Конспект урока по окружающему миру на тему Февраль — месяц метелей и вьюг(1 класс)

Урок окружающего мира в 1 классе по программе «Начальная школа ХХI века».
Тема урока: Февраль – месяц метелей и вьюг.
Цели урока:
образовательные:
дать представления о характерных признаках третьего этапа зимы, познакомить с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей финала зимы;
расширить и углубить знания детей о том, как зимуют дикие животные, показать связь их жизни с состоянием неживой природы зимой
развивающие:
развивать навыки коммуникативного общения;
любознательность;
умение работать в команде
воспитывающая:
воспитание эмоционального взгляда на окружающий мир

Оборудование: иллюстрации с изображением времен года, таблицы с изображениями животных, выставка книг о живой и неживой природе, путевой лист, грамзапись «Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка».

Ход урока.
Орг. момент.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.

Введение в тему урока.
- Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года.
- А какое, вы узнаете, послушав запись.
- Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима. (1слайд)
- Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока.
- Но для этого вы должны отгадать загадку, которую она для вас приготовила. (2слайд)
Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Что, скажи, за месяц это? (февраль)
- Подумайте, как может называться тема нашего урока? Вам поможет АНАГРАММА (работа в парах)
III.Сообщение темы урока.

- Давайте откроем учебник на стр. 20-й и прочитаем тему урока, которую принесла нам Зима. (3слайд)
- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Вспомнить, чем февраль отличается от других месяцев. Вспомним его особенности)
IV. Работа по теме.
- Ребята, а февраль – это какой по счёту зимний месяц? (3)
- А какой по счёту в году? (2)
- О каком месяце говорят: «Году-начало, зиме-середина»? (январе)
- Назовите месяц, который год заканчивает (декабрь)
- А теперь назовите нашей гостье все зимние месяцы по порядку.
(4 слайд)
- Волшебница-Зима предлагает вспомнить загадку и сказать, какие природные явления указывают на февраль.
- А теперь я прочитаю вам текст на стр.20, под темой, а вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится.
ЧИТАЕМ ТЕКСТ
- О каких же явлениях природы в нём говорится?
- Ребята, в тексте февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг.
Наша гостья хочет узнать, а знаете ли вы, почему этот месяц так называют?
В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга.
Как вы думаете, от какого слова могло произойти слово «метель»? «вьюга»?

Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри.
(5и 6слайд)
Сильную метель называют бураном или пургою.

Прочитайте (слова записаны на доске) и выберите явления, наиболее характерные для зимы: снег, дождь, туман, снегопад, метель, сугробы, отт
·епель, роса, гроза, жара, сосульки, наст, молния, гололедица.

РАБОТА В ГРУППАХ
- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах. Каждая команда получает свое задание.
1 группа: Прочитайте текст и расскажите о том, что такое СНЕГ.
2 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое СНЕГОПАД.
3 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое МЕТЕЛЬ.
4 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое СУГРОБЫ.
5 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое ОТТЕПЕЛЬ.
6 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое СОСУЛЬКИ.
7 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое НАСТ.
8 группа: Прочитайте текст и расскажите, что такое ГОЛОЛЕДИЦА.

Оттепель - это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять.
- А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель)
- Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».
(слайды 7 – 13, ИНЕЙ)
ПРИМЕТЫ ФЕВРАЛЯ, ПОСЛОВИЦЫ
- К сегодняшнему уроку вы подготовили приметы февраля.
(Дети читают)

- Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.
Физминутка
Мы на лыжах в лес идём,
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер.
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
Ну а мы идём, идём
И к себе приходим в дом.
- А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней снова отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.
- Вы согласны?
- Тогда вперёд!
- Ну, вот мы и у леса.
(15 слайд)
- А что же тут происходит?
- Закройте глазки прислушайтесь
- Что вы услышали?
- А что увидели?


-А теперь послушайте, как сказано об этом в тексте, который называется «Лесные картинки» на стр.20 нашего учебника.
- О каких зверях говорится в тексте?
- Какие животные проводят зиму в спячке?
- Зачем заяц путает следы?
- Как считаете, заяц труслив или осторожен?

РАБОТА В ГРУППАХ (по цветам)
- Ребята, вам сейчас предстоит работа в группах. Работаем слаженно, быстро. По моему сигналу заканчиваем работу.
1 группа: Чьи следы можно увидеть зимой в лесу? Почему вы так считаете?
2 группа: Распределите животных на группы. Как зимуют дикие животные?
3 группа: Распределите птиц на группы. Расскажите, почему именно так их распределили. Как зимуют птицы?
4 группа: Расселите животных в домики.

Ролевая игра «Лесное собрание».
Между детьми распределяются роли, и каждый участник рассказывает другим, как он проводит зиму. ДЕТИ НАДЕВАЮТ МАСКИ


V. Итог.
1. - Ребята, как звучала тема сегодняшнего урока? Достигли мы цели урока?
Продолжите предложения:
1. На уроке я узнал(а)
2. Мне было интересно узнать
3. Мне понравилось
4. Мне не понравилось
5. Дома я расскажу

2. К уроку вы сегодня готовили стихи о последнем зимнем месяце.
(Дети читают стихи)

- Ребята, давайте на память об этом уроке мы оставим себе картину «Февраль – месяц метелей и вьюг»
(Дети из заготовок выполняют картину – аппликацию)
15