Прикладной курс Синтаксис русского языка для 10 класса


КГУ общеобразовательная средняя школа имени ЕстаяПрограмма элективного курса по русскому языку в 10 классе (ОГН)
«Синтаксис русского языка»
Автор-составитель:Марденова Айнур Кайыровна
учитель русского языка и литературы
 

Пояснительная записка.
Современное общество требует от каждого его члена высокого уровня владения языковой, речевой и коммуникативной компетенциями. Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть прикладной курс русского языка. Курс рассчитан на 34 часа. Цель данного курса: сопоставить синонимичные ССП и СПП,БСП с казахским языком, помочь основательно готовиться к ЕНТ, так как раздел русского языка Синтаксис и пунктуация вызывает у учащихся казахских классов небольшое затруднение. При проведении прикладного курса по русскому языку в 10 классе «Синтаксис русского языка» необходимо изучить программу, научиться пользоваться материалами, рисунками, таблицами, опорными схемами. Совершенствовать знания русского языка путем усвоения концептуально-языковой картины мира; обучение письменной речи посредством практического введения знаний о нормах построения текста; формирование основ культуры речи. Обобщить и закрепить понятие о синтаксисе и пунктуации ; формировать навык всех видов речевой деятельности, практические навыки выполнения различных видов синтаксического разбора, развивать речевую и мыслительную деятельность ,выполнять тесты, осуществляющие проверку понимания учебного материала.
ВведениеВ “Концепции12- летнего среднего общего образования Республики Казахстан” утверждается, что главной целью образования является формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к само актуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.В Республике Казахстан, представляющей собой полиэтническое государство, продолжает оставаться актуальной проблема формирования поликультурной личности ,владеющей двумя и даже несколькими языками.Среди языков ,необходимых для изучения в целях общения, особое место занимает русский язык, который остается одним из основных средств получения потока информации в научной, социально –бытовой и культурной сферах жизни населения нашего государства Вот почему русский язык в Законе «О языках в Республике Казахстан» определен как обязательный учебный предмет в перечне дисциплин, входящих в документ об образовании.
Цели и задачи:1.Расширить знания учащихся по предмету.2.Обогащать словарный состав.3.Развивать устную и письменную речь учащихся.4.Обучать чтению и письму современного русского как теоретической основе грамотности и культуры речи.5.Формировать знания по теме «Синтаксис русского языка».6.Подготовиться к ЕНТ.Требования к изучению прикладного курса:Более глубокое изучение темы: «Синтаксис русского языка».Уметь применять теоретические знания в практической деятельности.Уметь пользоваться условными знаками при изучении таблиц, схем, рисунков .Уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.Формировать у учащихся навыков решения тестовых заданий.Проверить знания по русскому языку.Объяснять постановку знаков препинания в ССП и СПП,БСП.Употреблять сложные предложения в речи.Содержание курса:1 Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации Составление тезисного плана лекции учителя, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе .2 Словосочетание. Способы подчинительной связи. Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о способах синтаксической связи. 3 Согласование. Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их употребления 4 Управление. Употребления словосочетаний в речи. 5 Примыкание. Тестирование, осмысление структуры словосочетаний. 6 Разбор словосочетаний. Уметь правильно разбирать словосочетания 7 Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. Написать лингвистический рассказ с применением предложений по цели высказывания. 8 Двусоставные предложения. Конструирование предложение по эмоциональной окраске, работа в группах .9 Односоставные предложения. Раскрыть специфику семантики и строения односоставных предложений. 10 Определенно- личные предложения. Анализ- исследования текста для выявления односоставных предложений11 Неопределенно – личные предложения. Написать небольшой текст с использованием неопределенно- личных предложений. 12 Обобщенно- личные предложения Работа в парах, усвоение структурных особенностей обобщенно- личных предложений. 13 Безличные предложения Выделение стилистической роли безличных предложений; работа с художественным текстом. 14 Назывные предложения Стилистические свойства назывных предложений: творческая работа по группам. 15 Простое осложненное предложения. Овладение синонимией простых осложненных предложений. 16 Однородные члены предложения Подготовить связный рассказ о способах объединения однородных членов. 17 Обособленные определения Умения варьировать данными конструкциями, конструирование предложений с обособленными определениями. 18 Обособленные обстоятельства Конструирование предложений с обособленными обстоятельствами. 19 Обособленные дополнения Конструирование предложений с обособленными дополнениями. 20 Вводные слова. Работа по таблице, творческая работа. 21 Обращение. Тренировочные, упражнения, конструирование предложений с обращениями. 22 Синтаксис сложного предложения. Основные виды сложных предложений. Раскрыть структуру сложного предложения; об основном правиле пунктуаций сложного предложения. 23 ССП с соединительными союзами.О союзе как части речи, составление таблицы. 24 ССП с противительными союзами. Особенности употребления сложносочиненных предложений. 25 ССП с разделительными союзами. Упражнения, составление таблицы, работа со словарем. 26 Типы СПП. Специфические особенности сложноподчиненных предложений. 27 СПП с придаточными обстоятельствами. Сходство структуры придаточных обстоятельственных предложений в казахском языке28 СПП с придаточными определительными Эквивалентные модели придаточных определительных предложений 29 СПП с придаточными изъяснительными. Средства связи между главной и придаточной частями. 30 Сравнение соотносительных предложений русского и казахского языков Самостоятельное изучение-исследование, тестирование. 31 Бессоюзное сложное предложения Сравнительный анализ предложений, синтаксическая разминка 32 Знаки препинания в БСП Наблюдение за семантической функцией сложных предложений. 33 Синтаксический разбор БСП. Разбор, тренировочные упражнения 34 Итоговый урок. Тест, выступления учащихся, подведение итогов курса.
Календарно –тематическое планирование курса
№ Наименование темы Колич.часовДата проведения
1 Введение. Понятие о синтаксисе и пунктуации Составление тезисного плана лекции учителя, углубление и систематизация знаний учащихся о синтаксисе .1 2 Словосочетание. Способы подчинительной связи. Закрепить знания о словосочетании как синтаксической единице, о способах синтаксической связи. 1 3 Согласование. Совершенствовать навыки конструирование словосочетаний и их употребления 1 4 4 Управление. Употребления словосочетаний в речи. 1 5 Примыкание. Тестирование, осмысление структуры словосочетаний. 1 6 Разбор словосочетаний. Уметь правильно разбирать словосочетания 1 7 Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. Написать лингвистический рассказ с применением предложений по цели высказывания. 1 8 Двусоставные предложения. Конструирование предложение по эмоциональной окраске, работа в группах . 1 9 Односоставные предложения. Раскрыть специфику семантики и строения односоставных предложений. 1 10 Определенно- личные предложения. Анализ- исследования текста для выявления односоставных предложений 1 11 Неопределенно – личные предложения. Написать небольшой текст с использованием неопределенно- личных предложений. 1 12 Обобщенно- личные предложения Работа в парах, усвоение структурных особенностей обобщенно- личных предложений. 1 13 Безличные предложения Выделение стилистической роли безличных предложений; работа с художественным текстом. 1 14 Назывные предложения Стилистические свойства назывных предложений: творческая работа по группам. 1 15 Простое осложненное предложения. Овладение синонимией простых осложненных предложений. Однородные члены предложения Подготовить связный рассказ о способах объединения однородных членов. 16 Обособленные определения Умения варьировать данными конструкциями, конструирование предложений с обособленными определениями. 1 17 Обособленные обстоятельства Конструирование предложений с обособленными обстоятельствами. 1 18 Обособленные дополнения Конструирование предложений с обособленными дополнениями. 1 19 Вводные слова. Работа по таблице, творческая работа. 1 20 Обращение. Тренировочные, упражнения, конструирование предложений с обращениями. 1 21 Синтаксис сложного предложения. Основные виды сложных предложений. Раскрыть структуру сложного предложения; об основном правиле пунктуаций сложного предложения. 1 23 ССП с соединительными союзами.О союзе как части речи, составление таблицы. 1 24 ССП с противительными союзами. Особенности употребления сложносочиненных предложений. 1 25 ССП с разделительными союзами. Упражнения, составление таблицы, работа со словарем. 1 26 Типы СПП. Специфические особенности сложноподчиненных предложений. 1 27 СПП с придаточными обстоятельствами. Сходство структуры придаточных обстоятельственных предложений в казахском языке 1 28 СПП с придаточными определительными Эквивалентные модели придаточных определительных предложений 1 29 СПП с придаточными изъяснительными. Средства связи между главной и придаточной частями. 1 30 Сравнение соотносительных предложений русского и казахского языков Самостоятельное изучение-исследование, тестирование. 1 31 Бессоюзное сложное предложения Сравнительный анализ предложений, синтаксическая разминка .1 32 Знаки препинания в БСП Наблюдение за семантической функцией сложных предложений. 1 33 Синтаксический разбор БСП. Разбор, тренировочные упражнения 1 34 Итоговый урок. Тест, выступления учащихся, подведение итогов курса 1 Ожидаемые результаты:
Основные виды работ по устной и письменной речи обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления учащихся, способствуют формированию умений анализа. Самоконтроль знании, умении и навыков по изученной теме; умение анализировать ,обобщать существенные признаки по частям речи; выделять главное; развивать общие умении работа со справочной литературой; выделить практическую значимость полученных знаний; ликвидация пробелов в знаниях учащихся; самостоятельно упражняться в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Литература
1. Государственный стандарт общего и среднего образования РК2. Журналы «Русский язык и литература в казахской школе», «Русский язык в казахстанской школе».3Книги : А.И.Земский,С.Е. Крючков. Русский язык. І,ІІ части.Москва .“Просвещение”. 19904. И.М.Подгаецкая. Воспитание интереса к изучению русскому языку,Москва ,“Просвещение” , 19985. Справочник по русскому языку6. В.С. Гетманова. Пособие по русскому языку... Шымкент, “Шикула,” 20057. Ожегов. Толковый словарь русского языка.8. Русско-казахский словарь,Алматы,20079. Сборник тестов 2003-2012,Алматы10. Э.Ш.Бенцианова.Сборник диктантов по пунктуации Москва, “Просвещение,” 1986