Презентация к уроку русского языка на тему Как определить спряжение глагола 5 класс


Тема Как определить спряжение глагола с безударным окончанием Странные подарки. Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они. Что перепутал Артем? Почему возникла эта путаница? Орфоэпическая разминка Положит, повторит, руководит, облегчит, углубит, упростит, поняла, звонит Что объединяет эти слова? Составьте предложение со словом звонит. У меня в ушах звенит, Телефон опять звонИт. Записать в два столбика (1,2 спряжение) Плыв..т по реке, тихо шурш..т, по..т песню, шум..т по камушкам, звен..т в небе, сошь..т форму, стуч..т в ворота, выезжа..т из города, ве..т с моря. Проблема? ВеЕ/Ит? 1. выясни: падает ли ударение на личное окончание глагола окончание ударное окончание безударное Вывод: в окончании ударная Е (у-ю) – I спр. в окончании ударная И (я-а) – II спр. 3. инфинитив глагола заканчивается на - ИТЬ брить, стелитьвидеть, слышать и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, все остальные глаголы и дышать, вертеть, терпеть, и зависеть, и смотреть. Вывод: II спр.: в окончании И (а-я) 2. определяем инфинитив глагола Вывод: I спр.: в окончании Е (у,ю) 1. Посмотр…м, какова у тебя сила, вид…шь, там сивая кобыла ?2. Дорогой дам за себя откуп: откуплюсь, чем только пожела…шь.3. Отвеча…т золотая рыбка: « Не печалься, ступай себе с богом…»4. До светла все у него пляш…т, лошадь запряжет, полосу вспаш…т.5. Оброк сполна ты получ…шь вскоре….6. Ветер, ветер!Ты могуч, ты гоня…шь стаи туч …. Прочитайте предложения. Из каких они произведений? Кто их автор? 1 2 3 4 5 6 И И Е Е Е Е И Е Из какого произведения эти строки? Кто автор? Вставить в предложение подходящие по смыслу глаголы. Плутовка к дереву на цыпочках ________ , ________ хвостом, с вороны глаз ________ . Слова для справок: подкрадывается, приближается, подходит; вертит, помахивает; не спускает, не сводит.- Подчеркните подлежащее и сказуемое.- Определите спряжение глаголов, выделите окончания. Рефлекторный экран: -У меня получилось….-Я научился….-На уроке я смог….-Я узнал….. Домашнее задание (на выбор) 1 – Составить список-тренажер из десяти глаголов с пропущенным безударным окончанием;2 – упражнение 682;3 - ТПО задание 38 или упражнение 680.