Загадка двух стихотворений двух тонких лириков


МО «Еравнинский район»
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»




Направление: Литературоведение
Название работы: Загадка двух стихотворений


Автор работы: Дашицыренова Юмжит,
ученица 11 класса
«Сосново-Озерская средняя
общеобразовательная школа №2»
Руководитель: Цыденова А.Б., учитель рус. яз. и лит-ры




2014

Оглавление:
Введение_______________________________________________1 стр.

Основная часть__________________________________________2-

Заключение___________________________________________________

Использованная литература_______________________________________














Введение
В соответствии с программой по русской литературе для 11 класса мы изучаем литературу 20 века. И особое место в программе занимает тема «Серебряный век русской поэзии». История русской культуры конца 19 начала 20 века, развивавшаяся в эпоху социальных потрясений, поражает. Ощущение рубежности, кризисности, катастрофичности своего времени чутко уловили люди с тонкой душевной организацией – поэты, художники, музыканты и другие служители искусства. Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». И особый интерес у меня вызвало талантливое творчество поэтов этого периода.
Данная работа посвящена анализу двух стихотворений великих поэтов «серебряного века» - А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева. В начале работы хочется отметить, что эти имена связаны в нашем сознании, так как они были не только современниками, собратьями по перу, акмеистами, но и мужем и женой. Для анализа я взяла стихотворение А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью.» и стихотворение Н.С. Гумилева «Отравленный». Они привлекли мое внимание сюжетной схожестью. Я предположила, что толчком для их написания послужил один и тот же повод. В пользу этого предположения говорит и тот факт, что стихи написаны в один и тот же год, дата написания этих стихотворений – 1911 год. Метод исследования -подробный анализ текста, где, по моему мнению, я нашла убедительные примеры связи стихотворений. Комментария к этим стихотворениям из доступной мне литературы я не нашла, и сравнительный анализ стихотворений провела сама.
Цели моей работы следующие:
Пробудить интерес сверстников к поэзии «серебряного века»
Воспитание уважения к судьбе и творчеству поэтов «серебряного века», оказавших огромное влияние на развитие литературы Задачи:
Предложить свое прочтение стихотворений двух великих поэтов
Показать, как стихотворения обретают новое звучание при их соотнесении и преломлении через читательское восприятие

Основная часть
Анна Ахматова, Николай Гумилев, Лев Гумилев. В истории русской культуры эти три имени связаны навсегда. И не только в истории культуры, в нашем сознании тоже. Николай Скатов писал о них: «Каждый в нашем сознании, по сути, уже почти никогда не выпадет из триады». Каждый из них до самого конца понес свой трагический крест, который тяжелел под грузом и невзгод, и почестей двух других из этой триады. Да, да почестей. Именно почести, слава, признание стали для них и роковым приговором в ту «тончайшую эпоху», получившую название «Серебряный век».
Сейчас имя А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева составляют золотую страницу в истории развития искусства. Их судьбы явились прямым отражением истории страны и поражают своей трагичностью. И каждый, кто соприкоснулся с их судьбой и творчеством, будет уже думать о них, пытаться понять феномен эпохи «серебряного века», породившего столько поэтических индивидуальностей. И мы листаем страницы их книг, читаем строки их стихотворений и поражаемся, поражаемся. Поражает пластика и изящество их стихотворений, высокие романтические идеалы, поражает их начитанность и интеллектуальность.
Нам, читателям, интересны все факты из биографии полюбившихся поэтов, потому что личное тесно переплетено с их творчеством. Все исследователи творчества А.А. Ахматовой едины во мнении, что поэтесса мастерски умела передать в стихах тончайшие движения женской души, тайну женского сердца. Высокую оценку её творчества давали ей и современники, а ведь отношение к женской поэзии было тогда снисходительным. И муж Анны Андреевны, Николай Гумилев, признавал её литературный талант. Известно, что и у Ахматовой, и у Гумилева в пору, когда их отношения зашли в тупик, рождались стихи, из которых можно было понять причины их размолвок. Стихи лучше, чем слова, передавали их душевные переживания. В статье А.М. Марченко, открывающей книгу «А. Ахматова. Стихотворения. Поэмы», эти стихи процитированы. Приведем отрывки из некоторых в качестве подтверждения к сказанному.
Н.С. Гумилев

А. Ахматова


Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал забавницу,
Гадал – своенравницу,
Веселую птицу-певунью.
Покликаешь – морщится,
Обнимешь – топорщится,
А выйдет луна – затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то, - хочет топиться.
Твержу ей: крещеному
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору. <>

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети.
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
А я была его женой.



Эти строки, по мнению А.М. Марченко свидетельствуют о первых «неудовольствиях» между молодыми супругами, которые постигли их уже в первый год их семейной жизни. Причины их разногласий А.М. Марченко тоже попытался понять, и его рассуждения, и приведенные факты довольно убедительны.
Но в своей работе я хочу рассказать о других двух стихотворениях этих великих поэтов. Написаны они в один год и схожи сюжетом. Никаких подробных комментариев к ним я не нашла, нигде не написано и о связи этих двух стихотворений. Между тем невозможно не обратить на них внимания. Для подробного разговора – рассуждения о них послушаем эти стихи.
А. Ахматова

Сжала руки под темной вуалью
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

8 января 1911
Киев
Н. Гумилев

Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?»

Отвернулась печальной и гибкой
Что я знаю, то знаю давно,
Но я выпью, и выпью с улыбкой
Все налитое ею вино.

А потом, когда свечи потушат
И кошмары придут на постель,
Те кошмары, что медленно душат,
Я смертельный почувствую хмель

И приду к ней, скажу: «Дорогая,
Видел я удивительный сон.
Ах, мне снилась равнина без края
И совсем золотой небосклон.

Знай, я больше не буду жестоким,
Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним,
Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым

Мне из рая, прохладного рая,
Видны белые отсветы дня
И мне сладко – не плачь, дорогая,-
Знать, что ты отравила меня».
1911


А. Ахматова и Н. Гумилев поженились в 1910 году, 25 апреля 1910 года состоялся обряд венчания. Дальше читаем А. Марченко: «Видимо, к осени 1910 года Анна и Николай Гумилевы стали догадываться, что невольно обманули и друг друга, и самих себя: налицо была психологическая несовместимость». И понятно, что непонимание между ними росло. Не отложил Н.Гумилев своего запланированного путешествия в Африку, и в конце 1910 года уехал на целых полгода. У них было время подумать о своих отношениях, о взаимных обидах.
Но вернемся к стихотворениям. При первом же их чтении возникает ощущение, что и А. Ахматова, и Н. Гумилев описали одно и то же событие. Можно предположить, что толчком к написанию этих стихотворений послужил один и тот же повод, может быть одно какое-то объяснение между супругами, так эти стихотворения близки. Только стихотворение А. Ахматовой написано от лица лирической героини, а у Н. Гумилева – от лица лирического героя. Это вносит в оба стихотворения личный характер. Я предполагаю, что героями являются они сами. Попробуем это доказать.
Оба стихотворения написаны трехсложным размером – анапестом. Обратим внимание на сюжет: в каждом из этих двух стихотворениях говорится о какой-то обиде, нанесенной лирической героиней лирическому герою.
Оба эти стихотворения начинаются с прямой речи, вернее с вопроса-утверждения: у Ахматовой «Отчего ты сегодня бледна?», у Гумилева «Как ты страшно и странно бледна!». Подчеркивается бледность лирической героини как признак её душевного волнения. Лирическая героиня Ахматовой отвечает: «Оттого, что я терпкой печалью напоила его допьяна». У Гумилева лирическая героиня не ответила «Отвернулась печальной и гибкой». Современники, все как один, отмечали, что А.А. Ахматова была очень стройной и гибкой, сам Н. С. Гумилев 1910 (когда литературный талант А. Ахматовой еще не так громко заявил о себе) однажды посоветовал жене: «Займись лучше танцами, ты такая гибкая». У Ахматовой говорится о «терпкой печали», которой лирическая героиня «напоила» лирического героя «допьяна», у Гумилева говорится о стакане золотого вина, но ахматовский эпитет «терпкий» можно отнести к вину, если воспринимать слово «вино» как метафору. Во второй строфе ахматовского стихотворения дается описание лирического героя, отравленного вином-печалью «он вышел, шатаясь, искривился мучительно рот», это видение лирической героини, сам лирический герой не может видеть себя со стороны, и поэтому этого описания нет в стихотворении Н. Гумилева. И только в третьей строфе стихотворения Н. Гумилева лирический герой описывает, что с ним будет: «А потом, когда свечи потушат < >, я смертельный почувствую хмель». Лирическая героиня Гумилева плачет: «Не плачь, дорогая». Переживания лирической героини Ахматовой переданы через внешние детали, что присуще лирике Ахматовой: « Я сбежала, перил не касаясь Задыхаясь, я крикнула». Мы можем предположить, что она плачет, как описано у Гумилева.
У Ахматовой лирический герой уходит, улыбнувшись «спокойно и жутко», он все понял, читаем у Гумилева «Что я знаю, то знаю давно, но я выпью, и выпью с улыбкой все налитое ею вино». Мотив улыбки присутствует и у Ахматовой, и у Гумилева. Лирический герой и у Ахматовой, и у Гумилева принял вино с отравой-печалью и он уходит. Ахматовский лирический герой на просьбы остаться говорит: «Не стой на ветру». В этой фразе заключено и невозможность дальнейших отношений, и забота о той, которую оставляют. И эта забота ранит больше всего: тебя уже не любят, а заботятся как о когда-то близком человеке. На этом стихотворение Ахматовой заканчивается, потому что больше ничего нельзя добавить.
У Гумилева лирический герой более откровенен: «Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким, Я не буду печальным и злым».
И у Ахматовой, и у Гумилева в конечных строках стихотворений звучит мотив расставания. Лирические герои стихотворений расстаются, как расстались и их создатели. Но они так много дали друг другу, что их встреча оставила в их душах и судьбах неизгладимый след, который чувствуется во всем их последующем творчестве.





Заключение
Мы не станем гадать, каким был этот конкретный повод, подаривший для нас эти два прекрасных стихотворения. Интересно другое, что у этих двух великих самобытных поэтов есть такие близкие и по сюжету, и по лексике, и по идее стихотворения. Это лишь подтверждает близость их мироощущения, принадлежность одной эпохе и, смею предположить, общность культурных вкусов, не зря же их так потянуло друг к другу.
Мы живем уже в 21 столетии, но поэзия «Серебряного века» продолжает изумлять нас, и мы тянемся к ней, может, ещё и потому, что идеалы нашего века слишком прозаичны и бедны.

















Использованная литература:

Гумилев Н.
Избр/Сост., вступ. ст., коммент., лит-биогр. хроника И.А Панкеева, худож. С.Соколов. – М.: Просвещение 1990. -383с.:иностр.
Ахматова А.А.
Стих. Поэмы/Ахматова А.А. – М.:Аст: Карсалова Е.В. Леденев А. В. Шаповалова Ю. М. «Серебряный век» русской поэзии. Пособие для учителей. Новая школа, 1996:192с.
Ахматова А.А.
Стих-я. Поэмы. – М.: Дрофа: Вече, 2002 г.-368с. (Библиотека Отечественной Художественной Литературы)
Н. Гумилев.
Стих-я и поэмы. Москва Современник 1889г.
Рус. лит-ра XXв. 11кл. : Поурочные разработки. Метод. Рекомендации для учителя/ В. Р. Агеносов, Э.Л. Безносов, Н.С. Выгон изд.под. ред. В.В. Агеносова.- 2-е издание стереотип .- М.: Дрофа, 2001.- 480с.