Урок русского языка для 5 класса по теме «Что изучает стилистика»


Русский язык, 5 класс.
Тема: Что изучает стилистика.
Тип урока: урок развития речи.
Элементы основного содержания Элементы дополнительного содержания Требования к уровню подготовки обучающихся(прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)
- Понятие о стилистически значимой речевой ситуации.
- Разговорная речь Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. - Понимать стилистически значимую речевую ситуацию; уметь анализировать под этим углом зрения любую предложенную речевую ситуацию, фиксировать её в виде схемы.
- Определять принадлежность текста к разговорному стилю речи, используя понятие речевой ситуации как ориентировочную основу действия. Производить стилистический анализ текстов, относящихся к разговорному стилю, фиксируя языковые средства, передающие непринуждённость и эмоциональность речи.
Цели: 1. Дать понятие науки стилистики, речевой ситуации.
2. Научить использовать характеристику речевой ситуации как ориентировочную основу при определении принадлежности текста к тому или иному стилю.
3. Развитие логического мышления, внимания к родному языку. Культура устного ответа.
Оборудование: 1. Распечатки с текстами.
2. Небольшая мультимедийная презентация по теме урока.
Ход урока.
Оргмомент1. Проверка Д/З: - коротко, есть ли вопросы.
2. - оформление тетрадей, озадачивание : понятно ли значение слова СТИЛИСТИКА?
- используя известные приёмы толкования слова, попробуйте объяснить значение слова СТИЛИСТИКА (ребята использовали разные подходы к объяснению: кто-то вспомнил и соотнёс это слово с термином «лингвистика» и вышел к определению «наука о стилях», кто-то предложил оттолкнуться от понятия стиль и путём подбора однокоренных слов вышли к таким понятиям как «эталон», «направление»)
Актуализация имеющихся знаний и способов действий (тех, которые будут положены в основу работы с новыми сведениями)
1)Работа с распечаткой: является ли текстом то, что вы прочитали? Почему вы так считаете?
(распечатки на столах у каждого)
С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.2) Медуницу называют медуницей, потому что в её цветках много сладкого сока – нектара. 3) Цветки у медуницы окрашены по-разному. 4) Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 5) Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. 6)В воздухе так пахнет дождём, сиренью, влажной землёй, что голова идёт кругом. 7)Такое растение с разноцветными цветами легче заметить шмелям.
2) Что нужно сделать, чтобы из этого фрагмента получился текст?
- Попробуйте, запишите номера предложений в нужном порядке. (1, 4, 6) или (2, 3, 5, 7)
- Сколько текстов у вас получилось? Какова их тема?
- Запишите текст, предложения которого объединены описанием дождливого дня.
1)С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. 4) Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 6)В воздухе так пахнет дождём, сиренью, влажной землёй, что голова идёт кругом. Используя данную речевую модель, докажите, что перед вами – текст.
!!! если забыли признаки текста, приготовить распечатки и скрыть на доске.
Данные предложения являются текстом.
Во-первых, __________________________________
Во-вторых, _________________________________
Кроме этого,________________________________
И наконец,___________________________________
Вот почему эти предложения представляют собой текст.
Дополнительное задание:
(текст на экране): можно ли назвать орфограммами выделенные написания? Обоснуйте свой ответ. Назовите орфограмму. ИЛИ
+ найдите в тексте примеры слов с пятью любыми изученными орфограммами, подчеркните их, назовите орфограмму, устно объяснив правописание.
физкультминутка
Этап мотивации.
Экран: к уже имеющемуся тексту добавлены ещё два фрагмента.

С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. В воздухе так пахнет дождём, сиренью, влажной землёй, что голова идёт кругом.
В Пермском крае сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15-17.
Ну что за погода! Не поймешь: то дождь, то солнце. Да и холодновато. Зонтик бы не забыть.
- Прочитайте. Что объединяет эти два текста с тем, что вы записали? (ТЕМА!)
- Где можно услышать каждое высказывание?
- Возможно ли высказывание № 1 или № 3 услышать от диктора по TV? Высказывание № 2 услышать в разговоре двух друзей, идущих в школу?
- От чего зависит выбор? (используй распечатки понятий на обороте доски)
ЗАЧЕМ ? ГДЕ? говорим
С КЕМ?
Эти элементы являются составляющими РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ, т.е. можно сделать вывод, что …..(наши высказывания зависят от РС, т.е. мы должны учитывать, какова ЗАДАЧА РЕЧИ, ГДЕ говорим, с КЕМ вступаем в ситуацию общения)
- Обратимся за помощью к учебнику, проверим, насколько мы оказались правы в своих предположениях.
- Чтение материалов учебника на стр. 117, под синей полосой. Есть ли вопросы?
IV. Закрепление
1) Как вы понимаете выражения официальная неофициальная обстановка? Распределим ситуации в соответствии с обстановкой: официальная/ неофициальная (Дома - в магазине - в гостях - на прогулке – в школе на уроке – на собрании – в школе на перемене – в поликлинике - в театре)

Сверка с экраном

2) Как поняли виды задач речи: общение - сообщение - воздействие?

Экран
Сверка с экраном

Упр. 356
-Попробуем проанализировать тексты с позиции использования их в речевой ситуации. Запишем схемы РС в тетрадях. (Работа выполняется по рядам, в парах).
! обратить внимание на выразительные средства текста № 1, которые и помогают нарисовать картинку. Попросить привести примеры эпитетов, олицетворений.
-Проанализируем речевые ситуации и выделим текст, который будет отличаться от 2 других. Ребята довольно легко определяют, что только текст №3 возможен в неофициальной обстановке, в общении 1-1, в непринуждённой беседе, диалоге. Выходим на понятие РАЗГОВОНОЙ РЕЧИ.
Разговорная и книжная речь
Экран
Отнесите тексты Упр. 356 в нужную колонку. Аргументируйте свой ответ.

Более подробный разговор о книжной и разговорной речи у нас впереди, на следующем уроке.
Домашнее задание
§ 46, определение СТИЛИСТИКИ, РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. Упр. 358
VI. Подведение итогов урока. 5-минутное эссе.
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.