Конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: ЧТО ИЗУЧАЕТ СИНТАКСИС?


№ 130. Тема: ЧТО ИЗУЧАЕТ Синтаксис?
Цели: вызвать интерес учащихся к изучению темы «Синтаксис и пунктуация»; помочь понять, с чего начинается синтаксис, что в нем главное, для чего нужно изучать этот раздел грамматики, почему важно пользоваться знаками препинания; познакомить учащихся с разными средствами связи слов; формировать умение правильно строить словосочетания и предложения, чтобы точно выражать свои мысли и чувства, а также без труда понимать речь других людей.
Планируемые результаты:
Формирование у обучающихся умений построения и реализации новых знаний: понимают значения слов «синтаксис», «пунктуация», роль пунктуации, средства связи слов в предложении: изменение формы слова, служебные слова, порядок слов, интонация; видят границы предложений, находят грамматические основы, правильно строят словосочетания и предложения.
Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Регулятивные УУД: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
ПознавательныеУУД: объяснять языковые явления.
Ход урока
Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сказка про Синтаксис и Пунктуацию.
 Жили-были Синтаксис и Пунктуация. Как-то раз они встретились у моря.
- Привет!
- Привет, Синтаксис!
     Пунктуация начала смеяться над Синтаксисом:
- Ха-ха-ха, у тебя нету запятой, точки, восклицательного и вопросительного знака.
- Ну и что? Зато у тебя нет словосочетания, текста и предложения, -  возразил Синтаксис.
- Зато, если не было бы знаков препинания, то и не было бы смысла в предложении!
- А если не будет предложения, зачем знаки препинания?
      Хвастались Синтаксис и Пунктуация, спорили, кто лучше, так и ни к чему не пришли.
Ребята, как вы считаете какая будет сегодня тема на уроке?
Каких целей мы должны достигнуть на уроке?
Актуализация знаний
Орфографическая минутка
Траектория, настурция, праща, потихоньку, наперегонки, вокруг, чувствуешь, футбол, ботинок, парикмахер, прийти, приду, бриллиант, кристалл.Первичное усвоение знаний
Чтение теоретического материала стр 82
Беседа по вопросам.
1. В какой части параграфа показано, что из одних и тех же слов можно построить разные сообщения?
2. Что при этом происходит со словами?
3. Что они образуют?
4. Что изучает синтаксис?
5. Для чего полезно знать правила синтаксиса?
6. Как называется раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правила их постановки?
7. Зачем нужны знаки препинания и умения пользоваться ими?
V. Первичное закрепление
Выполнение упражнения 436 с последующей проверкой.
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке.-Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось решить поставленную задачу?
-Каким способом?
-Какие получили результаты?
-Что нужно сделать ещё?
-Где можно применить новые знания?
VII. Домашнее задание: § 57; упражнение 438.