Конспект фронтального логопедического занятия для детей с заиканием в средней группе В весеннем лесу


Конспект фронтального логопедического занятия
для детей с заиканием в средней группе
Тема: «В осеннем лесу».
Коррекционная цель: закрепить названия грибов, листья деревьев (березы, клена, дуба). Закрепить знания основных цветов - красный, желтый, зеленый. Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А, В, И. Развитие длительного речевого выдоха. Развитие фонематического восприятия. Формирование и развитие слухового и зрительного внимания. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма. Закреплять умение перевоплощаться.
Оборудование: игрушка лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Логопед: Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.
Упражнение для развития общей моторики
– В осенний лес на прогулку
Приглашаем вас пойти
интереснее приключения
Нам ребята, Всем найти
Ходьба по залу под марш с ударами
На носочки зайчик встал
По дорожке побежал
Ходьба на носочках
Он на пятках шагал
Носик вверх поднимал
Ходьба на пятках
Зайчик прыгает и скачет
По дорожке как зайчик
Прыжки на двух ногах, на месте
По лесной сухой дорожке
Топ-топ-топ ножки топают
Ходит, ходит вдоль дорожки
Весь в иголках серый ежик
Ходьба, топотушкиЕсли подкрадется волк
Превратиться еж в клубок
Присесть, обхватив колени,
нагнув голову
По извилистой дорожке
К реке синий мы пришли
Постарайтесь пройти так
Чтобы не сойти с дорожки
Как лисички мы пойдем
аккуратно пройдем
Ходьба по извилистой дорожке
Имитация ходьбы лисички
(Ходьба между цветочков)
Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
Бег на носочках
Покружили, присели.
II. Основная часть.
1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.
Логопед: – «Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как здесь красиво!
1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги - вниз и снова вверх, вниз.
2) Одновременно подъема и опускания обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.
3) Заходи в осенний лес. – Повороты влево - вправо:
Много здесь вокруг чудес.
4) Вот золотые березки стоят – поднять руки вверх с поворотом влево;
Вот осинки листьями шелестят – поднять руки вверх с поворотом влево;
5) Вот листвой у маслят – присели, руки над головой
Только шапочки блестят, – сплели пальчики.
2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.
«Набежали серые облака. – Приподняла бровь.
Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.
Яркое солнышко выглянуло – улыбнитесь.
Прищуримся и посмотрим на солнышко так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз).
Закрыть глаза и открыть глаза.
3. Упражнение на развитие слухового внимания.
1. Игра «Гриб, дерево, кочка».
Логопед: – А сейчас мы поиграем в игру, где нужно быть очень внимательными.
Если вы услышите команду: – гриб
Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. (Показ логопедом позы)
Если услышите команду: – дерево
Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. (Показ логопедом позы)
А когда услышите команду: – кочка
Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. (Показ логопедом позы)
2. Упражнение на координацию слова и движения
«Хитрые грибы»
Повела меня дорожка
От крылечка в лес густой
У меня не было лукошка,
Я взял корзинку с собой.
Я заглядывал под кочки,
Под березовые пни
Ох и хитрые грибочки!
Где же прячутся они? ...
Ладони ребром друг к другу движения вперед-назад.
Руки полочкой, показ рукой далеко вперед
Сложить ладони корзиной
Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнуты в локтях.
Приседают, заглядывая под мнимые пни, угрожают пальчиком.
Разводят руки в стороны, удивляясь.
3. Фонетическая гимнастика
Логопед: – Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.
Упражнение «Фокусник».
Цель: развитие подвижности органов артикуляции.
Содержание.
К нам приехал фокусник со своей волшебной шкатулкой. У нас также есть волшебная шкатулка - рот. Мы можем научиться фокусам у него. Фокусник то извлекает из ящика волшебные предметы, то снова прячет. Давайте покажем, как он это делает. (Дети выполняют артикуляционное упражнение).
Взмахнул он палочкой моментально и вытащил лопаточку. Повторим фокус?
(Дети повторяют артикуляционную упражнение «Лопаточка»).
Спрятал лопаточку: один, два, три и она превратилась в иглу.
(Дети выполняют артикуляционную упражнение «Иголочка»).
Иголочка упала, где ее искать? Накроем волшебным плащом коврик с иголочкой: один, два, три и иголочка превратилась в трубочку.
(Дети выполняют упражнение «трубочка»).
Еще много фокусов можем показать, но уже в следующий раз.
1. карта звук [А]
– Вот какой боровик порадуемся ему.
Интонация радости.
– Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.
Ротик широко открыли, губы - окошко круглое, большое; воздух свободно выходит, шейку поет – А-а-а-аПрисели на корточки, обхватили руками, колени наклонили голову к коленям «спрятались» – 3 раза.
2. Карточка звук [О].
Упражнение «Прогулка в лес».
Отправимся снова в лес. Кто это у нас спрятался за кустиком? Вы поймете, угадав загадку.
 В теплый дождик родился,
зонтиком накрылся (Гриб).
 Как мы можем языком показать гриб?
(Дети выполняют артикуляционное упражнение «Грибок»).
А теперь, выполняя упражнение, соберем грибы.
В лесу много ягод, из которых можно на зиму сварить вкусное варенье.
(Дети выполняют артикуляционную упражнение «Вкусное варенье »).
 Варенье хорошо сочетается с чаем. А с чего мы пьем чай? Покажем язычком чашечку.
(Дети за логопедом выполняют упражнение «Чашечка»).
 Мы хорошо поработали, идем дальше.
Логопед: – Ой, сколько опят на пеньке сидит.
Интонация удивления.
– Стоя, руки внизу. Поднимаем руки через стороны вверх
Ротик открыли, окошко овальное, воздух свободно выходит, шейку поет - О-о-о-о-ОПрисели на корточки, обхватили руками колени, наклонили голову к коленям «спрятались» - 3 раза.
3. Карточка звук [В]
Логопед: – А это что за гриб красивый, с красной головкой с белыми пятнами?
Дети: – мухомор, он ядовит.
Интонация угрозы.
– Руки согнуты на уровне груди. Ладони повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытащили вперед трубочкой, шейку поет – У-У-У-У-У
4. Карточка звук [И]
– Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпка вернул?
Дети: лисичка.
Интонация радости и удивления.
– Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Становятся на цыпочки, руки поднимают высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянутые в улыбке зубы разомкнуты, воздух свободно выходит, шейку поет - И-и-и-и-и.
3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.
Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.
Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.
– Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко» - 3-4 раза.
– Сонечку улыбнулись. Упр. «Улыбка» -3-4 раза.
– Сыграем солнышке на свирели. Упр. «Дудочка» - 3-4 раза.
– Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте поколошкаемо его: - пя-пя-пя-пя4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.
Игра «Эхо».
Дети мы сейчас в лесу - дружно кричать АУ!
Никто не отзывается
Только эхо откликается
Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.
5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».
А кто это к нам из леса вышел? Это дядя АУ старичок-лесовичок.
6. Песенка «Веселый старичок» муз. Р. Кравца.
- Выходите в круг скорее спойте песню веселее.
7. Ритмичный танец: «У меня - у тебя» (с ложками и погремушками)
Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.
9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзины»
Лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзины
Логопед по очереди говорит каждому ребенку, какие письма он будет собирать. (Дети под спокойную музыку собирают листочки).
10. Итог занятия.
Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичка – Лесовичка, что мы видели в лесу.
Литература:
Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. – СПб.: Петербург – ХХI век», 1997.- 286 с.
Железнова, Е.С. Песенки инсценировки и многое другое.
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.