Формирование мотивации учения на разных этапах урока


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г. Михайловска»











Формирование мотивации учения на различных этапах урока









Выступление на школьном педсовете
Гилёва Наталья Валентина,
учитель начальных классов.













В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Формирование мотивации это воспитание у школьников идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела, активную жизненную позицию школьника.
Мотивация по отношению к учебной деятельности выполняет ряд важных функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Отсутствие изучения и управления мотивационной сферой учения может привести к регрессу мотивации, снижению ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного контроля над этой стороной учения. И здесь возникают вопросы:
Почему ученик начинает плохо учиться?
Почему вдруг снижается его активность?
Это вызвано снижением возможности, эффективно использовать полученные знания или это связано с изменением отношения ребенка к самому процессу учения? Или же причиной служат семейные обстоятельства? С каждым годом на фоне обострения социальных проблем, самоустранения родителей от воспитания детей всё более остро встаёт вопрос о низком уровне сформированности мотивации детей к учебной деятельности: отсутствие желания учиться или положительная, но бессодержательная мотивация на уровне переживаний. Несмотря на большую работу, которая ведётся в образовательных учреждениях по формированию мотивации у школьников, учителя с тревогой обращают внимание на «мотивационный вакуум».
Общий подход формирования мотивации на отдельных этапах урока состоит в том, чтобы на каждом уроке осуществлялся некоторый цикл учебной деятельности школьников. Он будет разным в зависимости от целей урока, его типов. Содержанием этих циклов учебной деятельности будет либо усвоение новых знаний и способов работы, либо их применение в новых условиях, либо закрепление и отработка усвоенных ранее знаний и способов работы. Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, она должна иметь психологически полную структуру от понимания и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки.
Например, на уроке может быть представлен цикл деятельности школьника по усвоению новых знаний и способов, в этом случае учебная деятельность должна включать задачи, обеспечивающие готовность именно к действиям добывания нового.
Если урок имеет тренировочную направленность, то ученик также должен быть в полной мере готов к выполнению именно этой деятельности. Следовательно, в зависимости от содержания урока учитель должен организовать некоторый цикл учебной деятельности у школьников и формировать соответствующий этой работе мотивационный цикл.
Эти этапы таковы от мотивации начала работы (готовность, включенность) к мотивации хода выполнения работы и затем к мотивации завершения работы (удовлетворенность или неудовлетворенность результатами, постановка дальнейших целей и так далее).
Остановлюсь конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока. При этом подчеркну, какие стороны мотивации желательно изучать и формировать, а также то, какие приемы учитель может использовать:
Формирования мотивации на отдельных этапах урока.
I этап урока. Этап вызывания исходной мотивации.
Цель: формирование у каждого учащегося личной потребности в последующей деятельности, связанной с «открытием» нового правила.
Словами «мы хорошо поработали над предыдущей темой», заданием индивидуальных упражнений с последующей фронтальной проверкой произвожу актуализацию мотивов предыдущих достижений.
Создав «ситуацию успеха» на первом этапе предлагаю ребятам конкретную учебно-практическую задачу. Однако ее решение вызывает затруднения или приводит к нерациональным операциям. Так словами «но не усвоили еще одну важную сторону этой темы» вызываю мотив относительной неудовлетворенности, который и формирует потребность в дальнейшей деятельности.
Сначала каждый ученик пытается решить задачу самостоятельно. После неудачных попыток он ищет помощь у других. Таким образом, на уроке возникает сотрудничество учащихся. (Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то можно говорить о наличии социальных мотивов.)
Ученики анализируют в группах возникшие затруднения, тем самым они пытаются определить свои знания от незнаний. Этот этап обычно заканчивается ответами школьников на вопрос: «Что же мы должны узнать, чтобы решить последнюю задачу?»
Итак, учащиеся сами формулируют цели урока, которые фиксируются на доске и в их тетрадях, например, в такой форме: «Открыть правило ». В этом случае цели урока становятся для школьников лично значимыми. Что существенно влияет на последующую их учебно-познавательную деятельность.
Приемы повышения интереса к учебному материалу представлены на слайде.

Название приема
Формулировка

1.
Привлекательная цель.
Перед учеником ставится понятная, простая и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

2.
Удивляй!
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

3.
Отсроченная отгадка.
В начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку дать в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие.

4.
Фантастическая добавка.
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

5.
Лови ошибку
Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Ученик получает текст со специально допущенными ошибками.

6.
Практичность теории.
Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

7.
Пресс-конференция.
Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие её вопросы.

8.
Вопрос к тексту.
Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов.

II этап урока. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание.
Обратитесь к проблемному обучению, ведь это мощнейший способ повысить интерес к предмету: проблемные ситуации способствуют изучению объекта в одних случаях изучению через самостоятельное открытие, когда учащиеся в значительной степени работают самостоятельно, или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель. Вместо объяснения он побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов.
Очень полезно использовать метод проектов как проблему. О содержании работы над проектом сегодня много говорится, работа над проектом вошла в практику школ. Поэтому останавливаться на нём не буду. Отмечу лишь неоспоримые плюсы метода проектов:
он развивает познавательный интерес;
ребята используют различные формы работы: дискуссии, изучение литературы, сбор эмпирической информации и т.п.;
в процессе этой деятельности происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, от её результата;
знания находят практическое применение;
устанавливается связь с жизненным опытом детей;
в групповых проектах школьники овладевают умением сотрудничать, слышать друг друга, оказывать взаимопомощь.
Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.
Совместная работа наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Но помните: они часто порождают зависть, чувство униженности, высокомерие и превосходство. Поэтому соревнование надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностиями других школьников). Общий счёт складывается из баллов всех участников. В процессе повышения мотивации учитывайте общественное мнение класса, существующие групповые нормы
Начиная групповую работу, убедитесь, что у школьников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя причастными к групповым занятиям, активно в них участвовать. После изучения сложного материала попросите ребят проверить себя в усвоении нового, пусть они объяснят тему друг другу. Когда работа особенно захватывающа и интересна (устные доклады, например), работа в группах очень полезна. Предложите детям придумать вопросы для одноклассников и задать их на уроке.
КОЛЛЕКТИВНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Название приема
Формулировка

1.
Организация работы в группах.
Группы получают одно и тоже задание.
Группы получают разные задания.
Группы получают разные, но работающие на общий результат задания.

2.
Лови ошибку.
Ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются придя к определённому мнению, группа выбирает спикера.

3.
Пресс-конференция и вопрос к тексту.
Ребята составляют списки вопросов, разбившись по группам.

4.
Своя опора.
Группа составляет опорный конспект урока или темы на листе большого формата.
Несколько сильных учеников заранее получают творческое д/з: составить опорные конспекты по различным когда-то пройденным темам. На одном из уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на группы.

ИГРОВАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Название приема
Формулировка

1.
Игры-тренинги.
1.Игровая цель. Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
2. Логическая цепочка. Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определённым правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

2.
Игры в случайность.
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.

3.
Театрализация.
Разыгрывается сценка на учебную тему.

4.
«Да-нетка».
Учитель загадывает нечто. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет».



ПРИЁМЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ

Название приема
Формулировка

1.
Базовый лист контроля.
На первом же уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила, понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый.

3.
Показательный ответ.
Ученик демонстрирует блестящий ответ.

4.
Опрос по цепочке.
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передаётся другому жестом учителя.

5.
Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом.

7.
Взаимоопрос.
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.

8.
Защитный лист.
Перед каждым уроком, всегда на одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснений причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая листы, держит ситуацию под полным контролем.

9.
Отсроченная реакция.
Учитель приучает детей к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика. (30 секунд)


Этот этап важен потому, что, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестаешь о ней думать, сосредотачиваясь на предметном содержании урока. Здесь я ориентируюсь на широкий спектр познавательных и социальных мотивов, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставлению (познавательные мотивы), к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).
Здесь я использую: чередование разных видов деятельности (устных и письменных, трудных и легких, репродуктивных и поисковых, индивидуальных и фронтальных); выбор меры трудности материала (дифференцированный подход); подключаю учащихся к самоконтролю и самооценке (идет активный поиск самих учащихся, их проба сил). Одним из приемов, способствующих формированию мотивации учения, является занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала (познавательные игры, ситуации спора, «найди ошибку»)
III Этап урока. Этап завершения урока.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Например, полезно использовать задания типа: «Составьте кластер (схему или модель) пройденного материала, в которой отразите основные понятия, изученные в пройденной теме, и связи между ними». Или такое задание: «Составьте вопросы и задачи, по которым можно проверить уровень усвоения изученной темы».
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ

Название приема
Формулировка

1.
Своя опора
Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

2.
Повторяем с контролем.
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Вариант: ученики попарно отвечают на вопросы друг друга.

3.
Повторяем с расширением.
Ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

4.
Свои примеры.
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

5.
Опрос – итог.
В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

6.
Обсуждаем домашнее задание.
Учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён.

Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела необходимо организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Название приема
Формулировка

1.
Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задаёт домашнее задание двух или трёх уровней.
Первый уровень – обязательный минимум.
Второй уровень – тренировочный.
Третий уровень – творческий.

2.
Задание массивом.
Задаётся большой массив сразу – в рамках большой изучаемой темы или повторяемой темы.

3.
Особое задание.
Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Учитель всячески подчёркивает своё уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.

4.
Творчество работает на будущее.
Ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов.


Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.
Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъекта деятельности по овладению содержанием образования.












13PAGE \* MERGEFORMAT14215




 
·