Методическое обеспечение внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ на тему: «Семейные традиции» в соответствии с требованиями ФГОС

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение дошкольного и начального образования

Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Актуальные проблемы преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ
в рамках реализации ФГОС НОО»
Методическое обеспечение внеурочной деятельности по курсу ОРКСЭ на тему:
«Семейные традиции» в соответствии с требованиями ФГОС

Авторы проекта:
Ахметзянова Инзиля Мухтаровна,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 8 г. Азнакаево»;
Галимова Ильсия Гильметдиновна,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 8 г. Азнакаево»;
Кожаева Ирина Петровна,
учитель первой квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 4 г. Азнакаево»;

Научный руководитель
Замалетдинова Зальфира Исхаковна,
старший преподаватель ПМЦ ПК и ППРО КФУ

Проектная работа допущена к защите
«__»____________ 2014 г.

Казань, 2014

Оглавление
Введение 3
Актуальность проекта 5
Цель и задачи проекта 7
Жизненный цикл и этапы реализации проекта 9
Программа проектных мероприятий.. 10
Бюджет проекта 12
Ожидаемые результаты реализации проекта 12
Прогнозируемые социальные эффекты 12
Риски реализации проекта и пути их преодоления 13
Основные критерии и показатели эффективности реализации
проекта .13
Заключение 14
Список использованных источников информации 15
Полезные ресурсы . 16
Приложение 17
Введение
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций. Важно сохранение своего «я», наличие твердых принципов, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности. Культурная толерантность и самоидентичность  это необходимые условия для жизни в поликультурном, многонациональном и мультирелигиозном социуме.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости.
Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад жизни обучающегося.
Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях, должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы различные формы работы, в том числе: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Темами итоговых творческих исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи.


















Актуальность
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования, поэтому каждому учителю необходимо отмечать те преобразования в обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом идет речь и в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где обозначены личностные характеристики выпускника начальной школы.
В соответствии со стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Учитывая всё это, нужно отметить, что уроки курса «Основы религиозных культур и светской этики», как и любые другие, необходимо модернизировать, вводя новые формы проведения, используя инновационные педагогические технологии. Миссия преподавателя этого курса в школе особая. Учитель должен быть не просто грамотным специалистом, а человеком, несущим детям и их родителям духовность, нравственность, красоту, возбуждающим желание быть добрым, щедрым душой, уверенным в себе, умеющим наслаждаться окружающим миром и менять мир вокруг себя.
Традиционные ценности семьи и патриотизма лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей – в один учебный предмет.
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Без взаимодействия с семьёй, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребёнка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребёнка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, сделает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным. Активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.





Цель и задачи проекта
Цель проекта
Создание условий для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие нравственных ценностей учащихся; формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких

Задачи проекта:
раскрывать значение понятия «семейные традиции» на примере трудолюбия, гостеприимства, заботы к близким, проведения праздников и организации совместного отдыха;
развивать навыки ответственного поведения в семье;
показать необходимость уважительного отношения к родным и близким;
воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближними;
1.Целевая группа проекта: учащиеся начальных классов
Объект исследования: внеурочная деятельность по ОРКСЭ
Предмет исследования проведение мероприятия в рамках внеурочной деятельности по ОРКСЭ в 4 классе
Индикаторы (критерии эффективности проекта, методы диагностики)
В самой природе человека заложена необходимость органического сочетания будней и праздников, подытожить результаты трудовой деятельности. В стремлении человека к завтрашней радости есть стимул развития социальной активности, на которой можно построить эффективную воспитательную систему.
Многообразные воспитательные функции массовых народных праздников обуславливают целесообразность широкого использования этой формы эстетического и нравственного воздействия в системе воспитания, в первую очередь подрастающее поколение.
Современная система семейных традиций это своеобразное педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной социальной общности. Она обеспечивает постоянное воспитательное воздействие на детей, отражает их мировоззрение.
Анализ опыта организации и проведение народных праздников позволяют сформировывать основные педагогические принципы организации этой формы:
принцип всеобщности, принцип использования активности и самодеятельности людей, принцип дифференцированного подхода к участникам.
Для системы воспитания немаловажное значение имеет и принцип дифференцированного подхода к участникам, позволяющий создать гибкую систему воздействия на массы, тем самым лучше и действенно показать свои возможности в любом виде искусства.
В каждом проведённом мероприятии, представляющем собой конкретную педагогическую систему, проявляются закономерности педагогики как науки о воспитании подрастающих поколений и взрослых людей посредством целенаправленной специально организованной системы воздействия.
Семейный праздник, как педагогическая система одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Как итог общественно-созидательного труда и формы организации досуга, ставящей личность в условиях активной духовной деятельности праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. Коллектив – основа социальной жизни и складывающихся в процессе совместной деятельности общественных отношений. Он выступает как связующее звено между личностью и обществом, как условие и предпосылка индивидуального развития, как важнейший фактор формирования гуманистической направленности личности. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа. Общественный опыт передается индивиду и воспринимается им не только в процессе целенаправленного общественного воздействия и не только в «сознательной форме», в виде идей, понятий, взглядов, мнений, норм. Через общение он посредством подражания и заимствования, сопереживания усваивает человеческие эмоции и формы проведения.

Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта сентябрь 2014 г. – май 2015 г.
Этапы реализации проекта
Подготовительный (сентябрь-февраль 2015г.)
Организационные собрания;
Поиск, сбор и анализ информации;
Разработка сценария;
Распределение обязанностей во время праздника;
Пошив костюмов;
Приобретение канцелярских товаров;
Разработка инструктажа по технике безопасности во время праздника;
Основной (февраль-март 2015 г.)
Анкета
Проведение семейного праздника «Семейные традиции »
Заключительный (март 2015 г.)
Мониторинг;
Оценка результатов проекта;
Освещение о результатах проекта на сайте школы, в стенгазете.



Программа проектных мероприятий.

Комплекс мер
Срок проведения
Ответственный


Этап 1

1
Проведение обсуждения идеи проекта, выявление интересующих учащихся и родителей вопросов.
сентябрь
Классный руководитель

2
Распределение на группы по интересам для выполнения различных видов работ
(Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка (отец, брат) – защитник Родины»)
сентябрь
Классный руководитель

3
Работа в группах по сбору интересующей информации, ее обработке и поиску недостающей.
декабрь
Классный руководитель

4
Выбор формы реализации проекта. Презентации творческих работ школьников, выполненные ими при поддержке родителей по результатам изучения модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
декабрь
Классный руководитель,
затейники класса

5
Написание сценария по воплощению проекта
январь
Классный руководитель,
затейники класса.

6
Подбор музыкального сопровождения.
январь
Классный руководитель,
затейники класса.

7
Разучивание песен для выступления во время праздника. Номера детской (желательно при участии родителей) художественной самодеятельности, представляющие культурно-исторические, духовно-нравственные традиции конфессий и народов России
январь-февраль
Классный руководитель,
затейники класса.

8
Организация места проведения праздника.
февраль
Родители, учащиеся актива класса

9
Проведение инструктажа по технике безопасности
февраль
Классный руководитель


Этап 2

1
Проведение праздника «Семейные традиции». Дегустация блюд национальной кухни народов России.
март
Группа ведущих


Этап 3

1
Наблюдение
апрель
Классный руководитель

2
Анкетирование
апрель
Классный руководитель

3
Тестирование
май
Учитель ОРКСЭ

4
Создание стенгазет
май
Командиры групп

5
Помещение отчёта на сайте школы
май
Педагог - организатор


5. Бюджет проекта
Статья расходов
Источник финансирования
Объем собственных средств (руб.)
Объем запрашиваемых средств (руб.)

Костюмы
Родители
0
2800

Призы
Родители
0
750

Канцелярские товары
Родители
0
1000


6. Ожидаемые результаты реализации проекта.
Предметные:
- дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные традиции».
Метапредметные:
- регулятивные: осуществление функций самоконтроля процесса и результатов деятельности;
- познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, ориентируясь на общепринятые правила сотрудничества;
- личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности.
7. Прогнозируемые социальные эффекты
1
2

Стейкхолдеры
Социальные эффекты

Обучающиеся
-

Родители
+

Педагогический коллектив
-

Партнеры
Учителя начальных классов, педагог - организатор


8. Риски реализации проекта и пути их преодоления
1
2
3

Риски
Условия возникновения
Пути преодоления

Мотивационные
Отсутствие поделки
Изготовление поделки

Неисправность техники, оборудования

Повреждение оборудования, низкие температуры
Вызов мастера

Низкий охват участников мероприятия
Эпидемия гриппа и ОРВИ
Изменение даты проведения мероприятия


9. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1
2
3

Критерий эффективности
Условие (%)
Измеритель

Духовно-нравственная компетентность учащихся
75
наблюдение

Степень соответствия между достигаемыми и проектируемыми результатами
50
анкета



Заключение
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младший школьник или подросток, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизни и общества.
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества.
Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности.
Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций во внеурочной деятельности.


Список использованных источников информации
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Примерные программы по учебным предметам в 2 частях. Москва
«Просвещение», 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М–во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1/ [М.Ю. Демидова, С, В, Иванов, О. А. Карабанова и др.] – М. : Просвещение, 2010. – 215 с.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа. М.: ВАКО, 2005.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания :1-4 классы. М.: ВАКО, 2007.
Дробинина Н.Н. Классные часы: 3 класс. М.: ВАКО, 2008.
Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.
Саляхова Л.И. Родительские собрания. Сценарии, рекомендации, материалы для проведения. 1-4 классы. М.: Глобус, 2007.
Полезные ресурсы

12.http://www.prosv.ru/umk/ork официальный сайт издательства «Просвещение».
13. http://abccba.ru/ Этика
14. http://simple-etiquette.ru/ Этикет
15. www.proshkolu.ru/
16. n-shkola.ru/
17. www.zavuch.ru/

















Приложение №1
ПРАЗДНИК «СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ»
Цель проведения мероприятия:
Формировать представление о жизненном идеале семьи, положительное отношение, уважение к семьям одноклассников.
Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развивать интерес к истории своей семьи.
Работать над сплочением классного коллектива, коллектива учащихся и родителей.
Познакомить с наиболее распространенными традициями русского народа.


Оформление: красочная фотогазета « Моя семья» всех учащихся класса, выставка любимых блюд, стенд «Моя родословная» (каждый ребенок).

На фоне песни «Родительский дом» выходят ребята читают стихи:
1 ученик: Люди есть такие –
Самые родные,
Самые любимые,
Самые ранимые

2 ученик: Сколь ни велика беда
Рассмешат они всегда
Грусти некуда деваться,
Ей приходится скрываться.

3 ученик: Если спросишь: кто это?
Вам недолго ждать ответа
На вопрос отвечу я
Просто – напросто семья!



Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о семейных праздниках и традициях. Ребята, вы писали сочинения о своей семье, и каждый выбрал себе тему: кто-то писал о семейных праздниках, кто-то о любимых блюдах членов семьи, о свободном времени - как они проводят его со своей семьей, кем они могут гордиться и уважать в своей семье, что значит семья в жизни человека. Вы рисовали рисунки, составляли родословную своей семьи, собирали фотографии, семейные реликвии, вещи, которые сделаны своими руками.
Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Надеюсь, что им будет тоже интересно.
Так что же такое семья?
1 вед. Как появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам:
кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
«Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос мой, подруга моя...»
«Я, я, я», - Ева молвила: «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я»,
И так на земле появилась семья»

Песня « У нас нынче субботея».


1 вед. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, учителя, гости, все присутствующие. Мы рады приветствовать вас на нашем празднике «Семейные традиции».
2 вед. Сегодня наша программа посвящена всем вам: старым и молодым, взрослым и детям, сегодня наша программа о том, что объединяет всех нас: всё о семье и семейных традициях.
1 вед. Слёзы радости и огорчения, ссоры и примирения – это то, без чего, пожалуй, не обходится ни одна семья.
2 вед. Но очень важно, чтобы в каждой семье были свои традиции. Что же такое «традиции»?
Учитель. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Учитель. В ваших семьях, наверное, тоже существуют традиции? Назовите их.
- по воскресеньям готовить любимые блюда (Ильгам)
- свободное время проводить вместе с семьей (Эльвина)
- праздники проводить вместе с семьей (Аделина.)
Учитель. Традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются. Как вы думаете, каково назначение семейных традиций в нашем обществе?
1 вед. Традиции нужны для прочных семейных отношений и для передачи культурных ценностей.
Игра: «Строители».
2 вед: Каждая семья создает свое красивое и уютное жилище – дом, в котором они все вместе, дружно живут. И семьям сейчас предстоит построить свой «Дом счастья», Члены семьи должны по очереди принести строительный материал хранительнице домашнего очага (бабушке), которая завершит строительство дома. Задача участников по очереди принести кубик и построить дом.
1вед: В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому.

Игра: «Генеральная уборка»

2вед: Уборка квартиры –
Нелёгкое дело.
Но на то и спортсмен,
Чтоб работа кипела.
От зрителей – аплодисменты и дружный смех.

Инвентарь: Корзина, веник, совок, 6 обручи, 24 бумажных шариков – на каждую команду по 12 штук.
На определенном расстоянии лежат обручи. В корзине лежат 12 бумажных шариков. Начинают дети. Ребенок бежит с корзиной и разбрасывает бумажные шарики по 4 в каждый круг, возвращается с пустой корзиной к маме. Мама бежит и с помощью совка и веника собирает «мусор» в корзину и оставляет ее в конце этапа. Передает эстафету папе. Папа бежит змейкой до корзины и возвращается в команду держа корзину на вытянутых руках.

Учитель. Традиции в семье бывают разными. Одной из таких традиций может стать традиция составления генеалогического дерева. Это традиция узнавать о своих предках и составлять свою родословную. Обратите внимание на стенд, на котором находятся ваши родословные.
1 вед. Обратимся к нашему корреспонденту. Итак, что вы узнали о составлении родословной в нашей школе?
Корреспондент. Я узнала, что в нашем классе самая большая родословная у Нияза.
Нияз, как долго ты работал над своей родословной?
Нияз. Несколько дней.
Корреспондент: Одному тебе было бы не справиться, кто тебе помогал?
Нияз. Моя мама, бабушка.
Корреспондент. А как вам это удалось?
Нияз. Мы целый день спрашивали по телефону своих родственников.
Корреспондент. Интересно, что дала тебе эта работа?
Нияз. Было интересно, и другие родственники заинтересовались.
Корреспондент. Здорово. Спасибо. Я тоже попытаюсь составить свою родословную и обязательно расскажу о тебе в нашей газете.
(Сюмбель рассказывает о том, сколько имен у неё в родословной).
Учитель. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до этого уже была составлена родословная?»
Ни у кого! Мой совет: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте свое дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение (и может быть, в вашей семье зародится традиция).
Пусть это будет вашей хорошей семейной традицией. (На фоне музыки стихотворение читает Алисия).
Алисия. Вчерашний день,
Минувший год
Не умирает в человеке.
Прошедший век –
Он в нашем веке
Еще звенит,
Еще поет.
Живут высокие веленья
Ума и сердца прежних лет.
Давно угасшие волненья
Еще отбрасывают свет.
И фотография в альбоме,
И куст сирени под окном
И тишина в отцовском доме
Твердят о времени ином.
Учитель. Тот, кто не уважает обычаи своего народа, своей семьи, не хранит традиции в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но и прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.
1 вед. Жизненной необходимостью в каждой семье, например, в казачьей, были неписанные домашние законы:
1. Уважительно относись к старшим.
2. Уважай женщину.
3. Почитай гостя своего.
2 вед. Вот сейчас мы и узнаем, как умеют ребята уважительно относиться к старшим.
Данил:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа: дверь открыта!
Притвори ее, герой!
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: Сам закрой!
За обедом скажет мама:
- Хлеб, лапуся, передай! -
Я в ответ шепчу упрямо:
- Не могу. Сама подай! -
Очень бабушку люблю,
Все равно - и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
А они ко мне:
- Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!.. -
А они ко мне:
- Сыночек,
Положить еще кусочек? -
А они ко мне:
- Внучок,
Ляг, лапуся, на бочок!..
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Я не знаю, как мне быть -
Начал старшим я грубить.
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Говорят: от рук отбился.
От каких, скажите рук?
1 вед. Правильно ли повел себя ученик по отношению к старшим?
2 вед. Что вы посоветуете герою стихотворения?
1 вед. Как мы должны относиться к старшему поколению?
Уважительно, с почтением.
2 вед. Дома ребята провели исследовательскую работу и смогут рассказать о семейных традициях.
Сейчас разделимся на две команды и проверим домашнее задание: ПРИМЕРЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ
(1 группа: Алмаз, Фируз, Алияна,Фарида)
(2 группа: Сюмбель, Нияз, Эльвина,Алия.)
Учитель. Пока ребята готовятся, прозвучит песня «Вместе весело шагать».
Учитель. Какие примеры семейных традиций вы можете привести?
1группа.
Алмаз. Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Наша группа узнала, что в классе есть такие семьи. У Эльвины династия лесников. Предоставляю слово Алияне.
Алияна: У нас в семье династия нефтяников.
2 группа.
Сюмбель: У нас мама и родственники работают воспитателями в детском саду.
Нияз: А у меня мама работает швеёй. Она продолжает дело моей бабушки.
Сценка «ТРИ МАМЫ»
Ведущий:
Часто, дети, вы упрямы,
Это знает каждый сам.
Говорят вам ваши мамы,
Но не слышите вы мам.
Ксюша под вечер с прогулки пришла
И куклу спросила.
Ксюша:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь как спичка худа.
Иди – ка обедать, вертушка.
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Ксюшина мама с работы пришла
И Ксюшу спросила.
Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду
Опять ухитрилась забыть про еду.
– Обедать, – кричала бабуля не раз, –
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!»
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь как спичка худа.
Иди – ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
(Дочка садится за стол)
Ведущий:
Тут бабушка,
Мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки.
А вечером съела сухой бутерброд?!
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а всё – непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь как спичка худа.
Иди – ка обедать, вертушка!
(Мама и бабушка садятся за стол)
Учитель:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками делать упрямыми?
Все вместе:
Ох, как непросто быть мамами!

Исполняется песня «Наша мама».
1 вед. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
2 вед. В 1829 году французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла и в нашу жизнь.
Снежанна.
«Жизнь человека - только миг. В безбрежном времени вселенной, И только в памяти живых Она становится нетленной». «И дух наш, продолжая жить, Во внуков, правнуков вольется. И никогда не оборвется Веков связующая нить».
1 вед.. Мы узнали о традиции проведения свободного времени в семье.
Элина: Когда в наш город приезжают аттракционы, мы семьей посещаем их.
Рафаэль: «В нашей семье всегда взаимопонимание. В выходные и в праздничные дни мы часто выезжаем на природу. Там мы жарим шашлыки и печем картошку. Иногда мы с папой ездим на рыбалку. Зимними холодными вечерами мы тоже не скучаем, играем в шахматы, шашки, собираем пазлы.»
Сюмбель: «Мы очень любим путешествовать и отдыхать в разных городах. Я была с семьей в Казани, в Турции, в Египте, откуда привезла очень много красивых сувениров».
2 вед. А еще я знаю, Розалия подготовила стихотворение Л.Сусловой, послушайте его.
Розалия: А дом, заставленный добром, еще не дом. И даже люстра над столом,- еще не дом. И на окне с живым цветком - еще не дом. И даже с чайника бочком - еще не дом. Когда вечерняя сгустится темнота, И эта истина понятна и проста, Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом.
2 вед. О каком тепле идет речь?
1 вед. Речь идет о любви к своему дому.
2 вед. А как создать тепло в нашем доме?
1 вед. Этому помогут ужины в кругу семьи, поездки, походы, праздники.
2 вед. Верно, все это объединяет и сплачивает членов семьи.
Ильгам: Одной из распространенных русских традиций было застолье. За общим столом собирались гости, пели, хозяева подчивали их каким – нибудь кушаньем.
Алмаз: Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почете были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод - клюква, морошка, моченая брусника.
Учитель. Все течет, все меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, ставятся традиционными. Назовите по одному традиционному блюду в вашей семье.
Учитель. Посмотрите, у нас в зале есть уголок – выставка традиционных семейных блюд.(Озвучить их).
Азалия: К семейным традициям относится традиция отмечать семейные праздники. Мы отмечаем дни рождения, юбилеи, Новый год.
Учитель. Сейчас проверим еще одно задание: ребята выучили пословицы о семье.
Диляра: В недружной семье добра не бывает.
Виктория: Семья – опора счастья.
Эвелина: В хорошей семье хорошие дети растут.
Ильназ:. Где любовь и совет, там и горя нет.
Ильмир:. Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Салават: Муж без жены, что гусь без воды.
Арслан:. Слепой щенок и то к матери ползет.
2 вед. Слава сына – отцу отрада.
Амирхан: На что клад, когда в семье лад.
Ролан: В прилежном доме густо, а в ленивом пусто.
Гульзира: В семье, где нет согласья, добра не бывает.
Эльвина: Чего не желаешь сестре и брату, того не желай своему обидчику.
Вильдан: В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Рамиль: Жениться, не воды напиться.
Учитель. А у нас тоже есть традиция – разучивать инсценировки к праздникам.
(Дети надевают наголовники с изображением животных)
Предлагаем вашему вниманию песню – инсценировку «Где был, Иванушка?»

1 вед. Много было сказано о семейных традициях. Для чего они нужны?
Ильгиз: Чтобы было интересно.
Эвелина : Чтобы семья была крепкой и дружной.
Вильдан: Вместе и работа спорится.
2 вед. Для чего нужны семейные праздники?
Снежана: Скучен и неуютен дом, где праздники смотрят только по телевизору.
Виктория: У любой семьи есть потребность – собраться вместе, послушать любимую музыку, устроить семейный праздничный ужин, порадовать своих родных подарками.
2 вед. Сам по себе праздник не получится. Нужны подарки, сюрпризы, которые сделаны своими руками.
Учитель. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь в замен мы получаем такую радость, чувство, что мы нужны друг к другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!
Пусть ни горе ни беда над семьёй не будут властны,
Рядом пусть идут всегда доброта, здоровье, счастье!
Терпения в воспитании вам предстоит ещё набраться,
Чтоб выросли ваши дети людьми достойными-
Придётся постараться!
Ведущий: Это как здорово, когда вся семья вместе. Если дружно и весело дети и родители мастерят, играют и поют, тогда любая беда не беда. Всем вам счастья, мира и добра! Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

ПЕСНЯ Ю. Н. Елкина «Мы желаем счастья вам»

































Приложение №2
Анкета «Моя семья»

Вопросы
Ответы

1
Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:



Хорошими



Нормальными



Отличными



Не очень хорошими


2
Считаете ли вы свою семью дружной?



Да



Не совсем



Нет



Не знаю


3
Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семь?



Праздники



Ужин в кругу семьи



Не знаю



Выезд на природу


4
Как часто ваша семья собирается вместе?



Часто



Как получится



Редко



Всегда


5
Что делает ваша семья, собравшись вместе?



Общаемся



Шутим, смеемся



Отдыхаем



Смотрим ТВ передачи


6
Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?



Да



Нет



Редко



Иногда


7
Как вы реагируете на семейные конфликты?



Переживаю



Не лезу не в свое дело



Пытаюсь помирить



Никак


8
Кого бы вы поставили на первое место в своей семье?



Маму



Папу



Все одинаковые



Не знаю


9
Какая семья считается счастливой?



Где есть взаимопонимание



Где нет ссор



Когда родители не пьют



Где 1 или 2 ребенка


10
Надо ли наказывать детей?



Нет



Да



Иногда



Смотря за что


11
За что надо наказывать ?



За вранье



За плохое поведение



Не знаю



Много за что


12
Как надо наказывать?



Запретами



Морально



В угол ставить



Не знаю


13
Надо ли поощрять и за что?



Да



За учебу



За помощь по дому



Нет


14
Какие фразы чаще всего употребляются в вашей семье?



Чем ты только думаешь



Сколько раз тебе повторять



В кого ты уродился



Молодец


15
Какими должны быть родители?



Хорошими



Добрыми



В меру строгими



Непьющими


16
Какими должны быть дети?



Хорошими



Послушными



Такими же, как родители



Умными












13PAGE \* MERGEFORMAT141515




­ђ Заголовок 215