.

6
Последние императоры.
1ч.

7
Итоговое занятие.
1ч.

8
Общее количество часов
8 ч.


Содержание программы
Радел № 1.Царствование Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича Романовых. ( 2 ч.)
Окончание Смутного времени. Усиление самодержавной власти. Соборное Уложение 1649г. Церковный раскол.
Раздел № 2. Правление Петра Великого (1ч.)
Двоецарствие. Реформы Петра 1.
Раздел № 3. Борьба за власть (1ч.)
Причины и сущность дворцовых переворотов.
Раздел № 4.Правление Екатерины Великой (1ч.)
Крестьяне в царствование императрицы Екатерины Великой.
Раздел №5. Россия при Павле1 и Александре 1 (1ч.)
Противоречивость характеров и их воздействие на страну.
Раздел № 6. Последние Императоры (1ч.)
Правление последних Романовых. Убийство царской семьи.
Раздел № 7. Итоговое занятие (1ч.)
Методическое обеспечение программы.
В процессе изучения данной программы используются лекции, сообщения, беседы, сравнительные характеристики, работа с видеофрагментами, документами. Противоречивость и сложность многих событий позволяет учащимся дискуссировать, что способствует формированию умений, аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со своими сверстниками.
Литература для учителя.
Подлинная история дома Романовых / Н.М.Коняев.2007г.
Детство, воспитание и лета юности русских императоров. Сост. И.Н.Божерьянов.
Крестьяне в царствование Екатерины Великой./Семевский М.И. 1993г.
Палеолог М. Царская Россия на кануне революции. М., 1991г.


Литература для учащихся.
Сто Великих Монархов. К.В.Рыжов. 2006г.
Сто великих россиян. К.В.Рыжов. 2005г.
Пресняков А.Е. Российские самодержцы./ сост. А.Ф.Смирнов. 1990г.