Программа Краеведение как форма воспитания патриотизма

МБОУ «Гимназия г. Навашино»


















Программа по краеведению
«Краеведение как форма воспитания патриотизма»














Выполнил:
Учитель начальных классов
МБОУ Гимназия г. Навашино
Веснина Марина Владимировна



Содержание

Введение..3
Глава 1. Устное народное творчество...6
Пословицы и поговорки...6
Загадки и их составление....14
Сказки17
Глава 2. Из старины глубокой.22
2.1 Устаревшие слова23
2.2 Как одевались на Руси25
Глава 3. Если скажут слово «Родина»27
3.1 Край родной на век любимый. Драгоценное наследие28
3.2 Городок под названьем Навашино...32
Заключение..35
Литература....................................................................................................37
Приложения




























Введение

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости этого доказывать.
Д.С. Лихачев

Школьный учитель Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Об этом сегодня много пишут и говорят. Учитель в ответе за своего ученика, а значит, за будущего полновластного гражданина своей страны.
Ребенок, делая первые шаги, чувствует поддержку матери и с каждым новым движением все большую уверенность. Так и школьный учитель должен тонко чувствовать своих учеников, бережно поддерживать их, когда они делают свои, первые шаги в прекрасный мир краеведения. А ведь первые шаги – самые ответственные, самые трудные.
В последние годы в связи с изменением сознательно-экономических условий, наступлением массовой культуры, обозначилась актуальность гражданско-патриотического воспитания. Современная действительность – это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей, стремительное окружение идеологической системы недавнего прошлого диктуют необходимость развивать у подрастающего поколения интерес к исторической личности. Лучше начинать это в младшем школьном возрасте.
Почему редко можно увидеть огонек в глазах молодого поколения и чувство гордости, когда речь заходит о родном крае? Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить те пробелы в воспитательной работе, которые возникли в последнее время. Данная программа является комплексным обобщением элементов краеведения в таких предметах как история, география, естествознание, литература. Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании. Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой. Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда. (Это свой микрорайон, административный район города, город). Цель системы краеведческого образования – создать условия для духовно– ценностной и практической ориентации ученика в окружающем микромире (городе, деревне, области), содействовать развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности. Организация достижения этой цели определена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей. 1. Начальная степень – пропедевтический курс, который способствует осознанию ребенком важности окружающего его макромира. 2. Внедрение краеведения в другие учебные дисциплины. 3. Целенаправленная внеклассная и внешкольная работа. 4. Связь с социосредой (родителями, учреждениями района, города). Для чего изучается свой край в начальной школе? Именно в ней закладываются основы познавательного интереса к изучению города (села), окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу для духовно– ценностной и практической ориентации ребенка). Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с макромиром (например: дом – наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.). В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи: 1. Воспитание любви к малой Родине. 2. Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом). 3. Развитие логического мышления, речи, памяти. 4. Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты. 5. Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию. 6. Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.
Тема патриотизма - ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.

Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть самодостаточным в будущем – эта мысль проста и понятна всем. К сожалению, на практике мы постоянно сталкиваемся с обратным. Достижение современности так быстро и активно входят в повседневную жизнь любого ребенка, что быт не только далеких предков, но и поколений еще живущих людей является для него тайной за семью печатями. А вместе с этим теряется значительный пласт родного языка, культуры, морально-этических воззрений русского народа.
Краеведение – многоплановая дисциплина. Растет интерес к истории России. Внимание к проблемам изучения родного края не ослабевает. При этом краеведение представляет немалые возможности для расширения общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания и формирования личности гражданина.
Краеведение – это школа открытия родного края, его культуры и традиций. Д.С.Лихачев говорил, что «краеведение учит любить не только родные места, но и знания о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. По мнению Д.С.Лихачева, краеведение – это «самый массовый вид науки: в сборе материалов могу принять участие и большие ученые и школьники».
Патриотическое воспитание – непрерывный процесс воздействия на сознание и чувства ребенка, поэтому важно объединить усилия в патриотическом воспитании подрастающего поколения, что будет способствовать формированию активной любви к Родине, необходимых гражданских качеств.
Актуальность:
На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Гипотеза:
При наличии адаптированной системы обучения краеведению, когда учитываются все аспекты: возрастные особенности, условия, интересы, возможно привить ребенку:
- творческое отношение к жизни;
- мысли о взаимосвязи собственного развития и развитие родного края;
- знания, основанные на традиции, истории, культуре родного края, послужат опорой для воспитания бережного отношения к экологии родного края.
Цели:
Заложить основу:
- знаний о родном крае, о традициях, культуре, истории народа;
- умений и навыков бережного отношения к окружающему миру;
- творческого подхода к полученным знаниям;
- любви и преданности родным местам.
Задачи:
Образовательные:
-познакомить с достопримечательностями родного края;
- углубить и расширить знания о родном крае;
- повысить мотивацию интереса к окружающему миру;
- создать условия для развития интереса к прошлому, настоящему и будущему Родины, одного края, к национальным корням;
- учить детей находить, хранить и передавать эти традиции последующим поколениям.
Развивающие:
- развивать познавательную активность и творческие способности учащихся; память, мышление, восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к изучению истории своей страны;
- воспитывать чувство национальной гордости и любви к своей Родине;
- воспитывать бережное, трепетное отношение к историческому наследию России, любознательность и пытливость в процессе учения.
ЦЕЛЬ:
Становление высоконравственной личности, уважающей традиции и знающей своё историческое и культурное прошлое своего народа, Отечества.

ЗАДАЧИ:
- приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим ценностям;
- формирование чувства настоящего хозяина земли, патриота своей страны .

Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Для того чтобы оно возникло, человек должен овладеть понятием «Родина», получить знания об истории и культуре своей страны и крае. Формирование таких знаний происходит по нескольким разделам:
Устное народное творчество


Если скажут слово «Родина»


Из старины глубокой


Как одевались на Руси


Край родной на век любимый. Драгоценное наследие


Городок под названием Навашино


Сказки


Пословицы и поговорки


Загадки


Устаревшие слова


















I раздел: Устное народное творчество
Устное народное творчество – это мир, который открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе и родной земле. Оно воплощено в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, загадках, пословицах и поговорках, потешках и т.д.
Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с этих основ.
Особенно привлекает и то, что ребёнок может стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, разгадывать загадки сказочных героев все эти возможности предоставляет знакомство с народной культурой, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
Привлекателен и языковой аспект. В то время , как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения устного народного творчества дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи.
Цель: Расширение знаний учащихся об устном народном творчестве.
Задачи:
Учить детей ценить и беречь народное наследие.
Развивать творческие способности учащихся при составлении загадок и сказок.
Воспитывать любовь к народному творчеству.


Пословицы и поговорки
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературному чтению, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках литературного чтения, русского языка.
Однако отсутствие методических разработок и указаний по этому вопросу не позволяет учителю в полной мере использовать этот богатейший материал.
В настоящей работе рассказывается о том, как можно организовать занятия с пословицами, какие виды работы в данном случае возможны, как следует использовать народные изречения при изучении русского языка в целях лучшего усвоения учащимися орфографии и грамматики, в целях развития и обогащения речи учащихся.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».
B 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
Учащиеся начальной школы заводят специальные тетради или альбомы, в которые они выписывают пословицы и поговорки.
Особое внимание в начальной школе следует уделять художественному оформлению тетрадей с пословицами и поговорками. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать художественную открытку, раскрывающую содержание пословицы. Например, ученик 3 класса к пословице Азбукак мудрости ступенька подобрал открытку, на которой изображена девочка, обучающая азбуке плюшевого мишку, а пословицу Ученье свет, а неученье тьма написал под репродукцией известной картины Богданова-Бельского «У дверей школы».
Художественная иллюстрация может относиться не только к одной какой-либо пословице, но и к нескольким, объединенным одной темой. Так, ученик 3 класса к пословицам: Не бойся работы пусть она тебя боится; Труд, труд и труд вот три вечных сокровища; На свете самое большое богатствотруд; Слаще всех плодов плод честного труда; Больше науки умнее руки, подобрал открытку «Маленький мастер» художника Скверина.
К некоторым пословицам учащиеся сами могут сделать рисунки. Например, к поговорке Спасибо, мороз, что снегу нате они могут нарисовать, как дети катаются на санках, коньках или играют в снежки.
Чем разнообразнее художественное оформление альбома с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.
Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на тему, по которой учащиеся должны найти и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице альбома. Учащимся дается задание: подобрать одну-две пословицы по этой теме. Опыт показывает, что учащиеся легко справляются с заданием и собирают богатый и разнообразный материал, который в дальнейшем учитель может использовать как на уроках чтения, так и «а уроках русского языка. Найденные учениками пословицы читаются на одном из уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.
Затем дается новая тема, по которой также подбираются пословицы.
Время от времени, учитывая содержание рассказов, с которыми учащиеся знакомятся в классе или дома, а также характер изучаемого' материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.
В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно, сразу назвать все предполагаемые темы. В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся в каждом отдельном случае. В качестве примера можно рекомендовать следующие темы для альбома с пословицами:
3 класс1) времена года; 2) явления природы (снег, дождь мороз, ветер и др.); 3) домашние и дикие животные; 4) книга, письмо; 5) труд; 6) о матери, об отце. IV класс1) Родина, Москва; 2) дружба; 3) речь, слово; 4) знание, невежество; 5) смелость, трусость; 6) о пословицах, поговорках.
Работа над альбомом с пословицами очень нравится учащимся. Она не только приучает собирать народные изречения, но и способствует их запоминанию. Подбор иллюстративного материала заставляет учащихся вдумываться в смысл пословиц и иногда по-своему, оригинально раскрывать их содержание.
Наконец, художественное оформление альбомов: подбор красочных открыток, рисунки учеников, различные заставки, цветные рамочки все это способствует эстетическому воспитанию учащихся. С альбомами, в которых собраны пословицы и поговорки, может быть организована, разнообразная и интересная внеклассная работа. Но в основном они используются на уроках чтения и русского языка.
Пословицы на уроках литературного чтения
На уроках литературного чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки литературного чтения богаче по содержанию и интереснее по форме. Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения.
1. Одним из видов работы является подбор пословиц по темам.
Начиная с 1 класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, при изучении какой-либо темы, при обобщении или повторении изученного материале.
Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам дается задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учащимися в альбомы, то ученики дома находят их я делают закладки, а новые пословицы записывает в альбом.
Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, допускают часто ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому приводят пословицы в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединенные одной темой, следует использовать тематические группы пословиц, которые есть в учебниках. Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.
В отдельных случаях при чтении рассказов, стихотворений учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
Таким образом, подбор пословиц по темам учит группировать пословицы, близкие по значению или относящиеся к одной теме, глубже понимать смысл пословиц, их обобщающее значение.
2. Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения..
Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Это делается на уроках чтения. Учитель читает учащимся рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Ученье и труд - вместе живут» Полежаевой; «В труде закаляются руки» Великанова; «Дело мастера боится» Воронковой; «Нашла коса на камень» Сурикова.
Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу, доказывают ее органическую связь с содержанием произведения. После этого учитель предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием.
Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
3. Особым видом работы с пословицами является нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в 3-4 классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность.
Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И. А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3 классе.
4. Использование пословиц при работе над сочинением.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберем на конкретном примере. В 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель дает задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану сочиняют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем уроке ученики пишут сочинение.
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь.
Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце она начинается, и предлагает на этот вопрос ответить пословицей (Декабрь год кончает, зиму начинает).
5. Особым видом работы является сочинение пословиц или поговорок.
Учащимся 3-4 классов такое занятие вполне доступно и весьма полезно. Сочиняя пословицы, они учатся кратко, сжато выражать свои мысли.
Рассмотрев виды работы с пословицами на уроках чтения в начальной школе, следует особое внимание уделить работе над словом, так как в начальный период обучения учащихся наиболее интенсивно развивается и обогащается их словарь. Пословицы для словарной работы дают богатейший материал. Созданные в течение веков, они сохраняют слова, вышедшие в наше время из употребления или имеющие ограниченное распространение. Если учитель не обратит внимания на такие слова, не разъяснит их значения, то учащиеся неправильно поймут или совершенно не поймут смысла пословицы.
В начальной школе при работе над словарем следует обращать внимание на народное словотворчество. Известно, что дети сами любят создавать новые слова, поэтому они особенно легко и живо воспринимают необычные слова, встречающиеся в пословицах. Задача учителя разъяснить ученикам, что в таких словах заключается особая смысловая емкость, образность, что они делают пословицу или поговорку красочной и выразительной. В качестве примера приведем следующие пословицы и поговорки: Лето припасиха, а зима подбериха; Знайка бежит, а незнайка лежит; И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Пословицы на уроках русского языка
Одной из важнейших задач школы является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.
Учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерна меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.
Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.
Пословицы при изучении безударных гласных, проверяемых ударением, звонких и глухих согласных
На первом этапе обучения правописанию корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, валено научить учащихся пользоваться методом подстановки. Он заключается в том, что слово с безударной гласной в корне сопоставляется с другим однокоренным словом, в котором этот гласный звук находится под ударением.
Специально подобранные пословицы позволяют наглядно объяснить, как следует пользоваться этим методом, в каких, случаях его применять. Так, при объяснении правописания безударных гласных, проверяемых ударением, учитель приводит пословицы: Конец делу венец; Кончил дело, гуляй смело, в одной из которых имеется слово с безударным гласным, а в другой в этом слове, этот гласный находится под ударением. Пословицы, учащиеся записывают, подчеркивают слова конец и кончил, гласную букву о и ударение выделяют красным карандашом. Пословицы заучиваются как пример к правилу правописания безударных гласных, проверяемых ударением.
Метод подстановки применяется и при объяснении правописания звонких и глухих согласных на конце слов или перед согласными. Поэтому учитель обязан добиться того, чтобы учащиеся хорошо усвоили метод подстановки и не затруднялись в его применении. Пословицы, которые могут быть использованы как иллюстративный материал, не только позволяют наглядно объяснить сущность этого приема, но и, сохраняясь в памяти учащихся, служат образцом для других аналогичных случаев.
На одном из последних уроков, отведенных учителем для изучения правописания звонких и глухих согласных в конце слов, для проверки знаний учащихся по теме можно провести такую работу. В классе вывешивается плакат со следующими пословицами: Слаще всех плодов плод честного труда; Свой глаз алмаз; Дороже алмаза свои два глаза; Не шуба греет, а хлеб.
Учащиеся, прочтя пословицы, находят слова с сомнительными согласными на конце и записывают их «а доске и в тетрадях столбиком. После этого в пословицах подбирают к выписанным словам однокоренные слова, с помощью которых можно было бы объяснить написание той или иной согласной на конце слов. Найденные слова записываются рядом с однокоренными:
плод плодов
глаз глаза
алмаз алмаза
хлебхлеба

Пословицы при изучении слов с непроверяемыми безударными гласными
Учащиеся начальной школы в каждом классе заучивают несколько десятков слов, написание которых не проверяется никакими правилами. Известно, что лучше запоминаются слова, которые даются не отдельно, а в тексте. Поэтому некоторые учителя считают необходимым записывать в словарики наряду со словами и пословицы, содержащие нужное слово. Ученики запоминают пословицу, а вместе с ней и написание слова.
Пословицы, в которых есть слова с непроверяемыми орфограммами, учитель периодически приводит на уроках русского языка. Учащиеся записывают и заучивают эти пословицы, раскрывают их смысл, обращают особое внимание на написание слов.
В данном случае рекомендуется использовать такие пословицы или поговорки, в которых встречается несколько слов е непроверяемыми ударением гласными. Например: У коровы молоко на языке; Мороз да метели под февраль налетели; Яблоко от яблони недалеко падает; Человек без Родины, что соловей без песни.
Если учащиеся имеют альбом или тетради е пословицами, куда они систематически выписывают пословицы из учебников, то их следует использовать при изучении и закреплении орфографии отдельных слов. Учащимся дается задание: найти в альбоме и выписать пословицы с указанными учителем словами.
Выписывание пословиц в специальную тетрадь, подчеркивание нужного слова, их заучивание, несомненно, надолго оставит в памяти учеников написание отдельных слов.
Пословицы при изучении слов с двойными согласными
Изучение написания слов с двойными согласными опирается на зрительный и рукодвигательный образы, поэтому учитель должен применять такие виды работы, которые обеспечивают прочность их зрительного запоминания. Так, при объяснении написания слов с двойными согласными, хорошо использовать плакат с пословицами, в которых (нужные для запоминания слова выделяются более крупным шрифтом или подчеркиваются.)
Хороша нива у дружного коллектива
Ссора до добра не доводит.
При закреплении этого материала можно провести зрительный предупредительный диктант. Для этого до начала урока на доске записываются пословицы: Не даром говорится, что нужда коллектива боится; Утренний дождь не долог; Хороший лен дохода миллион; Русский солдат не знает преград.
Подчеркнутые слова пишутся цветными мелками. Учащиеся читают пословицы, обращают внимание на написание выделенных слов. Затем учитель стирает слова с двойными согласными, после чего учащиеся списывают пословицы, дописывая отсутствующие слова.
В 3 или 4 классе для закрепления и проверки изученного материала можно провести диктант, текст которого состоит из пословиц.
Примерный текст диктанта.
Всякая ссора красна миром; Утренний дождь путника не остановит; К дому друга дорога никогда не бывает длинной; Осенняя сушь что острый нож; С ремеслом дружи, в коллективе живи; Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает.

Пословицы при изучении Ь как знака мягкости и как разделительного знака
Уже во 2 классе учащиеся учатся различать ь, который указывает на мягкость предыдущего согласного, и ь, который отделяет согласный звук от йота, на письме обозначаемого вместе с последующим гласным буквами е, ё, ю, я.
При закреплении этого материала в 3 классе можно дать учащимся такое задание: из пословиц, которые они запишут, выписать в один столбик слова с мягким знаком «а конце; в другой столбик слова с ь как знаком мягкости в середине слов и в третий столбик выписать слова с ь как разделительным знаком.
Приведем пословицы и поговорки, которые могут быть использованы на этом уроке.
Родину-мать умей защищать; Отольются волку овечьи слезки; Ученье путь к уменью; Маленькое дело лучше большого безделья; От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1)
Загадки и их составление
Народные загадки важный жанр детской литературы, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Все, что раньше было для него предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло фон, обстановку, пространство его жизни, теперь выступает предметом загадывания. Для загадки нет мелочей, нет ничего неинтересного или недостойного. Небесные светила и явления природы (солнце, луна, звезды, радуга, мороз), предметы домашнего обихода (печь, веник, кадка, ведро, ухват, веревка), разные формы и орудия труда (молотьба, косьба, топор, пила, гвоздь, ножницы) составляют основное содержание загадок.
Играя в загадки, ребенок как бы сдает экзамен на знание и сообразительность. Хорошо ли он познакомился с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений?
Загадка игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нечто нужно не просто узнать, нужно до-гадаться, от-гадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна, в ней заключена ее захватывающая прелесть.
Старинная народная загадка не описывает предмет, не. сравнивает его с похожими, а замещает иным, предлагает вместо одного другое. Например, в загадке про муравья вовсе не будут перечисляться признаки насекомого, а просто прозвучит:
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов.
А про паука сказано так:
Серый маленький Денис
На веревочке повис.
Конечно, детям отгадать такую загадку не только сложно, но просто невозможно. Да этого и не требуется. Помучив ребенка загадкой, взрослый тут же назовет отгадку. Достаточно ее запомнить, чтобы не попасть впросак в следующий раз. И еще сообразить, что же общего у загадки с отгадкой. Поэтому эта пара, загадка-отгадка, всегда вместе. Отгадка часто рифмуется с загадкой: «Кто в избе рогат? (Ухват)», «Что в избе гадко? (Кадка)».
Многие загадки современные дети и даже взрослые отгадать не могут, так как ушли из жизни вещи, формы и орудия труда, бывшие предметом загадывания: кочерга, телега, коромысло, уздечка, седло и т. д. Но даже тот, кто много раз наблюдал за каким-либо явлением, но не слышал загадки по этому, поводу, не всегда догадается.
Можно перебрать в уме все что угодно в поисках ответа на загадку «Белы хоромы, красны подпоры», но так и не сообразить, что это «гусь». Однако, узнав отгадку, нельзя не удивиться, не восхититься ее меткостью и краткостью.
В загадке нельзя называть загадываемый предмет, но нужно каким-то способом на него намекнуть. А разгадывающий должен этот намек понять, разгадать.
Это и делает загадку занимательной. Люди и сейчас любят забавляться загадками.
Намек в загадке делается по-разному.
Вместо загадываемого предмета называется другой предмет-заместитель. Они должны быть чем-то похожи. Чем? Например, по внешнему виду.
Возьмем загадку: "Лежит брус на всю Русь. Если встанет до неба достанет".
Чем похожа дорога на брус? Формой: она тоже прямая, длинная, узкая.
Рассмотрим еще одну загадку:
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распластала
Солнышко застлала.
Туча сравнивается с орлицей, расправившей крылья. Есть сходство? В чем? Серая большая туча формой может напоминать летящую птицу с расправленными крыльями (орлицу).
Затем в загадке называются уточняющие действия и признаки, характерные именно для загаданного предмета.
Дорога так длинна, что если встанет, то, конечно, до неба достанет. Туча обычно закрывает солнце.
Как отгадывать такую загадку?
Надо выделить отличительные признаки предмета-заместителя и поискать другой предмет с такими же признаками.
Брус. Какие у него признаки? Он длинный, узкий, прямой. Эти же признаки подходят, конечно, не только к дороге. Они подходят, например, к борозде, меже.
Но нужно обратить внимание на уточняющие действия и признаки, которые названы в загадке.
Так, в загадке про дорогу говорится, что брус, если встанет, то до неба достанет, то есть очень, очень длинный. Ни межа, ни борозда сюда уже не подходят. Отгадка найдена это дорога.
А как сочинить такую загадку?
Сначала, надо найти предмет-заместитель. У предмета, который вы загадали, должно быть с ним что-то общее. Подумайте, например, через что, через какой похожий предмет можно загадать радугу, дождь, арбуз или тыкву, дерево рябины со спелыми ягодами, яблоню всю в цвету, листик клена и т. д.
Не забудьте, что одного сравнения с похожим предметом иногда недостаточно.
Чтобы загадку можно было разгадать, следует назвать характерные для вашего загаданного предмета признаки и действия.
Намек на загадываемый предмет может даваться не только через предмет-заместитель. В загадке могут просто называться признаки загадываемого предмета. Признаки разные: внешний вид, форма, предназначение и др. Обычно таких признаков несколько. Это помогает разгадывать загадку.
Рогат, да не бык,
Еду хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
Загадан ухват сразу по многим признакам: рогатформа, внешний вид; еду хватает предназначение (ухватом вытаскивают из печи чугуны с едой).
Основные признаки внешний вид и предназначение еще не позволяют отгадать загадку. Но в загадке есть уточняющие признаки. Кто рогат? Животное: бык, корова, козел и т. п. Но в загадке уточняется: рогат, да не бык. Можно предположить, что загадано не животное, а предмет, напоминающий по форме рога. Тот, кто знает
крестьянский быт, сразу вспомнит ухват. Другие уточняющие признаки это подтверждают: «Еду хватает, да не сыт, людям отдает, а сам на отдых идет».
Нередко для разгадывания загадки нужна не только смекалка.
Требуются знания. Например, нужно знать, как предмет изготовлен. Так сделана загадка о глиняном горшке. Первые четыре строчки этой загадки описывают процесс изготовления, а остальная часть загадки дает уточняющие признаки. Если человек знает, как готовится гончарное изделие, то по первым четырем строчкам он может предположить, что загадано одно из них. Остальные строчки позволят эту догадку проверить и уточнить, какое именно изделие загадано.
Стоит Антошка
На одной ножке.
Его ищут,
А он не откликается.


Мал малышок
Сквозь землю прошел
Красну шапочку нашел,
А перед солнцем стал
И шляпу снял.

У кого одна нога,
Да и та без башмака?

Прочитайте загадки. Определите, какие из них загаданы через предмет-заместитель, а какие вторым способом. Сделайте вывод. (ПРОЛОЖЕНИЕ №2)

Сказки
Сказка - это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, построенного на основе вымышленного сюжета. Герои сказок - это обычные люди и животные. Еще характерная черта любой сказки - счастливый финал. Сказки бывают о животных, волшебные и бытовые.





О русской бытовой сказке
Прилагательное «бытовая» уже хорошо определяет особенности этой сказки. Она действительно бытовая, потому что изображает как будто обыкновенную жизнь, быт. Герои ее самые обычные люди (крестьянин, поп, барин, солдат и др.) и действуют они не в «тридесятом» неведомом царстве, а на русской земле, чаще всего в русской деревне.
Мы знаем, что даже волшебная сказка, при всей ее фантастичности, отражает жизнь того народа, который ее создал. Но бытовая сказка отражает эту жизнь конкретно, подробно. Из бытовой сказки можно узнать, каким было крестьянское хозяйство, сколько и какой работы было в этом хозяйстве, чем, кроме земледелия, занимались крестьяне, и многое другое. Отражает сказка народные обычаи, обряды и даже народный этикет.
Предметный мир бытовой сказки как будто и не сказочный совсем. Разве в жизни не бывает ленивых, глупых, лживых людей? Что удивительного в том, что мужик барина обманул, или поп, нанимая работницу, пытается сделать так, чтобы при огромной работе платить ей мало? Так что же сказочного в бытовой сказке?
Героев в бытовой сказке, в отличие от волшебной сказки, немного. Как и в волшебной сказке, они делятся на положительных и отрицательных. Здесь тоже есть конфликт: сталкиваются богатый и бедный, глупый и умный, скупой и щедрый. Как в любой сказке, в бытовой тоже симпатии народа на стороне бедного, а не богатого; умного, а не глупого; щедрого, а не скупого.
Положительный герой бытовой сказки привлекателен своей активностью, находчивостью. Трудные задачи он решает сам, у него нет ни волшебных предметов, ни волшебных помощников.
Отличается бытовая сказка от волшебной и по речевым особенностям. В ней нет того, что украшает сказку волшебную: нет сказочных формул, редки троекратные повторы и даже постоянные эпитеты. Но тем не менее речь в бытовой сказке тоже выразительна. Эта выразительность создается другими средствами. В первую очередь словесной игрой, остроумием. Вспомните сказки «Набитый дурак», «Загадка», «Как мужик гуся делил». В этих сказках все держится на неразличении прямого и переносного значения, на смешении прямого и иносказательного смысла, на путанице этикетных выражений. Бытовая сказка часто бывает смешной, и смешные в ней не только события и герои, в ней смешным, остроумным бывает и само слово.
Волшебные сказки
Мир волшебной сказкимир особый, удивительный. Это мир сказочной фантастики. В выдуманном тридевятом царстве в тридевятом государстве (или в некотором царстве, некотором государстве) живут и действуют необычные герои. Фантастические многоголовые змеи Чудо-Юдо, Баба-Яга костяная нога, Кощей Бессмертный, Морской царь, царевна-лягушка и другие.
Есть герои как будто из реальной жизни: люди, животные и предметы. Но и они обладают в сказке особыми фантастическими свойствами: необыкновенной силой, способностью оборачиваться, мгновенно преодолевать огромные расстояния, выполнять в заданный срок невыполнимое и многое другое.
Волшебные сказки обычно длинные и многонаселенные. Героев в них много, но по общим признакам они объединяются в несколько типов. В сказке всегда есть главный герой (героиня). Жизнь главного героя нелегка, потому что у него всегда есть противник.
Он и делает жизнь героя трудной, создает ему такие препятствия, которые, кажется, и не преодолеть. Но сказка добра. И поэтому в ней всегда есть силы, которые помогут герою в самых невероятных обстоятельствах. Волшебный конь помогает Ивану-царевичу выполнить невыполнимое. Василиса Премудрая помогает царевичу решать все трудные задачки Морского царя. Это волшебные помощники сказочного героя.
Сказка не только добра, но и справедлива. Герой должен заслужить чудесный дар. Чем же заслужить? Прежде всего добронравием. Вы помните, что только Иван из сказки "Сивка-бурка" выполнил завет отца да еще проявил скромность и тактичность. Семен вместе с отцом и братьями построил для людей дорогу и не просил награды. Иван-царевич, расстроенный, нагрубил старушке, но тут же повинился.
Волшебная сказкаэто история о том, как главный герой сталкивается с какой-то бедой или трудностями и как он это преодолевает. Сказка всегда имеет счастливый конец: чаще всегда герой женится на царевне и получает полцарства.



Есть общее и в том, как начинаются волшебные сказки. Сказочное начало зачин всегда называет место действия и некоторых героев. Для зачина существуют готовые формулы.
Мир волшебных сказок при всей его фантастичности отражает мир людей, которые ее рассказывали и слушали. Следовательно, в русской волшебной сказке отражена русская жизнь. Например, Баба-Яга живет в избушке и лежит на русской печке, царевна живет в тереме о двенадцати венцах. В сказке отражена и родная природа: в русских волшебных сказках мост калинов, река Смородина, а куст ракитов.
Нравственный же мир волшебной сказки не имеет национальных различий. Он общечеловеческий.
Нравственностьэто понятие о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо, что хорошо и что плохо в людях, в отношениях между людьми, их поведении.
Каков же он, нравственный мир, воплощенный в волшебных сказках?
Это прежде всего мир добра и доброты. Добро при столкновении добра и зла не сразу, но обязательно побеждает, а зло обязательно наказывается. Доброта сказки в том, что она защищает слабых, обиженных. Вспомните Золушку, падчерицу, заморышка, младшего брата, обижаемого старшими.
Нравственный мир волшебной сказки это еще и мир справедливости. Сказка разоблачает ложных героев и выявляет героев настоящих. Иван-дурак оказывается вовсе не дурак. Он настоящий герой. Справедливость торжествует: именно он заслужил любовь царевны, он женится на ней, а не его тороватые и щеголеватые братья. Вспомните сказки других народов, и вы увидите, что и там добро побеждает зло, а героя мнимого побеждает герой подлинный.
Сказка требовательна к своим героям. Даже положительные герои, хорошим люди, в ней наказываются неприятностями и бедами, когда они неправильно себя ведут. Вспомните, как часто все злоключения начинаются потому, что дети нарушают запрет родителей ("Гуси лебеди"), жена запрет мужа ("Белая уточка").
Сказка незаметно, но постоянно учит. Чему она учит, какие нравственные отношения воспитывает? Сказка учит любить и жалеть, быть честным, верным, бескорыстным, ценить человека не по внешности, а по делам и поступкам. Учит уважать старших и вести себя достойно. "Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок", очень точно о сказке написал А. С. Пушкин.
Целесообразно предложить детям по итогам изучения сказок составить таблицу:
Название сказки
Главный герой (героиня)
Противник
Даритель
Чудесный помощник
Чудесный предмет

Сказки о животных
Эта разновидность сказок , конечно, знакома с раннего детства. Кто же не помнит хитрую лисичку со скалочкой, глупого волка, который ловит хвостом рыбу в проруби, бесшабашного и хвастливого колобка, который ото всех зверей ушел, а лисе попал на угощение.
Долго можно перечислять сказки о животных, и русские, и сказки других народов. Необходимо вспомнить с учащимися как можно больше сказок, посмотреть, кто выйдет победителем в этом соревновании.
Сказки о животных обычно рассказывались и рассказываются маленьким детям. Не случайно в народе эти сказки называют «ребячьими». И малыши их очень любят.
Сказки о животных это один из самых древних видов. Они древнее сказки волшебной и бытовой. Но до сих пор живут и не стареют.
И по образцу народных сказок о животных писатели и поэты разных стран сочиняют для детей занимательные истории, героями которых являются животные.
Персонажи сказок о животных
Название сказки
Персонаж - хитрец
Персонаж - глупец

Битый небитого везет
Лиса
Волк

При изучении сказок о животных постепенно заполняется данная таблица. Можно предложить учащимся самостоятельно найти и прочитать сказки о животных, дополняя таблицу.
Данный раздел один из самых любимых детьми. Все виды работ очень близки детям, занимательны и надолго поселяются в детской памяти. (ПРОЛОЖЕНИЕ №3)

II раздел «Из старины глубокой»
Одна из величайших основ, на которых держится культура, - память. Но память нуждается в постоянной поддержке. Сберечь память – долг человека.
Д.С. Лихачев
Совершая с ребятами путешествия в прошлое, мы стремимся через искусство сформировать глубокое эмоциональное отношение к тому, что составляет гордость русской культуры.
Образ древних городов, родной земли, образ традиционного труда, народных праздников во всем этом заложен громадный нравственный заряд! Знакомство с ними открывает душе ученика понимание того, как прекрасен и благороден человек, который возводил прекрасные города на удивление всем грядущим временам, умел трудиться и защищать свою землю от врагов, глубоко и беззаветно любить Родину.
И всего-то у него было в избытке: и терпения, и добродушия, и благородства, и фантазии, и юмора, и удали, наконец!
Русский характер щедро проявлялся во всем, что создавал народ, будь то прялка, туес, изба, белоснежный храм, поражающий взор своей мощью, или многокрасочные костюмы. Во всех творениях талантливого русского человека присутствует жизнерадостность, открытость, широта мысли и оптимизм.
Нам никак нельзя упускать ученика на наших уроках! Мы должны дать ему ключ к пониманию истинных ценностей через формирование отношения к ним.
Любить Родину по-настоящему это значит вместить в душе день вчерашний и день сегодняшний. Без этого нельзя.
Наша задача и заключается в том, чтобы каждый ребенок душой «прошел» по всем истокам и вышел на широкий простор осмысления своих чувств к самому священному и заветному образу Родины и смог создать в душе своей ее глубокий и прочувствованный образ.
Цель: Формирование познавательного интереса к истории и культуре русского наода.
Задачи:
Познакомить учащихся с названиями деталей старинной русской одежды, с предметами народного быта, с устаревшими словами.
Развивать творческие способности учащихся и познавательный интерес к русской культуре.
Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
Устаревшие слова
Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.
Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, соха, цеп и т. п., вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами. «Историзмы, как определяет эту группу слов Н. М. Шанский, представляют собой слова пассивного словарного запаса, служащие единственным выражением соответствующих понятий».
Есть и другая труппа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например: перст палец, ланитащека, чело лоб и др. Таким образом, «в отличие от историзмов архаизмы являются обозначениями вещей и явлений, существующих и ныне, но имеющих другие наименования». (Сравните еще примеры: воитель воин, рыбарь рыбак, вотще напрасно, понеже потому что, вельми очень, присно постоянно и т. п.)
Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом свое первоначальное значение (сравните, например: копье оружие древнего воина и копье спортсмена, барин господин и барин лентяй, белоручка и др.)
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.
Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, их называющие. Некоторые слова сохранились без изменения (сбруя, стремя), другие получили новое значение (копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, древко знамени, плащ дождевик).
Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались. Вот несколько примеров. Слово окно было образовано от слова око. Око орган зрения, и окно сначала делали круглым, как око. Теперь окна не круглые, а все-таки окна. От слова око произошло и слово очки.
Или старое слово рех. Оно означало дыра, отверстие. Теперь, вероятно, вам понятно, почему мы говорим прореха, решетка, решето. А вот старое слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались лопух (растение с широкими листьями), лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист), лопасть (тоже внешне похожа, на лист).
Слова пушкарь, стрелец тоже оставили наследство это фамилии Пушкарев, Стрельцов. Послушайте, что пишет о русских фамилиях А. Митяев.
Было время русские обзаводились фамилиями по характеру, по наружности, по занятию. Теперь ходят по улицам Воиновы, Стрельцовы, Солдатовы, Пушкаревы. Это уж точно: их прадеды умели постоять за родную землю!
А как же прадеды Добряковых? Может, они врага хлебом-солью потчевали? Или прадеды Смирновых? Может, они за печкой смирно сидели?
В том-то и счастье нашей земли, что, когда враг шел на нее с мечом, Добряковы становились суровыми и Смирновы грозными.
Наши фамилии могут многое рассказать о старых словах. Древние славяне пахали землю, ловили рыбу, собирали мед диких пчел. Человек, который собирал мед, назывался бортник. Отсюда и пошла фамилия Бортников. А вот другая фамилия Рындин. Помните в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина место, где описывается, что старуха стала вольною царицей: «По бокам ее стража, на плечах топорики держат». Людей, которые с топориками (секирами) охраняли царя, называли рындами отсюда и фамилия Рындины.
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдешь:
Трусость и ложь.
Исчезнут слова, как дым:
Ябеда и подхалим.
Но может история выйти такая
Старый словарь где-нибудь откопают,
В споре сойдутся ученые мира:
Что означает лентяй и задира?
Что значит неряха, завистник, болтун?
Куда они делись на Марс, на Нептун?
В.Коркин (ПРИЛОЖЕНИЕ №4)

Как одевались на Руси
Сейчас мы носим одежду, непохожую на ту, что носили раньше. Но некоторые элементы русского костюма мы используем в современной одежде: летом носим сарафаны, зимой надеваем платки, рукавицы, используем вышивку для украшения одежды, подпоясываем одежду пояском. А это значит, что мы с вами не потеряли связь с нашим прошлым, мы связаны с нашими предками невидимыми нитями.
Люди носили одежду с глубокой древности. Чтобы защититься от холода древний человек кутался в шкуры животных, ведь у него самого нет такой шерсти как у животных.
Шло время, менялся человек, менялась его одежда. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, передавая по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям.
Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. В каждом государстве это достигалось по-своему.
Давайте заглянем во времена Древней Руси и узнаем, что носили наши предки, какую роль в это время играла одежда.
Большая часть жителей Руси занималась земледелием. Одевались они так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу.На ноги мужчины надевали порты - не широкие штаны. Поверх штанов носили короткую рубаху. Ее название происходит от слова "рубище". Рубахи бывали разные. Мужчины предпочитали рубаху - косоворотку, с медными, костяными или деревянными пуговицами. Пуговицы соединяли разрез с левой стороны ворота. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу пришивали ключи, нож и другие мелочи. Поверх рубахи надевали зипун - домашняя узкая одежда до колен.
Верхней одеждой был кафтан, теплый или холодный - в зависимости от времени года. До Петра 1 кафтан носили и мужчины и женщины, и богатые и бедные. Они различались материалом, из которого были сделаны и длинной рукавов. У бояр длинные и узкие рукава кафтана спускались до самого пола, ДА с такими рукавами много не наработаешь! Вот отсюда и произошла поговорка: работать спустя рукава.
Чем богаче был владелец кафтана, тем больше на одежде было драгоценностей. В царских палатах хранились дорогие, парчовые кафтаны, которые надевались для торжественных церемоний и приемов послов.
Женские одежды были сходны с мужскими. Женщины носили длинную белую или красную рубаху с длинными рукавами и украшенными запястьями.
На рубаху надевали летник - платье с длинными и широкими рукавами. К вороту пристегивали расшитое шейное ожерелье. Знаменит до сих пор и Сарафан - длинное платье без рукавов, снизу доверху застегивавшийся на пуговицы. Женщины, как и ныне, очень любили украшения. Небогатые расшивали свои одежды разноцветными нитями, бусинками. У знатных женщин вышивка была сделана золотом, украшения с драгоценными камнями.
Для бояр шубы шили из соболей и сверху обшивали богатой тканью, мех был виден только на отложном воротнике. Обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во времена приема гостей.
Простые люди в зимнюю пору носили овчинные тулупы мехом внутрь и без всяких покрытий. Верхней женской одеждой служил длинный суконный опашень, имевший сверху донизу длинный ряд пуговиц -оловянных, серебренных или золотых. Под длинными рукавами опашня делались под мышками прорези для рук
Русские шапки были разнообразны, и их форма имела свое значение в быту. Рассмотрим некоторые. Бояре носили горлатную шапку. Высотою в «локоть» - 40 см. Шили их из дорогих мехов - соболей, лис, куниц взятых с горла, где мех краше, отсюда и название. Распространенным головным убором являлся колпак. Замужние женщины не могли появляться с непокрытой головой. Они носили кокошники, волосники или платки.
Самая древняя обувь на Руси - это лапти. Их носили и мужчины, и женщины. Материал для лаптей всегда был под рукой: их плели из лыка липы, вяза, ракиты. Лапти были самой дешевой и доступной обувью. Для обертывания ног применяли онучи из куска холста.
Мечтой каждого русского крестьянина были кожаные сапоги. Деревенские сапоги шили из простой черной кожи, богатые же люди носили сапоги из дорогой цветной кожи, нередко украшенные орнаментом.
В зажиточной среде обувью служили башмаки, чоботы и ичетыги. Ичетыги представляли собой мягкие сафьяновые сапоги. Позднее знатные дамы стали носить туфли.
Валенки - их еще называли катанки, катанцы. Их носили в суровую русскую зиму.
Необходимо не только рассказывать, но и показывать детям вещи, которые исчезли из нашего обихода. Как же загораются глаза детей, когда эти вещи попадают к ним в руки. Нет ничего интереснее «потрогать» историю руками. (ПРИЛОЖЕНИЕ №5)

III раздел: Если скажут слово «Родина»

Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Академик Д. С. Лихачёв.

Каждый ребёнок должен знать хотя бы кратко историю родных мест, окружающую местность, природу, прошлую и настоящую жизнь своего края. Любовь к малой родине -это сильнейшее чувство, зовущее нас от всех страхов и перипетий жизни.
Родина могучее слово. Родина для нас всё. Она дала нам жизнь, ради неё мы живём. Мы любим Родину всем своим существом.
Родина... Какой смысл вкладываем мы в это слово? Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он родиной считает не село и не город, а всю страну.
С чего начинается Родина?
С улыбки матери, с ее колыбельного напева? С солнечного зайчика в окне? С зеленой ивы, склоненной к воде, или с цветника, разбитого посреди окруженного громадами домов городского дворика? Наверное, никто никогда не задумывался, отчего отрадно на душе, когда выходишь на порог родного дома, вдыхаешь воздух своего детства, видишь над крышами струйки сизых, чуть-чуть подкрашенных утренним багрянцем дымков. «И дым Отечества нам сладок и приятен», сказал поэт.
Это первое детское удивление всему, что тебя окружало, ласкало слух, радовало взор, навсегда остается в памяти, как изначальная нота главного чувства любви к Родине.
Цель: Формирование родиноведческих понятий.
Задачи:
Познакомить с разнообразием и красотой нашей Родины.
Развивать интерес к изучению истории родных мест.
Воспитывать любовь к родной стране, Нижегородскому краю, к родному краю.


Край родной на век любимый. Драгоценное наследие.
Любите край наш сердцем и умом,
Живет любовь пусть в каждом человеке,
Храните в нем поля, леса и реки,
Стремитесь, хорошел чтоб с каждым днем –
Мы с вами не последними живем –
Жить будут люди в двадцать первом веке.
Г. Корчин
Мы с вами жители Нижегородской области. Она краса, любовь и гордость наша. Для нее не жалко сил, не жалко души. И ценим мы ее именно за то, что она такая одна на белом свете неповторимая, что именно здесь судьба каждого из нас неразрывно соединена с судьбой России, именно отсюда для нас начинается Родина и весь мир. Старое определение патриотов таково: «Добра хотящие Отечеству». Будем же хотеть добра и творить его вместе со своими учениками на своей отеческой, на нижегородской земле.
Издавна нижегородское Поволжье было знаменито народными умельцами, что создавали красоту. Они писали иконы, вытачивали из дерева дивные ковши и чаши, красили ткани, выпекали фигурные пряники, превращали в чудесные творения железо, камень и глину. Но больше всего любили орудовать топором.
Крестьянский дом. Славились искусством рубить избы и даже церкви мастера из лесного Заволжья Самым большим богатством крестьянской семьи был добротный, поместительный дом. Для постройки дома использовали сосну. В приволжских районах Нижегородчины наиболее часто встречается одноэтажный дом клетью. В плане он образует вытянутый рямоугольник, состоящий из клети зимней избы, прирубленных к ней сеней (холодного коридора) и еще клети летней избы.
Дом, где рождались и сменяли друг друга поколения крестьянского рода, был в сознании его обитателей чем-то вроде маленькой вселенной, органически связанной с окружающим миром природы и Космосом. В нем должны были царить покой, гармония, на века установленный порядок Дом отдавался под покровительство Солнца, Космоса, Не случайно на крышу дома помещали скульптуру коня, а скаты крыши называли «крыльями», уподобляя образ дома летящему коню. Восхищаясь смелостью фантазии русского мужика, Сергей Есенин сравнивал образ русского крестьянского дома с колесницей во Вселенной.
Пожалуй, нигде в России крестьянские избы не украшались так богато резьбой, как в Нижегородском Поволжье.
Золотая хохлома. Среди деревянной утвари, наполнявшей дом, особой любовью пользовались хохломские изделия. Это и до сих пор так. Хохломской промысел роспись деревянной посуды и мебели один из самых знаменитых в России. Родиной хохломской росписи не случайно стало Заволжье. Богатый лесами край собрал немало умелых мастеров из числа старообрядцев и беглых ремесленников. Очагами художественного ремесла были местные монастыри, и старообрядческие скиты. Производство художественной посуды существовало в прикерженских владениях Макарьевского монастыря, в селе Хохлома и окружающих деревнях.
Специальную школу хохломской росписи создал в начале нашего века талантливый художник Георгий Матвеев.
В 20-е годы хохломские кустари начали объединяться в артели, на их основе возникли современные художественные предприятия «Хохломская роспись» в городе Семенове и «Хохломский художник» в селе Семино Ковернинского района. Молодым на свадьбе дарили расписное золотое блюдо с ягодами как пожелание полной жизни и большого потомства.
Семеновские мастерицы предпочитают мотивы родной природы: сочные красные ягоды малины и земляники, гроздья рябины в сочетании с яркой зеленью листьев и густой желтизной «каленого» золота.
Самое распространенное хохломское изделие расписная ложка.
Городецкие прялки. Городецкая роспись по дереву не менее известна сегодня, чем хохломская. В округе Городца, в деревнях Курцево, Косково, Хлебаиха, Репино, Савино, стоящих по берегам реки Узолы, крестьянские живописцы яркими клеевыми красками расписывали лубяные лукошки, коробки для пряжи («мочесники»), дуги, детские стульчики и каталки. Но славу промыслу принесли расписные прялки. Прялка обязательный подарок невесте, символ женской судьбы, была в деревне почитаемым предметом и ее декору придавалось особое значение.
Веселые тарарушки. Полховско-майданский художественный промысел один из самых молодых в Нижегородской области. На основе токарного дела, издавна существовавшего в Вознесенском районе на юге Нижегородской области, в 19201930-е годы было налажено производство расписных точеных игрушек матрешек, яблок, грибов, свистулек-птичек, кубышек и прочих мелких сувениров, которые местные жители ласково называли «тарарушками».
Павловские умельцы. Основанный в XVI столетии город Павлово на Оке старинный центр металлообрабатывающих ремесел. В описании российского государства шведа Страленберга (1730 г.), о Павлове сказано: «Весь город состоит почти только из одних кузнецов, их подмастерья разносят в округе на продажу разные железные вещи и между ними маленькие, как горошина, замочки и другие побольше, как белый турецкий боб. Все они с ключами и очень чисто и тщательно сделаны, так что их можно отпирать и запирать.
Серебряное кружево Казакова. Филигрань (скань) один из древнейших видов художественной обработки металла. Узоры из витой проволоки, дополненные маленькими металлическими шариками зернью, были известны еще ювелирам Киевской Руси.
Крупным центром русского искусства филиграни стало костромское село Красное на Волге.
Балахнинские изразцы. Особенностью древнерусского каменного зодчества с XVI века стало нарядное изразцовое убранство храмов. Искусство изготовления изразцов глиняных обожженных плиток с выступом («румпой») для крепления в стене (или в печи) развивалось на нижегородской земле вплоть до 1880-х годов. Центром промысла был город Балахна
Сегодня узорные изразцы с плодами, шишками, птицами ' павами и лебедями, разнообразными цветами в затейливых рамочках сохраняются на нижегородской Успенской церкви (на Ильинской горе), где они украшают барабаны (шеи) глав и кокошники фронтоны бочкообразных покрытий, придавая облику церкви необычайную нарядность, а в Балахне подобные изразцы можно видеть на стенах колокольни Спасской церкви Колокольня отделывалась ими в 1702 году. Привлекает туристов в Балахне и изумрудно-зеленый изразцовый шатер Никольской церкви.
Гончарное дело. Создание глиняного сосуда на гончарном круге гончарство древнейшее в мире ремесло. Всюду, где находилась хорошая глина, дешевое топливо и удобный сбыт, возникали гончарные производства. В Нижегородском крае очаги гончарного дела образовались в Василёве (современный Чкаловск), Городце, Арзамасе, Болдине, Богородске, Ардатове.
Искусство гончара требовало большой сноровки, учиться ему начинали с детства.
В деревнях за Городцом гончары делали изящную тонкостенную посуду. В середине ХГХ века в деревне Репино на Узоле кувшины покрывали олифой и по этому грунту расписывали яркими цветочными узорами и «обводили» ажурными поясками.
В южных районах Нижегородского края гончарное дело было распространено широко, но самыми оригинальными оказались изделия мастеров из села Казариново. Изготовление глиняных игрушек всегда сопутствовало гончарному промыслу, но деревня Жбанниково в верховьях реки Узолы особенно прославилась оригинальными глиняными свистульками в виде коньков, птичек, коровок и барашков.
Нарядные, издающие звонкие переливчатые звуки, жбанниковские свистульки и сегодня приносят радость детям.
Искусство вышивки. Трудно назвать вид народного творчества, в котором так же ярко проявился бы талант русской женщины, как в вышивке. В Нижегородской губернии, как и повсюду в России, в XVIIIXIX веках нарядные вышивки украшали праздничную одежду сельских жителей и горожан, предметы бытового обихода полотенца, скатерти, подзоры. Нижегородские мастерицы выполняли вышивки на холсте и шерсти, шелке и бархате. Существовали разные типы вышивки: одни были распространены повсеместно, другие исполнялись в определенных центрах
Так, вышивка крестом на праздничных мужских рубахах встречалась повсюду, но особенно богатыми были геометрические и растительные орнаменты рубах в Арзамасском и Лукояновском уездах вышивка здесь размещалась по вороту, на груди, рукавах и подоле рубахи. Часто невеста дарила жениху полотенце с изображением терема символа богатства и благополучия и с надписью, в которой выражала свои чувства и надежды. В колорите вышивки преобладал радостный красный цвет.
Золотное шитье. Наиболее оригинальный вид творчества в XVIIIХГХ веках представляло золотное шитье вышивка прядеными золотыми и серебряными нитями по малиновому бархату, белому или сиреневому шелку. Излюбленные мотивы золотного шитья цветы-розетки, листья и грозди винограда, символизирующие богатство и плодородие. Праздничная одежда с такими вышивками стоила дорого, носили ее купчихи, городские мещанки и зажиточные крестьянки. Ее бережно хранили в семьях и передавали по наследству. Золотным шитьем владела не каждая мастерица. Занимались им в женских монастырях, в старообрядческих скитах Заволжья. Славились своим мастерством вышивальщицы, работавшие в уездных городах Городце, Арзамасе и в селе Лыскове.
Для народного умельца, занятого любимым промыслом, искусство никогда не было самоцелью. Украшая свой быт, он стремился каждую вещь сделать нарядной, выразительной, праздничной. На протяжении долгого времени отбиралось самое заветное и дорогое, что находило воплощение в разнообразных изделиях как идеал совершенства и красоты. Безусловно влияние самородного художественного творчества на духовное и эстетическое развитие народа, на сохранение в нем самобытности и преемственности. Нижегородские народные художественные промыслы одна из самых прекрасных ветвей на цветущем древе народного искусства в России.
Окунувшись в мир Нижегородских промыслов, учащиеся перенимают от народных мастеров необъяснимую любовь к родине, к ее непознанной красоте.
В своей судьбе всегда России верная,
Объятием двух рек обручена,
Моя Нижегородская губерния,
Лесная и степная сторона.
Ведь здесь незримой связаны
порукою
Прозрачный Китеж и живая быль;
Таежный шум над светлою Ветлугою,
У Болдина - белеющий ковыль.
Журавль усталый скрипнет у колодца,
Над срубом наклонившийся,
как встарь...
Моя землю!
И я - нижегородец
В высоком славном звании: волгарь!
Ю. Адрианов. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 6)

Городок под названьем Навашино
Россия, Навашино, Родина, -
Простые до боли слова.
Немало прожито и пройдено,
Но кругом идет голова.
Здесь воздух прозрачный особенно,
Дышать мне свободно, легко.
Навашино - малая родина –
На свете дороже всего.
В. Аннушкин
Многие сотни малых городов и районных центров расположены на огромных просторах России. В Нижегородской области таких малых городов, являющихся административными центрами районов, насчитывается 47. Каждый из них имеет свою историю, географию, только ему присущий облик и известность.
Заглянув в Большую Советскую энциклопедию, прочтем в ней следующие строки: «Навашино, город, центр Навашинского района Горьковской области РСФСР. Расположен на правобережье Оки. Железнодорожная станция на линии Москва- Казань, в 160 км к юго-западу от Горького <...> Судостроительный завод (на Окском затоне), завод стройматериалов <...> судомеханический техникум. Город образован в 1957 году из поселков Мордовщиково и Липня». Такова краткая энциклопедическая справка о городе и районном центре.
Город назвали Навашино по имени одноименной железнодорожной станции. Эта станция появилась в 1912 году после ввода в эксплуатацию Московско-Казанской железной дороги, проходящей через Мордовщик. По проекту железная дорога должна была пройти через село Новошино, находящееся в 8 км от ж.д. станции Мордовщик. Первая станция после Мурома должна быть у села Новошина. Но производители работ сделали серьезное отступление от проекта, дорога вместо прокладки по прямой изогнулась дугой, приблизившись к местной железнодорожной станции Мордовщик. Название новой станции, как и было означено в проекте осталось близким к Новошину, но Новошино, затем трансформировалось в Навашино.
После образования города Навашина Мордовщиковский судостроительный завод стал именоваться с 1958 года - Навашинский судостроительный завод. Район же продолжал именоваться
Мордовщиковским. Это несоответствие было устранено только в июле 1960 года, после выхода Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании района.
Любить свой город – значит знать его историю, прославленных земляков, заповедные места.
Ребенок должен понимать, что даже улица, на которой он живет, может рассказать много интересного. А как неофициальная лексика? Ведь это речь, которую маленький навашинец слышит с раннего детства. Следовательно, целесообразно составить вместе с детьми, привлекая родителей, неофициальный словарь названий города. В нашем классе такой есть. Данная работа вызвала много улыбок, а потом увлекла и детей, и взрослых.
Все это заставляет младших школьников еще больше интересоваться своим городом, своим краем, просыпается желание путешествовать по маленьким улочкам, как будто ища и разгадывая тайны своего города.
При изучении «Поэтических тетрадей» особое внимание уделяется стихотворным произведениям о родном городе.
Малой родине верны
Сколько верст
Исколесил я по России,
Сколько видел
Городов красивых в ней,
И над всеми городами
Небо синее,
Только небо над Навашином
Синей.
Этот город с каждым годом
Все дороже.
Каждый день встречаю
Истинных друзей.
И нисколько не жалею,
Что я прожил
Много лет вдали
От шумных площадей.
Кто-то мчится
В тундре белой на оленях,
Где-то бродят
За отарой чабаны.
А навашинцы об этом
Не жалеют, -
Остаются
Малой родине верны.
А. Бакулин.
Моя малая родина
Родина наша большая Россия.
Родина малая там, где родились,
Где провели свое детство и юность,
Где мы с друзьями росли и трудились,
Где будем жить до конца своей жизни.
Родина это тропинка глухая,
В детстве водившая в царство лесное,
К озеру Лантову или в Россохи,
Где мы в разведчиков смелых играли,
Где собирали грибы иль малину.
Родина это луга заливные
В пойме любимой Оки полноводной,
В них многоцветие трав медоносных,
И среди трав луговая клубника
С неповторимым ее ароматом.
В эти луга, в сенокосную пору,
Вместе со старшими, словно на праздник,
Мы выходили. Трудились до пота,
Сено сгребая, таская копешки,
Взрослым помочь от души мы старались
Родина это озера, старицы,
Те, что остались когда-то на руслах
Древней Оки. У озер этих часто
Мы в шалаше иль в землянке рыбацкой
Жили счастливо по целой неделе.
Рыбу ловили здесь снастью нехитрой
Удочкой или иной раз. жерлицей.
По вечерам на костре ароматный
Чай из смородины мы кипятили,
И из рыбешек ушицу варили...
Родина память о предках ушедших,
Тех, чьи могилы на местных кладбищах,
Память о прошлых годах невозвратных.
Память о верных друзьях, что погибли
В жарких боях при защите Отчизны.
Родина малая день настоящий,
Нам приносящий то боль, то надежду.
Родина малая мною любима,
Связан с ней прочно и твердо ей вера
Г. Корчин
Мое отечество – Навашино
Мое отечество Навашино.
Зимойв снегу, веснойв цветах.
Сентябрьи золотом украшено.
А летом все лежит в песках.
Но где сирень так пахнет яростно,
Как на Октябрьской, Трудовой?
И мне всегда светло и радостно
В дыму сирени голубой.
А здесь живут" воспоминания
О школьных памятных годах.
Здесь наши встречи, расставания.
Здесь дом мой. Здесьмоя звезда.
И по Европам я поездила.
Люблю их храмы и дома.
А здесь у нас такая снежная,
Такая длинная зима. Я домаздесь.
И наши яблоки Не хуже персиков чужих.
Я дома здесь. И сразу набело
Пишу не стих, а нашу жизнь.
Л. Мысова

Провинциальный тихий городок
В душе оставил след неизгладимый.
Свет в окнах заводской гудок
Здесь все мне дорого и мной любимо.
Навашино, я так люблю тебя,
Мне никаких столиц других не надо.
Здесь родина моя, моя судьба,
Мила ночей осенняя прохлада.
Здесь мною была встречена любовь.
Которая мне сердце согревает.
О город наш! Ты стал моей судьбой,
Мне не уехать из родного края...
И. Петрова

Итогом данной работы является литературное творчество моих учеников.(ПРИЛОЖЕНИЕ № 7)


Заключение
Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этике и морали, об уникальности национальной культуры.
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням. Но возникает немало вопросов. Как развивать интерес детей к судьбе своей «малой Родины», формировать нравственную позицию к родному краю? Где современный семи-восьмилетний человек может увидеть и потрогать коромысло, не то, которое «через реку повисло», а настоящее, ставшее полированным от плеч той молодицы, что «за водой по утру шла»? А прялки, на которых «три девицы под окном пряли поздно вечерком». А ушат, в котором предлагал плескаться Мойдодыр?
Дети во всех странах мира читают одни и те же книжки, смотрят общие телепрограммы и видеофильмы, слушают одинаковые диски, дружат с известными всем героями мультипликационных лент, играют стандартными куклами, игрушками, играми. С одной стороны, как никогда раньше, сознается единство всего человечества. С другой стороны, всеобщая стандартизация, потребительский характер современной цивилизации ставит вопрос об «экологии культуры», о сохранении неповторимых свойств национального прошлого, фольклорных обычаев, народной этики и морали, об эстетической уникальности каждой национальной культуры.
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, одежды и т.п. и одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятия и злобы, коварства, трусости, лживости. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества, возможен перевод общечеловеческих ценностей в личные ценности каждого ученика, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры.
Одна из задач образования заключается в воспитании нравственных позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою «малую Родину».
Обобщая все выше сказанное, мы можем сделать вывод, что младший школьный возраст с его стремлением к яркому, с его желанием познать окружающий рядом мир представляет большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.








Литература
1. Баранский Н.Н. О школьном краеведении //Методика преподавания экономической географии, - М., 1960
2. Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем //Проблемы школьного воспитания. - Н.Новгород, 1999. - № 3. - С.30.
3. Борисов Н.С, Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. -М., 1982.
4. Внеклассная работа по истории: Краеведение. - М., 1975
5. Города нашей области. География, история, экономика, население,
культура. Горький. Волго-Вятское книжное издательство. 1969г
6. Ильин В.А., Корчин В.Г., Корчин Г.Д. Корабелы былинного края: Очерки о Навашинском судостроительном заводе «ОКА».- Ленинград: «Судостроение», 1982г.
7. Корчин Г.Д., Бакулин А.И. и др. В краю Приокском: Очерки об истории Навашинского района.- Н.Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1994- 144с
8. Морохин В.Н Легенды и предания Волги-реки. Нижний Новгород Книги 2002г
9. Памятники истории и культуры города Горького. Горький. Волго-Вятское книжное издательство. 1977г.
10. Природа Горьковской области. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. -416с.
11.Родной край. Книга для внеклассного чтения. Горький. Волго-Вятский изд. 1983г.115с
12.Свиридова Е.В. Волшебные сказки и приемы их анализа на уроках литературного чтения//Начальная школа,2004,№6.-С.12-15
13. Сидорова С.А.Игры в загадки на уроках русского языка//Начальная школа, 2004, №10.-С.44-48








13PAGE 15


13PAGE 143315




15