Доклад Использование информационно-коммуникативных технологий


Доклад на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.»Подготовила учитель начальных классов
Джанхот А.Р.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. 21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Информационная деятельность и информационные технологии стали неотъемлемой частью всех видов деятельности.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка) обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза; обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Цель: повышение мотивации и результативности обучения, с использованием ИКТ в педагогической деятельности учителя начальной школы.
Задачи:
повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ, интегрированных уроков;
воспитывать у обучающихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета;
вырабатывать умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
стимулировать самостоятельность у обучающихся при подготовке к урокам, заочным олимпиадам, проектно-исследовательской деятельности.
Этапами реализации данной концепции являются:
Подготовительный этап, позволивший мне Выбор и теоретическое осмысление темы исследования, анализ изученной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по данной проблеме. Я поняла, что достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам:
Техническим: быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактическим: создание эффекта присутствия, у обучающихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность обучающихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
Технические (умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения)
Методические (умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников)
Технологические (умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе)
Деятельностный этап:
Внедрение ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
В процессе обучения.
Во внеклассной работе.
В проектно-исследовательской работе.
В методической работе учителя.
Работа с ресурсами Интернет:
Участие во Всероссийских конкурсах для обучающихся («Русский медвежонок», «Кенгуру»); участие в профессиональных конкурсах.
Участие в работе сетевых профессиональных сообществ: http://k-yroky.ru/load/68-1-0-1497; http://pedsovet.org; http://pedsovet.su/index/0-26.
Я считаю, что компьютер - важное звено в обучении. ИКТ помогают оживить уроки, выступают в роли яркого наглядного образа, позволяющего малышам лучше усвоить программный материал. Ребятам нравится учить сказочных персонажей, исправлять ошибки, помогать выходить из трудных ситуаций героям, предлагать свои пути решения, при этом дети непринуждённо общаются, не боятся высказать своё мнение или принять другое обоснованное решение.
Возможности ИКТ:
создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);
создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
создание текстовых работ;
обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Использование компьютера на уроках создаёт благоприятную обстановку, способствует развитию каждого ребёнка на своём уровне, усиливает мотивы учения, развивает индивидуальные особенности детей, повышает активность и инициативность, эмоциональность, обеспечивает интеллектуальное развитие детей, формирует навыки самообразования и самоконтроля, снижает дидактические затруднения у школьников. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
усиление интенсивности урока;
повышение мотивации учащихся;
мониторинг их достижений.
Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. Я считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит вполне естественным с точки зрения ребёнка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.
Каждый учитель начальных классов знает, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Учитель – профессия творческая. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне, как учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Учитель чаще выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Трудно представить себе современный урок без использования ИКТ.
ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:
Для обозначения темы урока.
В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
Для контроля учащихся.
Применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.
Основные типы уроков, используемые при обучении с ИКТ - это комбинированные, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки контроля. Важно отметить, что на уроке реализуются 3 формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно пассивны или расторможены на уроках, становятся внимательнее, активнее высказывают свое мнение, рассуждают. “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Особенно интересно можно использовать мультимедиа технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным:
обычная иллюстрация;
использование анимации в слайдах;
мультимедиа – панорама
(более интересный приём наглядности).
Презентации не только делают уроки наглядными, повышают интерес к предметам, но и развивают умственную активность, учат грамотной научной речи, расширяют кругозор, включают детей в активную поисковую деятельность. Наиболее часто я использую презентации на уроках математики, русского языка и окружающего мира. Огромную помощь в подготовке и проведении уроков по разным предметам и классных часов мне оказывает мультимедийный диск «Уроки Кирилла и Мефодия». В котором материал представлен в виде интерактивных упражнений и состоит из теоретического и практического разделов. При разработке презентации учитывается, что она:
быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
усиливает воздействие выступления.
Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Очень эффективными могут быть тесты, которые являются одним из методов современных педагогических измерений, кроссворды, разработанные в программе Microsoft Office Word. Преимущества тестов по сравнению с другими возможными формами контроля сводятся к тому, что все обучающиеся при тестировании находятся в равных условиях, что позволяет объективно сравнивать их деятельность.
В своей работе я часто применяю ИКТ. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира. Свои первые уроки- презентации я создавала при помощи программы Power Point. Эти уроки помогли моим второклассникам совершить увлекательные виртуальные путешествия по «Этажам леса», «своими глазами» увидеть животный и растительный мир леса. На уроках русского языка мы используем возможности специальных программ, которые позволяют проверить знание словарных слов, проводим тестирования по изучаемым темам. На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем – задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче.
Одной из наиболее трудных тем для обучающихся 1классов является знакомство с задачами. Презентации с анимационными картинками помогают в увлекательной форме познакомить с понятием «задача». Ребята самостоятельно придумывали условие задачи, называли своих сказочных героев, рассказывали, что с ними происходит. Дети, которые отличались замкнутостью, смогли свободно высказаться, предлагая свой тип задачи и новый способ решения. В начальной школе очень важно сформировать навыки быстрого устного счёта. Такие игры, как «Круговые примеры», « Заполни пустые окошки», «Волшебные квадраты» позволяют не только за короткий промежуток времени проверить вычислительные навыки, но и помогают развивать внимательность, воображение, фантазию.
Продуктивность таких уроков очень высока. Так же использую современные информационные технологии и в работе с одарёнными детьми. Это поиск информации по теме исследовательской работы, подготовка презентации, буклетов. Одно из направлений применения ИКТ в реализации воспитательной системы класса - проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование средств ИКТ позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное позволяет привлечь к их организации большее количество обучающихся, их родителей.
Диагностический этап, на котором проведены психолого-педагогические исследования в классе, которые показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя и является мотивом активной деятельности и всего обучения.
Включение в урок новых средств обучения, позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, разнообразить процесс обучения. Повышается активность учеников. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету. Уроки с использованием информационных технологий расширяют и закрепляют полученные знания, в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
Анализируя различные аспекты использования современных информационных технологий начальной школе можно выделить следующие:
первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”);
второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.
В своей работе я использую компьютер во всех трёх аспектах, как средство обучения на различных уроках. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам.
Благодаря компьютеру дети на уроках получают наглядную информацию в виде видеофрагментов, фильмов о природе и окружающей жизни. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Поэтому, для меня получилось совершенно естественно внедрение этих средств в свои уроки. Главное – возникла положительная мотивация усвоения знаний, пробудился интерес у детей к познанию нового.
Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.
Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения. Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях современного общества.
С какой целью я использую презентации?
Во-первых, презентация - это представление чего-либо нового, она представляет сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую систему. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации.
Во-вторых, презентация - это новый вид работы, применяемый в школе на уроках. Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и запоминает, когда видит на экране. «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать» гласит пословица.
В-третьих, презентация помогает учителю при проведении уроков, мероприятий, защиты проектов, исследований. Можно показать и рассказать о красоте, о любом авторе произведения, о памятниках архитектуры. Мы ведь живём далеко от нашей столицы. Как передать детям красоту этого города, её величие, её достопримечательности? Конечно, в этом помогают презентации. Учат детей грамотной научной речи, развивают кругозор, дают ясное и чёткое восприятие действительности.
Что это дает мне, как учителю?
Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Следовательно, не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.
Что это дает моим ученикам?
С раннего возраста мы должны развивать коммуникативные компетенции, а значит развивать знание языков, способы взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. Достичь результатов развития коммуникативных компетенций мне помогают презентации. В подготовке к проекту информацию ищут ребята в разных источниках. Например, мы проходим тему: «Экологическая система». За это время ребята делятся на пять групп, каждая из которых получает своё задание. Первая группа: экосистема озера, вторая – экосистема болота, третья – экосистема луга, четвёртая - экосистема поля, пятая – аквариум маленькая искусственная экосистема. Ставим проблему: Что происходит с экосистемой, если круговорот замкнут не полностью? Обучающиеся с удовольствием начинают работу. Я, как участник проекта и как учитель, старалась всё делать так, чтобы дети думали, что делают, придумывают они всё сами. Я незаметно сопровождала их в деятельности, позволяя им идти впереди, помогая им, если они просят. Защита проходит в компьютерном классе перед аудиторией учащихся. В ходе защиты снимаю выступление на видеокамеру, чтобы обучающиеся могли увидеть себя со стороны, найти, проанализировать и исправить свои недостатки. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый обучающийся шёл путём открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Следовательно: презентация открывает возможности формирования жизненного опыта; стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации самовыражении; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир; реализует принцип сотрудничества обучающихся и взрослых, сочетая коллективное и индивидуальное; ведёт учащихся по ступенькам роста личности; вызывает интерес к предмету; учит общаться; развиваться интеллектуально.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ:
Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Не смотря на широкое использование в учебном процессе компьютерных технологий, нельзя забывать о требованиях СанПиНа к ограничению по времени при работе младших школьников с техническими средствами. Не стоит так же слишком увлекаться ежедневным применением компьютера, т.к. это снижает интерес детей к данному виду работы. Надо разумно подходить к этому вопросу и грамотно распределять учебные часы базовых предметов начальной школы для работы с информационно-коммуникационными технологиями. При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Анализируя представленную концепцию, можно сделать вывод, что использование информационных технологий способствует развитию у младшего школьника:
логического, творческого, критического мышления;
способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
способностей к самопознанию и самопониманию;
эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
информационной компетентности.
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала учащийся за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.
Результаты показывают, что обучающиеся с удовольствием учатся, повысился интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило тезис:
созданию благоприятных педагогических условий для развития индивидуальности младшего школьника, его интеллектуального и творческого потенциала способствует реализация развивающего потенциала информационно-коммуникационных технологий.
Подведем итог.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает учителю начальных классов экономию времени на уроке; глубину погружения в материал; повышенную мотивацию обучения; интегрированный подход в обучении; возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию обучающихся, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
Динамика качества знаний положительная. Познавательный интерес на уроках высокий, это доказывает то, что многие дети участвуют в школьных и районных олимпиадах, занимают призовые места, выступают на научных конференциях, готовят презентации, создают мультимедийные игры, участвуют в разработках проектных уроков. Именно такие показатели побуждают и стимулируют обучаемых.
Результаты и достижения инновации положительно влияют на жизнь учреждения, на базе школы проводятся мастер-классы, открытые уроки и семинары по проблемам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс начальной школы.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный урок. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется актуальным и перспективным, а обучение школьников начальных классов представляется целесообразным. ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.