Статья Коррекция страхов нетрадиционными техниками изотерапии


Коррекция страхов нетрадиционными техниками изтерапии.
Изотерапия – это направление арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление психотерапевтической практики получило широкое распространение, как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин «арт-терапия» был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году.
Рисование является творческим процессом, позволяющим ребенку чувствовать и понимать себя, выражать свои мысли и чувства, освобождаться от конфликтов и отрицательных переживаний прошлого и настоящего, выражать надежды и мечты. Это не только отражение в сознании окружающей действительности, социальной реальности, но и их моделирование, выражения отношения к ним.
Цель изотерапии состоит в гармонизации психического состояния, его укрепление или восстановления через развитие способности самовыражения и самопознания, мотивация к личностному росту, обучение, решение проблем адаптации к учебе, преодоление тревожности и страхов, снижение агрессивности, повышение самооценки. Ценность применения изотерапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика изотерапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
К изотерапии относят прикладные виды творчества, такие как живопись, различные виды росписи, лепка и др. данный вид арт- терапии является одним из наиболее востребованным и распространенным сегодня. Творчество обладает уникальным свойством, способствующем выносу на поверхность всех сокрытых и неосознанных тайн, желаний, проблем, которые постоянно оказывают давление на личность.
Изотерапия развивает навыки общения и взаимодействия, уверенность в себе, способствует мотивации познания, творчества и обучения; развивает и корректирует эмоциональную сферу; стимулирует развитие мелкой моторики; развивает высшие психические функции такие, как мышление, внимание, речь, воображение; помогает скорректировать страхи, переживания и страдания; имеет релаксационное воздействие, так как ребенок с помощью рисования отдыхает от отрицательных эмоций и мыслей, снимает напряжение.
Выбор художественных материалов для занятий с ребенком имеет громадное значение и непосредственно влияют на его работу. Чтобы понять, какой материал вызывает у ребенка наиболее сильные положительные эмоции и мотивацию к работе, вы должны обратить внимание на реакцию ребенка и сначала использовать наиболее интересные для создания и стимулирования мотивации ребенка к творчеству. Затем вы можете расширить ассортимент материалов, используемых в работе, и повысить сложность собственной работы.
Основные этапы изотерапии.
Этап 1.  Свободная активность перед собственно творческим процессом.
   Сюда можно отнести и предварительную подготовку ребенка, и создание мотивации к работе. Часто дети не любят рисование, и наотрез отказываются рисовать. В этом случае можно заранее придумать и рассказать ребенку, что и как вы будете рисовать, кому вы покажите или подарите рисунок. Если ребенок все же отказывается включиться в процесс, можно предложить ему просто посмотреть, как рисуете вы, или просто начать рисовать, и ребенок на определенном этапе заинтересуется действием. Если получилось заинтересовать ребенка, то сперва расскажите или обсудите, что и как вы будете делать, по возможности вовлеките ребенка в процесс подбора материалов (Что мы возьмем? Какими цветами будем рисовать? Возьми (по возможности) самостоятельно те цвета или материалы).
   Перед началом для усиления заинтересованности и повышения мотивации и значимости процесса можно использовать игровую деятельность, то есть просто поиграть с материалами, подключить игрушки (Незнайка тоже хочет рисовать с нами!). Быть может, перед созданием любого даже самого простого образа ребенок захочет просто почертить различными цветами, позвольте ему сделать это, позвольте ему быть исследователем. Сам промежуток времени, посвященный данной деятельности зависит от ребенка, его потребностей, проблем и его возраста. Поэтому постарайтесь чувствовать своего ребенка,  не старайтесь побыстрее приступить к рисованию и сделать этот процесс «очень серьезным», позвольте ребенку еще перед процессом творчества почувствовать себя свободным и играющим важную роль в этом процессе.
Стоит принять во внимание, что дети с высокой личностной или ситуативной тревожностью сначала рисуют простым карандашом, неоднократно исправляя изображение, и только потом раскрашивают его.
Этап 2. Процесс творческой деятельности.
   В процессе самой творческой деятельности – рисования, постарайтесь быть рядом с ребенком, особенно на первых занятиях рисованием. Постоянно поддерживайте мотивацию, напоминая и проговаривая, что вы рисуете, что это будет, кому вы будете показывать рисунок, где он будет потом висеть и т.д. Не жалейте подбадривающих слов: молодец, посмотри как хорошо получается, ты сегодня настоящий художник и т.д. В рамках стимулирования общего развития осуществляйте процесс рисования с постоянной обратной связью с ребенком, например: какого цвета солнышко, какой формы у солнышко личико, а что еще есть у солнышка. Так же постарайтесь заметить, какие эмоции испытывает ребенок во время рисования, и проговаривайте ему свои и его эмоции, например: мне так нравиться твое облако, посмотри у облака такое же хорошее настроение, как и у тебя сейчас, я так рада видеть, когда ты рисуешь и ты счастлив.
   Если в процессе работы ребенок все же не заинтересован, или он устал, предложите ему отдохнуть, снова немного поиграйте, но постарайтесь договориться, что рисунок должен быть обязательно завершен самим ребенком, или с вашей активной помощью.
Также в процессе рисунка или в конце у ребенка может появиться желание все зачеркать, или порвать. Если это просто бессознательные моменты желания «взять в рот», то можно просто убрать и постараться вернуться к деятельности чуть позже, еще раз спокойно объясняя, что так делать не нужно и нельзя, и еще раз напоминая, что это будет и как все будут рады, когда ребенок дорисует. Если же это негативные эмоции по поводу своих способностей, или того, что что-то не получается, то нужно подбодрить, и еще раз помочь, довести образ до конца, акцентируя результат и малейшие успехи. Так же может быть, что ребенок испытывает какие либо негативные эмоции к самому рисунку, тогда нужно постараться понять, почему это происходит, и, возможно, дать ребенку порвать и зачеркать, выплеснув тем самым свои негативные чувства, потом по желанию нарисовать еще и, возможно, снова порвать, пока ребенок не будет чувствовать себя комфортно.
Изотерапия может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Работая с группой, мы утрачиваем глубину, но приобретаем навыки социальной поддержки, взаимодействия. Это должен решить психолог - какую форму выбрать в зависимости от поставленной цели.
Этап 3. Дистанцирование.
   После того, как рисунок готов, каким бы не был результат, подчеркните что получилось, потому как не бывает, чтобы не получилось ничего, и даже если это совсем не то, что вы ожидали, поддержите ребенка, тем самым, формируя мотивацию на дальнейшее развитие.
   Разместите работу в таком месте, где бы на нее было удобно и легко смотреть самому ребенку. По возможности привлеките ребенка к процессу размещения рисунка. И когда рисунок хорошо виден со стороны, еще раз подчеркните, что вы рисовали, и что получилось.
Этап 4. Вербализация.
Важным моментом, повышающим коррекционный эффект изотерапии, являются последующий анализ и обсуждение рисунков, придумывание историй по рисункам. Это способствует развитию самопознания, эмпатии, осознание собственных эмоциональных состояний, обеспечивает групповую поддержку. В ходе анализа следует исходить из возможностей ребенка и его возраста.
Степень открытости и искренности анализа своего рисунка зависит от уровня доверия к психологу, от личностных особенностей ребенка. Если он по каким-то причинам отказывается от высказываний, не следует настаивать. Можно предложить ему составить историю о своём рисунке и придумать название. После рассказа ребенка можно понять, к кому как относится, кем восхищается, кого осуждает, кому сочувствует. поэтому нетрудно составить представление о нем, о его интересах, отношениях к своим близким и к окружающему миру.
   После, обязательно оставьте рисунок на этом месте (каким бы рисунок не получился), чтобы ребенок сам мог видеть свое творчество, и обязательно показывайте и рассказывайте о том, как вы это сделали, и какие успехи были в рисовании у ребенка всем родным и знакомым, тем самым еще раз поднимая мотивацию, самооценку и творческую активность ребенка.
Этап 5. Рефлексия.
Заключительный этап предусматривает рефлексивный анализ в безопасной обстановке. Необходимы элементы взаимотерапии в виде доброжелательных высказываний, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому ребенку пережить ситуацию успеха. ребенок получает положительный опыт самоуважения, у него укрепляется чувство собственного достоинства. В завершении необходимо подчеркнуть успехи ребенка.
Коррекция страхов методами изотерапии.
Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями развития и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают. Если же они болезненно заостренные или сохраняются длительное время, то это служит признаком, сигналом неблагополучия, говорит о нервном ослаблении ребенка, неправильное поведение родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-нибудь неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении. Конечно, ее так настраивают родители, и не следует ожидать, что их потомок без колебаний выполнит задание. Если оба родителя имеют тревожно-мнительный характер, то эффект от рисования страхов у детей снижается вдвое; если только один отец с таким характером, то эффект хуже в 1,5 раза. Негативно влияют на результаты рисования страхов неврозы и заболевания внутренних органов на нервной почве у родителей. Причина - отсутствие жизнерадостности в семье, бесконечные разговоры о самочувствии, тревожно-недоверчивая фиксация на болезненном состоянии. В подобной атмосфере дети меньше рисуют и играют, на рисунках заметное преимущество черных и серых цветов. В первую очередь, с помощью рисования удается преодолеть страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но которые произошли довольно давно и оставили не очень выраженный до настоящего времени эмоциональный след в памяти ребенка. Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное событие, что пугает, например, застревание в лифте, укус собаки, избиения, пожар и т.п., была недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отразить страх смерти родителей. Не нужно бояться некоторого оживления страхов, что происходит в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их преодоления. Гораздо хуже, если они останутся “тлеть” в психике, готовы “вспыхнуть” в любой момент. Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, потому что позволяют делать широкие мазки. Фломастерами лучше пользуются младшие школьники. Хотя большинство детей предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, что упрощает саму процедуру рисования. Конечно лучше всего дать детям цветные карандаши, ручка, фломастеры, краски не позволят оценить нажим и наклон линий. Необходимо обратить внимание на то, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроена человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задания дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются преодолеть их страхи, скрывая собственные. Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласован заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих стоит предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немножко самостоятельно. После установления контакта переходят к беседы, цель которой заключается в выявлении страхов. Начать расспрашивать о страхах можно и в процессе самой игры, как бы между прочим спрашивая ребенка среди игровых пауз. Психолог не должен сидеть за столом, а находиться рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и личное участие в ней. В разговоре стараются не повышать голос, не делать эмоциональных и смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе для того, чтобы они могли организовать рисования страхов дома. Объясняется, как можно отобразить отдельные страхи, если ребенок спросит об этом. После диагностики страхов стоит поиграть с ребенком и родителями в подвижные игры типа бросание мяча, игры в кегли. Все это создает жизнерадостную атмосферу, которая противостоит эмоционально негативное влияние страха. В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить, пожать руку и предложить нарисовать страхи дома, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Во всех случаях не говорится о необходимости рисовать себя, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразила сам объект страха. На задание отводится обычно две недели, и ребенок снова со всеми домочадцами приходит на игровое занятие, на которое он приносит свои рисунки. Тем самым устраняется излишняя фиксация на страхах и на самой работе по их преодолению. Все идет как бы параллельно, вместе с игрой, что доставляет удовольствие ребенку. К тому же взрослым дополнительно сообщается о необходимости как можно больше играть с детьми в подвижные, эмоционально насыщенные игры. Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно спасет от страхов, потому что повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, которые возникают на фоне обостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное - нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждый страх на отдельном листе. Рисовать лучше совсем самостоятельно, без помощи взрослых. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность детей и мобилизует их на борьбу со своими страхами. Очень непросто начать рисовать страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер - страх страха. Решиться рисовать - это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним с глазу на глаз и целеустремленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. Если ребенок не нарисовал все страхи до назначенного дня, или визит откладывается на неделю, тогда проводится обсуждение уже имеющихся рисунков. Похвалить за успехи и проиграть некоторые страхи в увлекательной игре намного лучше, чем ругать или стыдить за невыполненное задание. Тогда психолог будет восприниматься как взрослый, который верит ребенку и готов всегда прийти к нему на помощь. Порядок предъявленных для обсуждения рисунков не имеет значения. Однако можно начинать и с более легко преодолимых страхов - воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков), врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически необходимо рассматривать страхи, предварительно перемешав их, как колоду карт. Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществить, страх возникал от одного лишь представление и не мог быть обозначен словами. Подобное препятствие только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому она доверяет и который может понять ее переживания. Важно не стесняться и говорить о страхе, потому что он все равно будет устранен - если не рисунками, то другими способами. После просмотра первого рисунка звучит реплика психолога: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «боишься или перестал?» - и ближе к концу звучит как: «Боишься - не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, чтобы не противоречить и благополучно пережить данный момент. После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, по отношению к которым достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его прежними страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе», освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то вспоминается, что страхи отныне будут «находиться» в ящике стола или шкафу, «закрытые» там навсегда, подобно джина в бутылке. После обсуждения вновь предлагается игра, в которой все активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например, игра в кегли, бой на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, чтобы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе. В конце встречи рисунки, на которых изображены страхи, что остались, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, чтобы было видно, что ты не боишься, и принеси мне снова свои рисунки». Психолог имеет в виду, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя такого, который уже не боится. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от нее; она уже не плачет от боли; борется с драконом; плывет по воде и летит на самолете. В данном случае очевиден эффект установки на преодоление страха в воображении путем его определенного заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельностное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один со своими страхами - они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, и “поблекли” после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в способность ребенка справиться со страхами. Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы, организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себя, если ребенок не боится, уходит 2 недели, и надо заранее назначить встречу. К ней организуют как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. На третий по счету встречи, (первая - диагностическая) так же предлагается сначала игра, но уже с учетом прошедших ранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметов находятся бывшие страхи-маски. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект. После игры-разминки проводиться обсуждения задачи с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «да», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует снова игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка. Исследования ученых подтвердили, что эффект устранения страхов достаточно выражен и стоек и составляет 50% при изображении страхов по типу «боюсь» и 80-85% от страхов, что остались - при изображении себя в активнойпозиции,противостоящей страху. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не изображает себя и на втором рисунке, где он «обязан» быть по инструкции, то это указывает на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно наблюдают при фобии. Возникает вопрос: нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя не боящимися и сэкономить время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой устойчив. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и опасения своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в ее сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.
Литература
1. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт.- М., 2003
2. Андрусенко В.Н. Социальный страх / В.Н. Андрусенко. – Свердловск.: Издательский центр «Академия»
3. Баркан А.И. Практическая психология для родителей / А.И. Баркан. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999
4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. -СПб: Гиппократ, 2003
5. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подро стков. — Л.: Медицина, 1982
6. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми.- СПб; Речь, 2008
7. Щербатых Ю. Психология страха / Ю. Щербатых. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.