Рабочая программа элективного курса Стилистика.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №292
с углубленным изучением математики
Фрунзенского района Санкт-Петербурга


ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБОУ школы №292
Протокол от______201__г. № ______

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ школы №292
_______________ Пятышева М.В.
Приказ от __________ 201___ г. №____


Рабочая программа элективного курса «Стилистика»
10 Б класса
2016- 2017 учебный год


Составитель: Рыбакова Клавдия Владимировна

Санкт-Петербург
2016


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая образовательная программа элективного курса для 10 –х классов ГБОУ СОШ № 292 составлена в соответствии с:
Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от 27.12.2009)"Об образовании".
Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
Приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Примерной программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень);
Программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы, (автор-составитель О. А Мазнева, И. М. Михайлова). – 3-е издание, переработанное М., Мнемозина, 2009;
Программой элективного (факультативного) курса для 1011 классов;
федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Стилистика» и рассчитана на 31 час в связи с переносом праздничных дней в 2016-2017 учебном году , 2 из них – контрольные зачётные работы в виде тестирования, предусматривающие контроль и оценку знаний по основным темам курса.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Учебный курс в 10 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умений, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография 10-й класс, пунктуация 11-й класс. Такой подход, разумеется, не исключает, а напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации совершенствование орфографических умений.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными лингвистическими словарями (в том числе и этимологическим, который в краткой и лаконичной форме даёт информацию не только о происхождении слова, но и объясняет, мотивирует его написание). Кроме того, значительными обучающими возможностями обладает такой приём, как орфографический анализ структурно-семантических схем слова или морфемно-словообразовательных моделей. Такой анализ развивает языковую догадку, способность предвидеть орфографические затруднения, вызванные морфемной особенностью того словообразовательного образца, которому соответствует данное слово и десятки других слов этой группы.
Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи.
старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).
Основные умения и навыки (10 класс)
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного курса формируется:
готовность к речевому взаимодействию,
моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения;
расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль,
оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить орфографические, грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН)

№ п/п
Тема урока
Основные элементы содержания
Практика
Контроль
Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные)
Планируемые сроки/ дата проведения



1
Основные понятия стилистики
Вводное занятие .Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь выразительной?
Секреты художественного мастерства писателя.
Работа с текстами
писателей – классиков.
Поиск средств выразительности,
индивидуальных особенностей стиля.
Лингвистический анализ текста.
Знать стили речи,
Уметь различать тексты разных стилей.
6.09

2..
Научный стиль
Анализ текстов научного стиля.
Особенности научного стиля.
Работа с текстами
по истории, биологии
Изложение
сжатое
Знать особенности научного стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
13.09

3-4.
Стилевые черты научного стиля
Анализ текстов .
Нахождение черт научного стиля.
Работа с текстами Д.Лихачёва, А..Солженицына, П.Капицы, Л.Ландау и др.
Лингвистический анализ текста
Знать особенности научного стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
20.09.16 27.09

5.
Языковые средства
научного стиля
Языковые средства( лексические, словообразовательные. морфологические)
Работа с текстами
из научно-популярной
литературы по профилю школы.
Монологический ответ по алгоритму: тезис. доказательство, вывод.
Знать языковые особенности
Научного стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
Уметь создавать собственный текст научного стиля.
4.10

6-7
Текстовые особенности подстилей научного стиля
Подстили научного стиля( собственно научный, научно-учебный, научно-популярный)
Работа с текстами Л.Гинзбург,
В.Непомнящего, Ю.Лотмана. С.Рассадина
И др.
Монологический ответ.
Знать подстили научного стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
11.10
18.10

8-12
Жанры научного стиля
Реферат, тезисы, рецензия,
критическая статья, эссе, школьное сочинение, аннотация
Составление текстов различных жанров
Написание аннотации, рецензии,
эссе,реферата, критической статьи,


Знать жанры научного стиля, уметь создавать учебно-научные тексты, выполнять комплексный анализ текста, использовать разные виды словарей.
25.10
15.11
22.11
29.11
6.12


13-15
Устные жанры научного стиля.
Доклад, дискуссия как вид спора, устный ответ.

Попытка дискуссии
Практическая работа.
Знать жанры научного стиля, уметь создавать учебно-научные тексты, выполнять комплексный анализ текста, использовать разные виды словарей.
13.12
20.12
27.12


16-18
Практическая работа. Создание текстов научного стиля.
Практическая работа
Практическая работа
Создание текста
научного стиля.
Знать жанры научного стиля,
Уметь создавать учебно-научные тексты;
выполнять комплексный анализ текста, использовать разные виды словарей.
17.01
24.01
31.01

19
Редактирование научных текстов
Редактирование текстов
Коллективное обсуждение речевых и грамматических ошибок,
стилистических и логических ошибок.
Редактирование
Знать жанры научного стиля, классификацию речевых, стилистических, грамматических, логических ошибок, уметь применять свои знания на практике.

7.02


20-21
Стилевые черты делового стиля. Языковые особенности делового стиля.
Доклад, дискуссия как вид спора, устный ответ.

Попытка дискуссии
Практическая работа.
Знать жанры делового стиля, уметь создавать учебно-научные тексты, выполнять комплексный анализ текста, использовать разные виды словарей.
14.02
21.02

22
Особенности построения текста делового стиля.
Разновидности делового стиля. Законодательные, ,административно- канцелярские, дипломатические тексты..
Работа с текстами Л.Гинзбург,
В.Непомнящего, Ю.Лотмана. С.Рассадина
И др.
Монологический ответ.
Знать подстили делового стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
28.02

23-24
Подстили делового стиля.
Подстили делового стиля
Работа с текстами Л.Гинзбург,
В.Непомнящего, Ю.Лотмана. С.Рассадина
И др.
Монологический ответ.
Знать подстили делового стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
7.03
14.03


25-27
Жанры делового стиля. Устные жанры делового стиля.
Реферат, тезисы, рецензия,
критическая статья, эссе, школьное сочинение, аннотация
Составление текстов различных жанров
Написание аннотации, рецензии,
эссе,реферата, критической статьи,


Знать жанры делового стиля, уметь создавать учебно-научные тексты, выполнять комплексный анализ текста, использовать разные виды словарей.
21.03
4.04
11.04

28-29
Практическая работа по созданию текста делового стиля.
Практическая работа
Практическая работа
Создание текста
научного стиля.
Знать жанры делового стиля,
Уметь создавать учебно-научные тексты;
выполнять комплексный анализ текста, использовать разные виды словарей.
18.04
25.04

30
Редактирование текстов делового стиля.
Редактирование текстов
Коллективное обсуждение речевых и грамматических ошибок,
стилистических и логических ошибок.
Редактирование
Знать жанры делового стиля, классификацию речевых, стилистических, грамматических, логических ошибок, уметь применять свои знания на практике.
16.05

31
Публицистический стиль. Стилевые черты публицистики.
Анализ текстов публицистического стиля.
Особенности стиля.
Работа с текстами
по истории, обществознанию.
Изложение
сжатое
Знать особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать и характеризовать тексты различных стилей и жанров.
23.05

















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
· Успенский Л. Культура речи.-М.: 1980.

· Справочник по русскому языку. Практическая стилистика/ Д.Э. Розенталь. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007.- 416
с.
·
Русский язык. Стилистика и культура речи-М.: Махаон, 2005, 256 с.
Технические средства
· Персональный компьютер

· Проектор

·
Интерактивная доска
Интернет-ресурсы: http://en.coolreferat.com., http://www.fplib.ru/id/russian/19vek/, http://ru.wikipedia.org,
http://otherreferats.allbest.ru














13PAGE 15


13PAGE 14315




15