Конспект урока Публицистический стиль.Его особенности.жанры


Урок русского языка в 11 классе.
Тема:
Тип урока:
урок использования приемов исследовательской деятельности учащихся по теме: «Публицистический стиль. Его особенности».  Публицистические статьи для лингвостилистического анализа взяты из газет довоенного, военного и послевоенного времени (1941-1956 г.г.) «Колхозная жизнь» Фоминского района.
Повторение изученного проводится  с помощью приемов исследовательской деятельности, направлено на формирование исследовательской и коммуникативной компетенций учащихся с целью воспитания любви и уважения к людям и истории своей Родины.
 Цели:
образовательные:
обобщение, обогащение и систематизация знаний учащихся по теме «Особенностях публицистического стиля»;
практическое овладение анализом текста публицистического стиля;
повторение лексических и синтаксических особенностей публицистического стиля, закрепление навыков правописания;
формирование умения «узнавать» тексты публицистического стиля.
воспитательные:    
привитие любви к родному слову и истории страны;
привитие чувства любви к малой Родине через краеведческий материал (публицистические тексты районных газет);
формирование активной жизненной позиции.
развивающие:
развитие метапредметных компетенций: регулятивных, коммуникативных, познавательных;
развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы, анализировать свою деятельность;
развитие исследовательской деятельности и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
уметь определять и обосновывать принадлежность текста к публицистическому стилю;
совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля;
развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в историческом процессе;
доказать, что через знание истории родного села рождается любовь к своей Родине;
подготовиться к созданию собственного текста публицистического стиля.
Методы 
репродуктивный
исследовательский
Оборудование: 
 Компьютер,  интерактивная доска;
ксерокопии и подлинники районной газеты довоенного, военного и послевоенного времени.
На уроке проводится работа:
по расширению словарного запаса;
по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
по этимологическому анализу слова и лингвостилистическому анализу текста;
работа со справочной литературой и учебником.
Круг умений по теме:
учащиеся должны уметь определять стилистику текстов, выделяя характерные языковые признаки публицистического стиля и составлять тексты заданной стилистической принадлежности.
Технология: использование проектной деятельности, информационных компьютерных технологий.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
по работе с текстом;
по развитию устной и письменной речи;
здоровьесбережение .На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка:
Текстоориентированный: монологический ответ, работа с текстами.
Функциональный: совершенствование собственной устной и письменной речи (по предупреждению грамматических ошибок в устной и письменной речи.)
Коммуникативно-деятельностный: работа со словарем, над частичным комплексным анализом текста.
Интегрированный подход: связь с историей и обществознанием. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся посредством высказывания собственной жизненной позиции.
Личностно-ориентированный подход – консультирование учителя, помощь в организации деятельности.
Домашнее задание к данному уроку:
познакомиться со статьями из местных районных газет довоенного и военного времени, попробовать их проанализировать.
Ход урока.
1.Организационный момент . Сообщение темы. Формулировка целей.
Учитель.
-Сегодня мы продолжим изучение публицистического стиля речи, будем выявлять его особенности. 1 слайд.
Ребята, что вы подготовили к уроку?
Мы готовим к защите свой проект по изучению публицистического стиля речи.
Объектом для своего исследования мы выбрали статьи из местной газеты довоенного, военного и послевоенного времени. Выбор темы мотивирован интересом к стилям речи, истории села и работе в нашем селе типографии и редакции газеты. Это обусловлено ещё и тем, что 2015 год - год семидесятилетия Великой Победы, и именно в предвоенные годы в селе была основана редакция газеты «Колхозная жизнь» и работала в военные и послевоенные годы.
Для осуществления проекта были предприняты экскурсии в музей села, встречи со старейшими жителями, с бывшим научным сотрудником Дома-музея ходока к Ленину, И.А.Чекунова. В результате работы были отобраны необходимые газетные материалы, документы, и произведён анализ газетных статей. Сделан вывод об эволюции публицистического стиля за 18 лет, который ребята представят на уроке.
- Давайте сформулируем цель нашего урока:
мы обобщим и углубим знания по теме «Публицистический стиль речи» Защитим нашу исследовательскую работу (2 слайд)
2.Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.  
Учитель.
На предыдущем занятии мы познакомились с особенностями функциональных стилей и научились лингвостилистическому анализу текста.
Давайте вспомним основные сведения о стилях.
- Что такое стиль речи? ( Стиль – совокупность речевых средств, избираемых из языка в соответствии с требованиями нормативности речи, ее целесообразности, контекста, ситуации, жанра высказывания.)
- Сколько функциональных стилей в современном русском языке?
(5 стилей: художественный, публицистический, официально-деловой, разговорный и научный).
- На какие группы делятся стили? (На 2 большие группы: разговорный и книжные стили.)
- Назовите общие признаки стилей. (Каждый стиль имеет свою сферу употребления, функцию, доминанту (преимущество), языковые особенности, жанры.)
- Зачем нам необходимо знать особенности публицистического стиля?
( Для того, чтобы научиться распознавать тексты данного стиля).
- А зачем нам нужно это умение? (Для создания собственных полноценных тестов, для успешной сдачи ЕГЭ и для составления удачных выступлений в будущем).
Работа со словарями 3,4 слайды.
Учитель.
- Ребята, поработайте со словарями, объясните лексическое значение слова
публицистика и определите его происхождение.
Ответы учащихся:
ПHYPERLINK "http://enc-dic.com/ozhegov/Publicistika-28230.html"ублицистика`Толковый словарь Ожегова`
-и, ж. Литература по актуальным общественно-политическим вопросам современности, текущей жизни общества. Художественная п. II прил. публицистический, -ая, -ое.
Публицистика`Толковый словарь Ушакова`публицистики, мн. нет, ж. (от латин. publicus - общественный) (книжн.). 1. Литература по общественно-политическим вопросам. Русская публицистика 60-х гг. 2. Жанр, стиль, характерные особенности такой литературы. Роман, насыщенный публицистикой. 3. Писательская деятельность по общественно-политическим вопросам. У него за плечами 20 лет публицистики.
Публицистика`Словарь литературоведческих терминов`публицистика
- (от лат. publicus - общественный) - особый вид литературы, сочетающий в себе признаки художественной, социально-политической прозы и журналистики. Публицистические произведения отличаются экспрессивностью, открытой тенденциозностью, активным использованием приемов ораторского искусства (большого количества риторических фигур: обращений, восклицаний, вопросов, позволяющих вовлечь читателя в диалог и т. п.). Жанры П.: статья, очерк, репортаж, памфлет, рецензия, фельетон и др.
Словарь литературоведческих терминов С.П. Белокурова 2005
Словарь иностранных слов:
Публицистика и, ж.   У этого слова нет мн. числа. Словарь гласит, что это литературный жанр, посвященный рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни.
УЧИТЕЛЬ.
-А как произошло название интересующего нас стиля?
(название стиля «публицистический» происходит от латинского слова «публицус» - что значит общественный (в нашем языке есть слово публика», одно из значений которого – люди, народ).Учитель.
Какой вывод можно сделать? Для чего используется публицистический стиль? (ВЫВОД УЧЕНИКА. Публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.)Учитель.
Мы пришли к выводу, что основная цель публицистического стиля – воздействие на читателя и слушателя, то есть, стиль призван в чем-то их убедить, к чему-то призвать. Слайд 5.
Ребята, расскажите подробнее о публицистическом стиле речи.
(Публицистический стиль – это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.Общественный характер и роль публицистики видны уже из этимологии самого слова «публицистика» (от лат. publicus - общественный). (Под публицистикой мы понимаем «особый род литературы, рассматривающий актуальные политические, экономические, нравственные, воспитательные, литературные и другие проблемы; ее основной целью является воздействие на общественное мнение и сознание.)
Учитель. Каковы же основные черты стиля?
( Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности,
художественная речь - на её эмоциональное отражение.
Публицистика же играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности.) Учитель. Слайд 6.
Выдающийся французский лингвист Шарль Балли в книге «Французская стилистика писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств" (Ш. Балли Французская стилистика. - М., 2001, С. 281). А что же мы можем сказать про ПУБЛИЦИСТИКУ?
-(Публицистика - язык и мыслей и чувств. Темы, которые освещают средства массовой информации , требуют основательных размышлений и логического изложения мысли, а выразить авторское отношение к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.
Публицистика – понятие неоднородное, и это связано с многообразием публицистических жанров.
К чертам публицистического стиля относится информативная насыщенность речи, конкретность, фактографичность, логичность, лаконичность и экспрессивность, эмоциональность и побудительность изложения.)Дополните, пожалуйста.
(Публицистический стиль обслуживает сферу политики, он ставит перед собой цель точно и оперативно, в доступной форме информировать население о важнейших событиях, происходящих в стране и за рубежом, а также воздействовать на читателя. Публицистика – это средство массовой информации и пропаганды.)Учитель.
- Где реализуется публицистический стиль?
(Публицистический стиль используется в периодической печати, на телевидении, радио, в политических выступлениях.В газетах публикуются тексты законов, указов, постановлений - они относятся к официально-деловому стилю, иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю, нередко печатают рассказы, фельетоны - эти произведения относятся к художественной речи.
Учитель. То есть, необходимо заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации, принадлежат к публицистическому стилю.
Учитель.
Какова же роль публицистики? Слайд 7
УЧЕНИК:
(Роль публицистики в том, чтобы:передать сообщение, новость;
разъяснять, комментировать события;
убеждать в правильности того или иного мнения и воздействовать на волю и чувства читателя;
побуждать читателя к определённым поступкам, формировать общественное мнение.
Выделяются две основные функции публицистического стиля:
информационная функция (сообщение);
агитационная функция (воздействие на читателя).
Обе функции тесно переплетаются.
Ученик. В языке газеты, а именно о газетных статьях мы сейчас говорим, то есть в публицистическом стиле, сочетаются информативность , логичность и обязательная эмоциональность, оценочность, то есть используются речевые стандарты и стремление к экспрессии, то есть к оживлению речи).
СЛАЙД 8
Ученик. Хочу рассказать об истории создания газеты, которая
уходит в далёкое прошлое. Первые газеты появились в начале 17 века и подвергались строгой цензуре. Первая газета в России появилась в 1703 году. Она называлась «Ведомости» и отражала внутреннюю жизнь страны.
Учитель.
Какие газеты перед вами?
(Газета "Колхозная жизнь", орган Фоминского райкома ВКП(б) и районного Совета депутатов трудящихся довоенного , военного и послевоенного времени.).
Учитель. Вы уже знаете, что у нас в селе была редакция газеты «Колхозная жизнь, и наша типография печатала эти газеты - это были живые нити, связывающие наше село, деревни вокруг него с внешним миром. Нужны ли были газеты сельчанам? Что вы узнали, исследуя историю нашей газеты? Слайд 9, 10
Из газет, которые печатались в нашей типографии, местные жители узнавали о всех событиях, происходивших в стране, в Фоминском районе. Да, именно в районе, так как наше село было районным центром с 1936 по 1959 г. И именно с 1939 года стала работать в селе типография. Фоминские жители понимали, что из газеты можно узнать много нового, научиться вести хозяйство, через газету можно выразить свои мысли, пожелания. Ведь у них был пример – старейший селькор страны – Иван Афанасьевич Чекунов. Он был страстным борцом за правду, как никто знал тяготы односельчан. После того, как он встретился с Лениным, ему предложили быть внештатным сотрудником центральных газет «Беднота» и «Крестьянская газета». По приглашению В.И.Ленина он стал работать в «Бедноте» штатным сотрудником.
Слайд 11.
На закате жизни Иван Афанасьевич стал журналистом, заведовал отделом писем в "Крестьянской газете". Ежедневно в "Правде", "Бедноте", "Известиях" он объяснял передовые методы ведения хозяйства.
Лингвостилистический анализ текста (5 минут + (2*3) защита = 11 минут).
Учитель.
Сейчас ребята расскажут нам о своих исследованиях, проведут лингвостилистический анализ газетных статей разных лет.
Ребята разделились на 3 группы исследователей. На столах перед вами лежат ксерокопии газет, откуда вы взяли статьи для анализа. Каждая группа проведёт защиту проекта, составят таблицу, занесут её в слайд презентации.
Образец таблицы.
Стиль
Публицисти-ческийСфера употребления Цель высказывания Языковые признаки
Защита проектов. Лингвистический анализ текста
Учитель: Приглашаем для защиты проекта представителей групп (4 учащихся).
ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.
Лингвостилистический анализ текста в приложении 1.
Сканы статей в приложении 2
Вывод об эволюции стиля сделали учащиеся.
Произведя лингвостилистический анализ статей на лексико-фразеологическом, морфемно-словообразовательном , синтаксическом уровнях на различных этапах развития общества, мы проследили изменения в публицистическом стиле. Мы увидели его усложнение, отход от просторечной лексики.
Открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументарованная директивность статей сменилась аналитичностью, доказательностью изложения, тоном доверительной беседы.
Такие изменения произошли за период с 1941 по 1959 годы. Для истории это совсем небольшой срок, но изменения, коснувшиеся не только публицистического стиля, но и всего русского языка, значительны.
(По одному человеку от группы работают над заполнением таблицы и занесением её в слайд.)
Итог урока.
Что можете сказать по изученному материалу?
(Публицистический стиль – это функциональный стиль, который широко используется в сфере общественных отношений: экономических, политических, культурных, спортивных и т. д. Публицистический стиль может употребляться и в агитационных выступлениях.)
Как вы думаете, почему для агитации используется публицистический стиль речи? (Он оказывает более сильное воздействие  на слушателей и читателей).
Где ещё может использоваться публицистический стиль? (В газетах, в выступлениях по радио, по телевидению, на собраниях и т. д.).
  Каковы особенности публицистического стиля?
(Особенности публицистического стиля – это ярко выраженная авторская  позиция, индивидуальная манера высказывания. Публицистический стиль имеет много общих черт с художественным стилем. Для воздействия на читателя или слушателя авторы используют всевозможные метафоры, эпитеты, сравнения, устойчивые обороты и даже разговорные слова. Автор ведёт разговор, спорит, спрашивает…) Запишите в тетради языковые средства публицистического стиля:
1) Употребление  торжественной лексики (например, наша держава, святыня и т. д.).
2) наличие общественно-политической лексики и лексики, которая обозначает понятие этики, морали, экономики, медицины, психологии, культуры и т.д.
3) Использование различных средств  художественной выразительности:
- эпитеты;
- сравнения;
- метафоры;
- риторические вопросы и обращения;
- лексические повторы;
- пословицы, поговорки, устойчивые выражения (попасть впросак, бить баклуши, как снег на голову и т. д.);
- цитаты, литературные образы;
- сатира, юмор.
Задание на дом. Слайд14.
Создать свою статью, очерк, репортаж.
Лучшая работа будет отправлена на конкурс «Проба пера».
Слайд 15.
Прежде, чем приступить к созданию своего текста, вспомните слова Д.С. Лихачева. В своей книге “Земля родная” он написал:
«Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Чтобы созданный вами текст был интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.
Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: “Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде”.
РЕФЛЕКСИЯ. Слайд 16
Вы все грамотно провели лингвостилистический анализ и сумели доказать стилевую принадлежность текстов. Подбор текстов был не случайным. Анализируя тексты, мы еще раз вспомнили ключевые события 2015 года –70-летие Великой Победы, узнали много интересных сведений об истории местной газеты, а самое главное: еще раз повторили особенности публицистического стиля речи.
А теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались в языковых особенностях публицистического стиля, сможете без труда выполнить творческую работу самостоятельно, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы. Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже. Покажите свои рисунки.
Урок окончен. Вы хорошо поработали. Спасибо.
При подготовке материалов к уроку мы использовали:
учебник русского языка 10-11 класс. Авторы: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Издание: 14-е изд. - М.: Просвещение, 2014г.
статьи газеты «Колхозная жизнь» Фоминского района довоенного, военного и послевоенного времени;
Этимологические словари;
Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»;
Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный;
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка;
Сборный словарь иностранных слов русского языка;
Материалы Интернета.
Ребята проанализировали изменения и усложнения публицистического стиля на примере материалов этих газет.