Статья на тему Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии

Автор: учитель биологии Горбачева М.Л.
Реализация системно-деятельностного подхода
на уроках биологии

Мы живём в сложное, но интересное время - на наших глазах в сфере образования происходят важные изменения. Меняются подходы к обучению, каждый учитель самостоятельно расставляет акценты в методике преподавания, пытаясь найти ответы на вопросы «Что?» и «Как?». Но не менее важно, как мне кажется, планирование результата нашей работы. Не для всех биология станет смыслом жизни, но многим ученикам уроки биологии помогут: найти себя в этом бурном мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе, правильно оценить свои интересы и способности. В связи с этим меняются и требования, и подходы в преподавании биологии: от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности, и, прежде всего, – на основе освоения обобщенных способов учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.
При системно-деятельностном подходе перед учителем стоит задача гораздо более сложная, чем просто «вложить» в ученика определенную сумму биологической информации.
Для того чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний. За время работы я убедилась, что биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика – это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование и лепка, решение логических задач, моделирование и другие.
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения компьютерных технологий.
Работа учителя включает в себя организацию учебного процесса на уровне класса, предмета, организацию инструктажа, управление сетью, индивидуальное наблюдение, индивидуальная помощь, подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием.
Разнообразные формы деятельности на уроках биологии, в том числе и с использованием информационных технологий, позволяют формировать ученикам личный опыт – опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру, природе, жизни, которое необходимо в современном быстро меняющемся мире.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Среди естественнонаучных дисциплин биология по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, рисунки, графики, диаграммы, таблицы и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с текстами, таблицами, схемами, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ) обладает большим потенциалом.
На таких уроках учащиеся оказываются в условиях, требующих от них умения планировать, конспектировать, грамотно вести наблюдения, четко фиксировать и описывать их результаты, обобщать и делать выводы, а также осваивать научные методы познания. Технология такого рода вызывает у учащихся желание работать с различными источниками информации (специальными текстами, отдельными разделами учебника, видеофильмами, учебными электронными пособиями, лекциями и т.д.), побуждает их активнее усваивать новый материал.
В ходе урока учащиеся привлекаются к коллективной, парной и индивидуальной самостоятельной деятельности. Использование этой технологии дает возможность учесть индивидуальные особенности познавательных интересов учащихся.
Основные результаты применения технологии – осознание учащимися ценности совместного труда, овладение умением организовываться и сплачиваться в процессе коллективного решения задач, вместе анализировать результаты изучения темы. Конечная цель – создать такую атмосферу учения, в которой учащиеся активно работают, размышляют над процессом обучения, что-то подтверждают или опровергают, расширяют круг знаний, знакомятся с новыми идеями, обретают правильные представления об окружающем мире.
В долее полном объёме системно-деятельностны подход реализуется на практических работах и во внеурочное время при проведении исследований.
Результатом использования системно-деятельностного подхода служит увеличение интереса к предмету биологии. Ученики ежегодно выбираю экзамены по эти предметам как в форме ГИА (или ЕГЭ), так и в традиционной форме. Повысилась количество детей, участвующих в проектной деятельности. В течение этого года мы приняли участие в следующих конкурсах и конференциях: региональный Юниорский водный конкурс-6-7кл,Наша новая школа региональный конкурс Фармстарт9кл,
Экологический фестиваль7-9кл, Сабанеевкие чтения 11кл,конференция открытие 11кл. В
прошлом году 2 место на Областном экологическом фестивале, 2013-2014г победа в фестивале Золотое кольцо России:Россия против табака.в номинации лучшая статья.

 



















































Заголовок 215