Рабочая программа элективного курса Практическая стилистика 10 класс
















Элективный курс

«Практическая стилистика»

для 10класса гуманитарного профиля

17 часов















Автор

Грунина Е.В.










Элективный курс
«Практическая стилистика»
для 10 класса гуманитарного профиля
17 часов
Пояснительная записка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда (распоряжение правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756 – р). В рамках концепции предусмотрено проведение элективных курсов для старшеклассников.
Элективный курс «Практическая стилистика» предназначен для учащихся 10-х классов гуманитарного профиля.
Цели курса:
дать систему ориентиров в стилевом многообразии русского языка.
способствовать расширению речевого опыта учащегося в разных речевых сферах;
способствовать овладению конкретными жанрами устной и письменной коммуникации;
Задачи курса:
помочь учащимся освоить позицию активного слушателя;
научить соотносить цели слушания с выбором стратегии и тактики слушателя;
правильно выстраивать публичное выступление в соответствии коммуникативной целью, особенностями аудитории; обсуждать, участвовать в дискуссии;
научиться выбирать стратегию и тактику чтения в соответствии с коммуникативной целью, освоить роль активного читателя;
освоить наиболее часто встречающиеся жанры деловой и учебной сферы речи.

Программа курса

№ п\п
Тема занятия
Содержание занятия
Кол-во часов
Виды
деятельности


1.
Вводное занятие. Что такое литературный язык?
Языковая норма. Относительность и границы языковой нормы.

1 час
Лекция учителя с элементами беседы. М.Н. Кожина Стилистика русского языка. – М., 1983 г.

2.
Сферы речи в современном обществе.
Повседневная, деловая, научная, общественно-политическая, эстетическая. «Анкета» сферы речи: предназначение в социальной жизни; состав участников и их роли; речевые жанры; разновидность (стиль) языка. Учебная сфера речи. Ее специфика.

1 час
Работа в группах.
Е.А. Голушкова. Практическая стилистика на уроках русского языка – М., 1967г.

3.
Устная и письменная коммуникация (УК, ПК).
Сходство и различие. Невербальные компоненты УК. Восприятие устного и письменного текстов. Речевые ошибки в письменной речи как отражение устной речи.
1 час
Практическая работа в группах.
Н.Е. Сулименко. Стилистические ошибки учащихся и их предупреждение.-М., 1966г.

4.
«Я СЛУШАЮ»
Роли слушающего и говорящего в устной коммуникации в разных сферах общения.
1 час
Разработка и демонстрация коммуникативных ситуаций. Розенталь Д.Э. Стилистика и культура речи. – М, 2005г.




5, 6.
Коммуникативная роль слушателя.
Что мы делаем, когда слушаем? Слушать и слышать. Цели слушания. Стратегии слушания. Их зависимость от цели.
Выборочное слушание (ВС). Цель ВС. Ситуации, в которых необходимо ВС. Ситуации, в которых ВС неадекватно и приводит к разрыву в коммуникации. ВС и сферы речи.
«Эстетическое» слушание. Особенности слушания художественного текста в зависимости от цели.
Аналитическое слушание (АС).
2 часа
Лекция учителя.
Практическая работа по составлению уточняющих вопросов, записей, перефразирования, резюмирования и др.
ПленкинН.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М, 1975г.


7.
«Я ГОВОРЮ»
Диалогическая и монологическая речь (ДР, МР). Повседневная сфера общения как сфера преимущественно ДР. МР в научной, политической, деловой сферах. Жанры МР: научный доклад, сообщение, лекция, публичное выступление, презентация и др. Особенности МР.
1 час
Беседа.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. – М, 2002 г.

8.
Репродуктивная и продуктивная (креативная, авторская) речь (РР и ПР).
Примеры репродуктивной речи и продуктивной речи.

1 час
Практическая работа:
«озвучивание» новостей, чтение наизусть, пересказ «близко к тексту»; участие в обсуждении.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. – М, 2002 г.

9.
Публичное выступление (ПВ).
Особенности ПВ в разных сферах общения. Жанры ПВ.

Составление текстов ПВ разных жанров.
Розенталь Д.Э. Стилистика и культура речи. – М.: 2005г.



10.
«Я ЧИТАЮ»
Роли читающего и пишущего в письменной коммуникации в разных сферах общения. Ситуации, в которых я выступаю в роли читателя. Тексты, которые я читаю. Цели чтения.

1 час
Лекция учителя; ситуативные игры.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. – М, 1968 г.

11, 12.
Виды чтения.
Виды чтения. Их зависимость от цели.
Поисковое чтение.
Ознакомительное чтение.
Аналитическое чтение

2 часа
Практическая работа в группах с текстами.
Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: контрольно-тренировочные задания.- М.: 2005г.


13.
«Я ПИШУ»
Жанры и сферная принадлежность текстов.
Репродуктивная и авторская письменная речь. Специфика жанра школьного сочинения.

1 час
Лекция с элементами беседы.
Ладыженская. Развивайте дар слова. – М., 1986 г.

14, 15.
Культура создания письменного текста. Жанры деловой сферы.
Составление письменного текста.
2 часа
Практическая работа.
Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроке. – М., 1980 г.

16, 17.
Итоговое занятие.
Представление творческих работ (тексты разных стилей и жанров).
2 часа
Защита творческих работ.



Список литературы.
Болотнова Н.С., Орлова О.В. Стилистика русского языка: контрольно-тренировочные задания.- М.: 2005г.
ВласенковА.И, Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002 г.
Голушкова Е.А. Практическая стилистика на уроках русского языка.- М.: 1967г.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык 10-11 классы. – М.: 2002г.
Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах.- М.: 1997г.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: 1983 г.
Ладыженская. Развивайте дар слова. – М.: 1986 г.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 класс. – М.: 2002 г.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: 1996г.
Розенталь. Д.Э. Практическая стилистика. – М.: 1968 г.
Розенталь Д.Э. Стилистика и культура речи. – М.: 2005г.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. – М.: 1996г.
Сулименко Н.Е. Стилистические ошибки учащихся и их предупреждение. - М.: 1966г.
Шаповалова Т.А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. - М.: 1967г.
Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроке. – М.: 1980 г.
16. ПленкинН.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М, 1975г.

15