Урок ОРК и СЭ Семья и семейные ценности


Открытый урок ОРК и СЭ
по теме
«Семья и семейные ценности»
Учитель: Блохина Е. Н.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Ф. И. О. педагога: Блохина Е. Н., учитель I квалификационной категории МБОУ «СОШ №24» г. Альметьевск РТ
Предмет: ОРК и СЭКласс:4Г Тип урока: урок общеметодологической направленности с элементами сингапурского обучения
Тема: Семья и семейные ценности
Цели:1. Закрепить знания об основах семьи: родственных связях, семейных взаимоотношениях и дать понятие о семейных традициях.
2. Развивать познавательный интерес к предмету изучения; речь учащихся; творческие способности.
3. Формировать положительное отношение к нравственным поступкам, соблюдению этикета за столом.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование знаний об основах семьи (родственных связях, взаимоотношениях, традициях);
- углубление знаний о правилах этикета в обществе и за столом.
Метапредметные:
1. Личностные:
-уметь выполнять действия нравственно-этического оценивания.
2. Регулятивные:
- уметь прогнозировать результат; уметь осуществлять целеполагание на основе того, что известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
3. Познавательные:
- уметь формулировать познавательные цели; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; уметь выполнять знаково-символические действия; уметь выполнять анализ объекта «семья» с целью выделения существенных признаков.
4. Коммуникативные:
- уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь управлять поведением партнёра; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Основные понятия: «семья», «род», «родословие», «генеалогическое древо», «фамилия», «традиции».
Оборудование: кластер по теме «Семья»; проекты учащихся «Генеалогическое древо»; рисунки о семье; бумага для записей для работы в группах; на столах учащихся «МЭНЭДЖ МЭТ»
Дидактическая структура урока* Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.  Знак «Тишина»
Учитель объявляет «ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН»
 Приветствуют улыбкой.
Дотрагиваются по плечу партнёра.
Приветствуют рукопожатием.
 Если учащиеся согласны с данным утверждением, то они встают, если нет, то сидят. А) - Поприветствуем гостей, присутствующих у нас сегодня на уроке.
- Поприветствуйте «партнёра по плечу».
- Поприветствуйте «партнёра по лицу».
Б)В этом учебном году мы с вами начали изучать новый учебный предмет «Основы светской этики». Вспомним основные понятия, с которыми мы знакомились.
- Согласны ли вы, что:
1. «Этика» в переводе с греческого означает «нрав», «обычай». (Да).
2. «Вежливость – это почтительное отношение к людям, основанное на признании их достоинств. (Нет, это уважение).
3. Оказание бескорыстной помощи другим людям, отсутствие скупости называют «щедростью». (Да).
4. Всё полезное, хорошее, всё, что помогает человеку и природе, идёт на пользу называется «злом». (Нет, это добро).
5. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать им «добро». (Да).
6. Повседневное уважение и открытая доброжелательность по отношению к тем людям, с которыми приходится встречаться дома и в школе, на работе и в общественных местах – это «вежливость». (Да).
7. «Этика» изучает мораль, систему норм и правил поведения, выработанных обществом. (Да).
В) – Назовите «золотое» правило этики. (Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе).
углубление знаний о правилах этикета уметь управлять поведением партнёра
уметь выполнять
синтез объекта по его признакам
Актуализация знаний  Создаёт проблемную ситуацию на уроке
Постановка темы
Формулирование проблемы
 -Какую тему начали изучать на прошлом уроке? (Семья).
-На прошлом уроке мы с вами уже говорили о том, на чём основывается семья, на чём она строится, на каких ценностях. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о семье и семейных ценностях.
-Кто сможет сформулировать тему урока?
-Как вы думаете, о каких семейных ценностях (ювелирных, материальных, духовных, финансовых или каких- то других) будет идти речь на уроке? (Мнения детей).
   уметь осуществлять целеполагание на основе того, что известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
уметь прогнозировать результат
Проблемное объяснение материала  Учитель проводит подводящий диалог с опорой на кластер «Три кита семьи» (т.е. на каких ценностях основывается семья)
«1кит»
-родственные связи (родители, дети, братья. сёстры, бабушки, дедушки идр.)
«2 кит»:
-семейные взаимоотношения (любовь, уважение, забота, доверие, помощь и др.)
«ТАЙМД РАУНД РОБИН»

 Защита проекта «Генеалогическое древо» или «Мой семейный альбом»
Начиная с партнёра № 1 учащиеся в течение 30 сек. рассказывают о своей семье по кругу
 А) - Что нужно было подготовить дома к уроку? (Сообщение о своей семье; по желанию рисунки и проекты «Генеалогическое древо» или «Мой семейный альбом»).
- Что такое «семья»? (Это объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях).
В понятие «семья» мы вкладываем такие слова как «род», «родословная», «фамилия».
- Что такое «род»? ( Ряд поколений, происходящих от одного предка, давшего потомство).
- Что такое «фамилия»? (Наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям).
- Что такое «родословие»? (Последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них).
Иногда подразумевают «Генеалогическое древо».
Б) - В отношении семьи, своих близких, как вы думаете «золотое» правило этики уместно? (Относись к членам своей семьи так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе).
- Одна из религиозных заповедей гласит «Почитай отца и мать своих». Что это значит? (Кто уважает своих родителей, того и собственные дети будут уважать. Надо уважать старость, дарить членам семьи поддержку и радость, задумываться над вопросом «Что я сделал хорошего для родителей, чем им помог?») Вывод: первые «два кита» на которых основывается семья нам известны, а вот «третий кит» для нас пока остаётся загадкой. Я думаю, мы сможем ответить на этот вопрос выслушав сообщения о своей семье.
Стол № 1: «Что узнал партнёр № 3 о семье «партнёра по лицу?»
Стол № 5: «Что узнал партнёр № 2 о семье «партнёра по плечу?»

В) Слушая своих товарищей, вы догадались «Что скрывает под собой «третий кит»? (Предположения учащихся)
Вы сказали, что «семья – это объединение людей, основанное на кровнородственных связях». А можно ли перефразировать понятие семьи следующим образом: «Семья – это родственный коллектив людей, основанный на общих интересах»?
- Какие общие интересы могут объединять семью? (выступает один из выдвинутых командой партнёров каждого стола)
 формирование знаний об основах семьи (родственных связях, взаимоотношениях, традициях)
 уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
уметь выполнять действия нравственно-этического оценивания.
уметь управлять поведением партнёра; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
уметь прогнозировать результат
Первичное закрепление «ФИНК-РАЙТ-Р
 АУНД-РОБИН»
Учитель проводит подводящий диалог с опорой на кластер «Три кита семьи» (т.е. на каких ценностях основывается семья)
«3 кит»: семейные традиции
 «Подумай-запиши- обсуди в команде» (учащиеся на листочках в течение 1 минуты записывают ответы)
Работа по учебнику
 У каждой семьи существуют свои интересы.
К общим интересам семьи относятся праздничные торжества (празднование Нового года в кругу семьи, Дней рождения членов семьи, всеми любимых праздников Пасха, Курбан-байрам и др.); совместный труд (посадка и уборка картошки, лепка пельменей и др.); совместный отдых (путешествия, поездки, чтение книг, обсуждение просмотренного фильма, хобби и др.). Некоторые семьи объединяет музыка или спорт, так называемые поющие семьи или спортивные семьи.
- Эти общие интересы давно ли присутствуют в вашей семье, каким образом они зародились, до вас ли они появились?
Вывод: Они передались от старшего поколения к нынешнему, т. е. передались по наследству.
Как называются, одним словом, такие общие семейные интересы? ( Чтение по учебнику с. 135-136)
 
 уметь управлять поведением партнёра; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Включение нового знания в систему знаний  «КЛОК БАДДИС  Разыгрывание ситуации «Приглашение на День рождения»  - Что означает слово «традиция?»
- С какого языка оно пришло к нам?
- В учебнике сказано «что семейные традиции помогают узнать историю семьи, понять, где её истоки». Как вы думаете, в чём ещё заключается ценность семейных традиций? (Они укрепляют семью.)
- Вы перечислили очень много семейных традиций. Больше всего вы любите праздновать Дни рождения. Пригласите своего «партнёра на 6 часах» на свой День рождения. Начинает тот, у кого День рождения по календарю отмечается раньше.
 углубление знаний о правилах этикета  осуществлять поиск и выделение необходимой информации
Итог урока. Рефлексия.      - На каких семейных ценностях основывается семья?
( родственных связях, взаимоотношениях, традициях)
-Конституция РФ статья 13 Семейного законодательства звучит так: «брачный возраст устанавливается в 18 лет». В недалёком будущем большинство из вас будут иметь свои семьи.
1)Дома вместе с родителями ответьте на вопрос: «Какие семейные традиции вы хотели бы передать своему будущему поколению?»
2) (по желанию) подготовить сообщение о Дне семьи, любви и верности
формирование знаний об основах семьи (родственных связях, взаимоотношениях, традициях);
 уметь осуществлять поиск и выделение необходимой информации;