Рабочая программа по столярному делу 7кл. в школе 8 вида.

Министерство образования Иркутской области
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
"Специальная коррекционная школа №1 г.Иркутска"
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей-предметников
руководитель МО________ /Крючкова Е. И ./ _______сентября 2016 г.
СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по УВР
________________ /Обедина Н. Л/
___ сентября 2016 г.
УТВЕРЖДЕНО: Директор ГОКУ «СКШ № 1 г. Иркутска»
____________/Лебедева А.В./
Приказ от __.09.2016 г. № ______


Рабочая программа учителя
Исаева Леонида Георгиевича
по профессионально-трудовому обучению (столярное дело)

7 класс



Срок реализации 1 год



2016 - 2017 учебный год




Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) в 7 классе разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программы(АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) ГОКУ «СКШ № 1 г. Иркутска» и на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы. Сборник 1 / под редакцией В.В. Воронковой – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001г.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках математики, русского языка и др. предметов.
Программа рассчитана на 8 час. в неделю и в год 272 часа.
Цель: Подготовка учащихся к освоению профессий столяра и плотника и выполнению элементарных видов работ
Задачи:
формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
развитие у учащихся общетрудовых умений, то есть умений ориентироваться в трудовом задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работ
воспитание у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности, чувства коллективизма, ответственности за порученное дело, добросовестности, честности, готовности помочь товарищу, работать на общую пользу;
Основной формой организации учебного процесса по предмету «Столярное дело» является – урок, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная работа.

Требования к уровню подготовки обучающихся
       Обучающиеся должны знать:
- материалы, применяемые в столярном производстве; - основные породы, свойства и пороки древесины; - сущность и назначение основных столярных операций; - способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; - назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения; - виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);
- угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение; - способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; - виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение; - контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования; - способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака; - устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами; - устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
- устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
- способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
- инструменты для художественной отделки изделия;
- цвет и текстуру разных древесных пород;
- элементы детали столярного изделия;
- трудовое законодательство;
- виды пиломатериалов;
- материалы, изделия для настилки полов и кровли;
- технологию изготовления оконного блока;
- приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
- основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
- технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
- виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
- элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности; - правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места; - специальную терминологию и пользоваться ею.          Обучающиеся должны уметь: - выполнять столярные работы ручными инструментами; - размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать и сращивать детали; - собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений); - пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями; - рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию; - бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; - подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
- устранять дефекты и пороки древесины;
- изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
- изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
- выполнять черновое и чистовое точение;
- выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
- распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
- организовать рабочее место;
- изготовить модель мебели;
- изготавливать строительные инструменты и приспособления;
- изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
- устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях; - соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Контроль
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.












ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7 класс

№ п/п
Наименование раздела
Всего часов
Количество часов отводимых на работы теоретического характера
Количество часов отводимых на работы практического характера
Количество часов отводимых на работы контрольного характера
Изделие

1 четверть с 01.09.2016-28.10.2016 (8 недель 2 дня)- 72часа


Введение
2
2






Фугование
20

6

14


Сиденье для табурета.


Хранение и сушка древесины
6
3
3




Геометрическая резьба по дереву

20
4
14
2
Доска для резки продуктов.


Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
8
2
6




Практическое повторение
12

12

Разделочная доска


Самостоятельная работа
4


4


II четверть56 часа


Вводное занятие
2
2





Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4
12
2
10

Табурет. Подставка для цветов


Непрозрачная отделка столярного изделия
8
3
5




Токарные работы
16
6
10

Городки.


Практическое повторение
14

14




Самостоятельная работа
4



4


III четверть 80 часов


Вводное занятие
2
2





Обработка деталей из древесины твердых пород
20
6
14

Ручки для молотка, стамески


Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2
20
5
15

Рамка для портрета.


Круглые лесоматериалы
8
3
5




Практическое повторение
26
4
22

Соединение УК-2
табурет, рамка


Самостоятельная работа
4


4


IV четверть 64 часа


Вводное занятие
2
2





Угловые ящичные соединения
УЯ-1 и УЯ-2
18
6
12

Ящик для стола, аптечка.


Свойства древесины
8
4
4




Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки
16
5
11

Ручка для ножовки


Практическое повторение
14

14

Ручка для ножовки


Самостоятельная работа
6
2

4





69
165
18


Итого 272 часа










Календарно-тематическое планирование 7 класс


п/п
Наименование темы урока
кол час
Дата

I четверть с 01.09.2016-28.10.2016 (8 недель 2 дня) - 66 часа



Водное занятие
2
01.09.


Фугование - 20 часов




Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Правила безопасной работы при фуговании.
2
05.09



Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы.
2
06.09


Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требование к заточке.
4
07.09
08.09


Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе.
2
12.09



Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Фугование кромок делянок.
4
13.09
14.09


Склеивание щита в приспособлении.

2
15.09


Строгание лицевой пласти щита.
Заключительная проверка изделия.
4
19.09
20.09


Хранение и сушка древесины – 6 часов




Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка.
2
21.09


Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
4
22.09
26.09


Геометрическая резьба по дереву - 20 часов




Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы.
4
27.09
28.09


Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
2
29.09



Выбор и разметка рисунка.
2



Нанесение рисунка на поверхность изделия.
2
03.10


Крепление заготовки (изделия).
2
04.10



Вырезание узора.
2
05.10



Крепление заготовки (изделия).
2
06.10



Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием.
4
10.10
11.10


Непрозрачная отделка столярного изделия -8 часов





Подготовка поверхности, удаление дефектов

2
12.10


Шпаклевание трещин вышкуривание

2
13.10


Подготовка поверхноси к покрытию лаком

2
17.10


Покрытие поверхности лаком
2
18.10


Практическое повторение – 10 часов




Изготовление и украшение разделочной доски.

2
19.10



Разметка и выпиливание по контуру

2
2
20.10
24.10


Выжигание рисунка. Правило Т.Б.
2
25.10


Выжигание рисунка. Правило Т.Б.
2
26.10





Самостоятельная работа - 4 часа




Украшение геометрической резьбой, ранее изготовленных изделий.
Покрытие изделия лаком

4
27.10
28.10


II четверть с 07.11.16-29.12.16 (7 недель 4 дня) - 56 часа




Вводное занятие
2
07.11


Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4 -12 часов




Понятие шероховатость обработанной поверхности€° детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение.
2
08.11


Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком.
2
09.11


Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
2
10.11


Соединение УК-4: применение, конструктивные особенности. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева. Анализ чертежа соединения.
2
14.11


Разметка соединения УК-4. Долбление глухого гнезда. Изготовление шипа. Спиливание шипа на полупотемок. Сборка соединения на клею.
4
15.11
16.11


Непрозрачная отделка столярного изделия – 8 часов




Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
4
17.11
21.11


Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
4
22.11
23.11


Токарные работы -16 часов




Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
4
24.11.
28.11


Токарные резцы для черновой обточки и чистового точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение. Основные правила электробезопасности.
4
29.11
30.11.


Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку.
4
01. 12
05.12


Черновая и чистовая обработка цилиндра.
Шлифование шкуркой в прихвате. Отрезание изделия резцом.

4
06.12
07.12


Практическое повторение – 16 часов




Выполнение изделий для школы.




Изготовление швабр
2
08.12


Изготовление ручки
2
12.12


Разметка и сверление отверстия
4
13.12
14.12


Сборка швабры. Проверка качества
4
15.12
19.12


Ремонт столов
2
20.12


Ремонт стульев
2
21.12


Ремонт спортивного инвентаря
4
22.12
26.12


Самостоятельная работа -6 часа




Изготовление изделий, содержащих точеные детали
2
27.12


Изготовление скалки
2
28.12


Шкурение детали
2
29.12


III четверть с 09.01.17 -17.02.17(6 недель) с 27.03- 24. 03.17 (4 недели) 80 часов




Вводное занятие
2
09.01


Обработка деталей из древесины твердых пород – 20 часов




Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень.
4
10.01
11.01


Технические характеристики каждой породы.
2
12.01


Твердость, прочность
2
16.01


Обрабатываемость режущим инструментом.
2
17.01


Резец столярного инструмента:

4
18.01
19.01


угол заточки и заточка ножа
2
23.01


Убрать заусенцы нвстроить рубанок изделать пробное строгание
2
24.01


Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
2
25.01


Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 -20 часов




Применение бруска с профильной поверхностью. Инструменты для строгания профильной поверхности. Механическая обработка профильной поверхности.
4
26.01
30.01


Устройство и назначение зензубеля, фальцгобеля.
2
31.01


Угол заточки и заточка ножа
2
01.02


Правила безопасной работы зензубелем и фальцгобелем.
2
02.02


Изготовить брусок для изготовления детал и.
2
06.02


Разметка и строгание фальца фальцгобелем
4
07.02
08.02


Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями.
2
09.02


Приемы разметки соединения деталей с профильными поверхностями.
2
13.02


Круглые лесоматериалы – 8 часов




Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых материалов. Способы распиловки бревен. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию.
4
14.02
15.03


Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека.
4
16.02
27.02


Практическое повторение – 26 часов




Изготовление табурета,




Подбор материала, строгание брусков в размер.
2
28.02


Разметка скосов ножик. строгание.
2
01.03


Разметка ножик по длине и торцевание по длине.
2
02.03


Разметка гнезда проушины.
2
06.03


Долбление гнезда проушины и царги.
2
07.03


Изготовление шипа царги.
2
09.03


Выпиливание шипа царги.
2
13.03


Разметка крышки табурера и выпиливание.
2
14.03


Обработка кромки крышки.
2
15.03


Сборка изделия
4
16.03
20.03


Обработка изделия и покрытие лаком.
2
21.03


Самостоятельная работа – 4 часа




Изготовление изделий, содержащих точеные детали.

4
22.03
23.03


IV четверть с 03.04. 2017 -25.05.2017; (7недель 4 дня) - 64 часов




Вводное занятие
2
03.04


Угловые ящичные соединения – 18 часов




Угловое ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1
4
04.04
05.04


Соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение.
4
06.04
10.04


Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
4
11.04
12.04


Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону.
2
13.04


Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
4
17.04
18.04


Свойства древесины -8 часов




Древесина: внешний вид, запах, микроструктура, влажность, усушка и разбухание, плотность, электро- и теплопроводность.
4
19.04
20.04


Основные механические свойства (прочность на сжатие с торца и пласти, растяжение, изгиб и сдвиг), технологические свойства (твердость, способность удерживать металлические крепления, износостойкость, сопротивление раскалыванию).
4
24.04
25.04


Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки- 16 часов




Выпуклая и вогнутая поверхности. Сопряжение поверхности разной формы. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия.
4
26.04
27.04


Сверло: виды, пробочное бесцентровое, спиральное с центром и подрезателями, цилиндрическое спиральное с конической заточкой, устройство. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла.
4
01.05
02.05


Обозначение радиусных кривых на чертеже. Соотношение радиуса и диаметра.
4
03.05
04.05


Разметка деталей криволинейной формы с помощью циркуля и по шаблону. Разметка центров отверстий для высверливания по контуру. Обработка гнезд стамеской и напильником.
4
08.05
09.05


Практическое повторение -14 часов




Подбор пиломатериала для полочки.
2
10.05


Разметка боковой стенки
2
11.05


Строгание заготовки.
2
15.05


Разметка донышка полки, строгание.
2



Разметка отверстий под шуруп. Т.Б. при сверлении. Сверление отверстий.
2
17.05


Сборка изделия.
2
18.05


Покрытие изделия лаком. Т.Б при работе с лаком.
2
22.05


Самостоятельая работа – 6 часов




Изготовление 3-4х изделий по выбору.
6
23.05
24.05
25.05

Итого 272




Учебно-методическое обеспечение
1.Столярное дело 5-6 класс. Б.А.Журавлёв М., «Просвещение» 1992
2.Столярное дело 7-8 класс. Б.А.Журавлёв М., «Просвещение» 1993
3.Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В.
Воронковой М Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
4. Для преподавателей: Технология поурочное планирование. Жадаев Ю. А. Учитель,2007

Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Лист корректировки рабочей программы
Дата
Название
Раздела,темы.
Дата
проведения
по плану
Причина
корректировки
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту






































































































Приложение:


Входной тест по столярному делу ученика 7класса
___________________________________________________
Фамилия, имя


1. Назвать устройство фуганка?
а) колодка, двойной нож, вставка, клин, ручка
б) колодка, нож, клин, передняя и задняя ручка
в) колодка, нож, клин, ручка

2. Какой инструмент предназначен для строгания древесины?
а) стамеска, рашпиль, рубанок, фуганок
б) фуганок, рубанок, шерхебель
в) угольник, карандаш, рейсмус

3. Назвать правила безопасной работы при работе фуганком?
а) держать одной рукой, острожку выполнять в заднем зажиме
б) переносить в опущенной руке, разборку-сборку проводить над партой
в) разборку-сборку проводить над верстаком, переносить в опущенной руке

4. Деревянный щит состоит из?
а) реек
б) дощечек
в) делянок

5. Прочность склеиваемых деталей зависит от?
а) толщины клея
б) точности подгонки и прочности сжатия деталей
в) влажности древесины

6. Назвать виды клея природного происхождения?
а) синтетический, глютиновый
б) костный, казеиновый, синтетический
в) костный, мездровый, казеиновый

7. Назвать виды сушки пиломатериала?
а) в бане, на солнце
б) естественная, искусственная
в) солнечная, камерная

8. Для чего в штабеле нужны прокладки?
а) для выравнивания досок
б) для проветривания
в) что бы доска оставалась влажной

9. Назвать правила хранения пиломатериала?
а) перед хранением необходимо окорить древесину
б) штабель сложить на высоте 10 см от земли
в) пиломатериал укладывать в штабель сухим

10. Для чего необходимо правильно хранить пиломатериал?
а) материал не трескается, не коробится, не гниёт
б) чтобы материал увлажнился
в) придать пиломатериалу красивый вид

11. Где быстрее сохнет пиломатериал?
а) под навесом
б) в сушильной камере
в) в штабеле

12. В чем преимущество естественной сушки?
а) быстрота сушки
б) лучшее качество пиломатериала
в) простота сушки

13. Назвать виды художественной резьбы?
а) плоская, контурная
б) рельефная, плоская, контурная, круглая, ажурная
в) рельефная, плоская

14. Назвать разновидности плоской резьбы?
а) контурная, прорезная
б) рельефная в) круглая




15. Назвать инструмент для геометрической резьбы?
а) уголок
б) плоская стамеска
в) косячок

16. Что запрещено при работе лаком?
а) работать на свежем воздухе
б) работать в непроветриваемом помещении
в) мыть руки с мылом после работы

17. Какие правила необходимо соблюдать при строгании рубанком?
а) строгание выполнять вдоль верстака
б) строгать незакреплённую заготовку
в) рубанок держать одной рукой


18. К какому виду отделки относится резьба?
а) прозрачная отделка
б) декоративная отделка
в) художественная отделка

19. Что необходимо учитывать при разметке заготовок?
а) припуск на обработку
б) прямолинейность пиломатериала
в) длину пиломатериала

20. Какой инструмент относится к разметочному?
а) рашпиль, угольник
б) рейсмус, ножовка
в) угольник, рейсмус
















[Введите текст]






13PAGE 14415


13PAGE 14515









}ђ Заголовок 1 ђ Заголовок 315